Форма: классный час.
Цель:
- Расширить знания детей о символах государства (герб, гимн, флаг).
- Познакомить с Конституцией Российской Федерации.
Задачи:
- способствовать формированию уважительного отношения к законам и символам России;
- воспитывать у детей чувство патриотизма;
- создавать условия для развития познавательного интереса детей.
Оборудование:
- интерактивная доска для показа слайдов, мультфильмов;
- листы для рисования, цветные карандаши.
Ход занятия
– Сегодня мы поговорим о нашей Родине. Скажите, как называется наша Родина? (Россия)
Показ мультфильма «Мульти – Россия».
– А как еще можно назвать нашу Родину? (Страна. Отечество. Отчизна. Государство.)
– А вы любите свою Родину?
– Что значит «любить свою Родину»? (Не совершать плохих поступков, защищать и охранять ее…)
– Как называется человек, который любит свою Родину? (Патриот)
Наша Родина – государство, а любое государство имеет свои символы.
– Какие символы нашего государства вы знаете?
Давайте выберем флаг нашей Родины.
(На экране появляются несколько флагов разных государств, дети выбирают флаг России).
– Что помогло вам правильно выбрать флаг нашей Родины?
Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, правду и верность, красный – огонь и отвагу. Цвета государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей ткани – нарядные сарафаны и другую одежду.
– Еще у нашей страны есть свой гимн. (Прослушивается запись гимна России).
– Какие чувства возникают, когда слушаешь гимн? Он радостный или грустный? Что значит патриотический? Когда звучит гимн России?
– А еще одним символом нашей страны является герб.
Это четырехугольный красивый щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной. В правой лапе орла – скипетр, а в левой – держава. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще на коне, который поражает копьем опрокинутого навзничь дракона. Этого всадника зовут Георгий Победоносец.
– Где можно увидеть герб России? (Демонстрируются заранее приготовленные монеты, образцы официальных документов, печатей).
Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм«Сказка о двуглавом орле» (у автора) об истории герба нашей страны.
Каждая страна имеет свои государственные праздники. Как называется праздник в нашей стране, который отмечается 12 декабря?
– Что такое Конституция?
Это основной закон нашего государства, где есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. В Конституции записано, как должно быть устроено государство и что для него самое главное. В Конституции сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека. В Конституции объявлено, что наше государство считает своей обязанностью защищать права не только своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин России. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина. Другими словами, там сказано, что можно делать гражданину России, а что – нельзя. В Конституции указаны права взрослых и детей! А какие права есть у детей?
– Каждый ребенок имеет право на жизнь. Как вы понимаете это право? (Каждый ребенок имеет право жить, быть здоровым.Взрослые всегда должны помочь ребенку, если ему потребуется помощь.)
– А дети могут помогать взрослым?
– Каждый ребенок имеет право на образование. Как вы понимаете это право?
– Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг. Как вы это понимаете?
– Каждый ребенок имеет право на получение медицинской помощи. Как вы понимаете это право?
– Кто является главой государства?
– Чем занимается президент?
Быть президентом – это работа. В специальной статье Конституции сказано, чем должен заниматься глава государства. Дел у президента очень много. Он подписывает законы, руководит вооруженными силами, назначает судей и министров.
– Кто в настоящее время президент Российской Федерации?
– Какие вы знаете пословицы о Родине? (Если дети затрудняются, педагог сам приводит примеры, а дети объясняют их смысл)
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Родина – мать, умей за нее постоять.
- Человек без родины, что дерево без корней.
- Где родился, там и сгодился.
- Родная земля и в горсти мила.
- Родной край – сердцу рай.
Рефлексия
Сегодня мы с вами познакомились с государственной символикой России и Конституцией Российской Федерации. Давайте нарисуем и раскрасим флаг нашей страны.