Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста «…Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне.» (Э. Успенский).
Актуальность работы заключается в следующем: изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Цель моей работы:
- Формировать умения выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Формировать умения выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Передо мною были поставлены следующие задачи:
- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Свою работу я организовывала совместно с родителями и детьми на «Школе молодой мамы», где являюсь организатором.
Ход занятия
Опытно-экспериментальная деятельность №1. Пенообразующее свойство мыла – пускаем мыльные пузыри.
Цель: Продолжать знакомить детей и родителей со свойствами мыла. Дать им представления о том, что мыло хорошо пениться и это можно использовать в игровой деятельности. Развивать познавательный интерес детей.
Оборудование: Жидкое мыло, вода, соломинка, трубочки разного диаметра и длины, мерные стаканчики, чашки (по количеству детей).
Воспитатель предлагает детям поиграть и показывает детям бутылочку с жидким мылом. Педагог наливает немного в чашку мыла 30% и добавляет немного воды 70%, при помощи трубочки и выдыхания воздуха образует воздушную пену. Самостоятельная деятельность детей и родителей по изготовлению мыльного раствора. Для удобства измерения пропорций дети могут использовать мерные стаканчики. Затем педагог предлагает детям поиграть и самим образовать воздушную пену.
Опытно-экспериментальная деятельность №2. Рисуем мыльными пузырями.
Цель: Продолжать учить детей и родителей применять полученные знания о свойствах мыла в игровой деятельности. Способствовать развитию пространственного мышления, фантазии, зрительной памяти, пробуждает интерес к творчеству.
Оборудование: Жидкое мыло, гуашь, мерные стаканчики, трубочки, чашки, листы бумаги.
Педагог предлагает вспомнить, как они изготовляли мыльный состав и изготовить его при помощи мерных стаканчиков. Добавляем немного гуаши яркого цвета и при помощи трубочки делает воздушную пену. Но теперь она получается цветная. Самостоятельная работа детей и родителей по изготовлению цветной пены (при помощи мерных стаканчиков). Педагог предлагает порисовать при помощи мыльной пены и показывает способ рисования: в стакане взбивается цветная пена и к ней с верху прикладывается лист бумаги, где отпечатывается очень интересное цветное пятно. Самостоятельная деятельность по изготовлению рисунков. В конце деятельности все рассматривают свои рисунки и фантазируют на, что они похожи. Дорисовывают мелкие детали, если это необходимо.
Опытно-экспериментальная деятельность №3. Рисуем мылом и акварелью по стеклу.
Цель: Познакомить с новой техникой рисования. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать желание продолжать экспериментировать с мылом.
Оборудование: стекло (по количеству) 20-25 см. в высоту и 15 см. в ширину, акварельные краски, кисточки для рисования, мыло хозяйственное, мелованная бумага (такого же размера, как стекло), вода
Педагог предлагает рассмотреть материалы, которые находятся перед ними и перечислить их и просит предположить, что они будут делать. Высказывания детей и взрослых. Объяснения педагогом нового способа рисования: намочите краски, которые вы хотите использовать, затем намочите кисточку и намыльте её до появления пены. Потом мыльной кисточкой тщательно намыльте краски. Чем больше будет мыла в красках, тем лучше. А теперь поочерёдно набирайте краску (конечно не забывая вымывать кисточку) и средними бесформенными пятнами пачкайте стекло, грубыми мазками, не стараясь выводить каких-то линий. К тому моменту, как вы запятнаете стекло (оно должно быть в пяти, шести пятнах разного цвета) все краски на стекле должны быть мокрыми, а еслинекоторые пятна подсохли, освежите их. Стекло должно быть запятнано только в центре, по углам и краям остаться чистым. Затем кладите на стекло, на краску бумагу, придавите её к стеклу, разгладьте снизу вверх, так краска лучше ляжет и через несколько секунд аккуратно снимите листок. Пятна краски лягут в виде веточек, которые потом вы сможете подрисовать. Каждый раз получается другой рисунок и краски ложатся тоже по-другому. Самостоятельная работа. Предложить пофантазировать, на что похож их рисунок. Можно организовать выставку «Мыльные фантазии».
Опытно-экспериментальная деятельность №4. Рисуем с помощью мыла на тканях.
Цель: Продолжать знакомить со свойствами мыла. Дать представления о том, что мыло обладает графическим свойством. Развивать познавательный интерес.
Оборудование: маленькие кусочки мыла, лоскутки однотонного, тёмного материала (по количеству на каждого), образцы снежинок (по тематике).
Воспитатель предлагает поиграть. Показывает коробочку, в которой лежит много маленьких кусочков мыла и лоскутки тёмной однотонной ткани и показывает, как при помощи мыла можно нарисовать снежинки: положить лоскуток, на него трафарет снежинки и покрыть кусочком мыла. Самостоятельная деятельность. Создание выставки «Снежинки – кружатся, летят».
Дети отражают в рисунках свой внутренний мир, поэтому обязательно вглядывайтесь то, как рисует ваш малыш, прислушивайтесь к тому, что рассказывает вам маленький художник по поводу своих картин. Это может помочь понять его проблемы. Ваш малыш рисует то, что видит вокруг, что волнует его. Рисунок-проекция переживаний и чувств ребенка. Например, рисуя человека, ребенок изображает именно себя, а, рисуя семью (даже если это семья каких-нибудь зверушек), предполагает свою семью. Важно вовремя заметить, что и как рисует малыш. Особенно следует обратить внимание на то, какие цвета выбирает ребенок для создания своих шедевров.