Урок математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Число, выраженное десятичным знаком, прочтет и немец, и русский, и араб, и янки одинаково.
Д. Менделеев

Цель урока: создать условия для вывода правила сложения и вычитания десятичных дробей и умения его применять.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обеспечить усвоение правила сложения и вычитания десятичных дробей.
  • формирование умений сложения и вычитания десятичных дробей.

Развивающие:

  • формирование умений формулировать выводы, сравнивать, обобщать изученный материал;
  • развитие монологической речи учащихся, развитие логического мышления.

Воспитательные:

  • развитие навыков самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке;
  • развитие интереса к математике;
  • воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: компьютер; презентация, подготовленная в MS PowerPoint.

Используемые ресурсы: www.matematika-na.ru/5class/

Тип урока:Урок усвоения новых знаний.

План урока:

  1. Оргмомент
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Сообщение темы урока и совместная постановка цели урока
  4. Изучение нового материала
  5. Применение знаний в стандартной ситуации
  6. Динамическая пауза
  7. Тренажер
  8. Домашнее задание
  9. Подведение итогов

Ход урока

1. Оргмомент 

Что узнали, чему учились на последних уроках математики?

Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев сохранилась пословица: «Попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. И задача сегодняшнего урока - доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение.

2. Актуализация опорных знаний

  1. Запишите в виде десятичных дробей числа (слайд 2):
    7 целых 8 сотых
    0 целых 2 тысячных
    33 целых 602 десятитысячных
    0 целых 59 сотых

  2. Прочитайте дроби (слайд 3):
    4,1
    0, 007
    45, 0607
    2003,4679
    33, 06

Мотивационно-целевой компонент

Расположить числа в порядке убывания (слайд 4): 1,52; 0,405; 0,3; 1,432; 1,5; 0,045; 0,45; 1,44; 0,72 (из букв, записанных на обратной стороне листов составится название темы урока)

3. Сообщение темы и совместная с учащимися постановка цели урока

4. Изучение нового материала

Задача (слайд 5): На пальто израсходовали 3,2м ткани, а на костюм – 2,63м. Сколько ткани израсходовали на пальто и костюм вместе?

Выразите в метрах и сантиметрах: 3,2 м и 2,63 м.

3,2м = 3м 20см

2,63м =2м 63см

3м 20см +2м 63см= 5м 83см

3,2+2,63 =5,83

(учащиеся выводят под руководством учителя правило сложения и вычитания десятичных дробей)

Правило (слайд 6): Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

  • Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
  • Записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
  • Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
  • Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

5. Применение знаний в стандартной ситуации

1. www.matematika-na.ru/5class/ (задание 1 № 1-7; задание 2 №5-8)

Ответы:

задание 1: 1,503; 12,91; 3,54; 11,1907

Задание 2: 1,121; 15,4569; 1,585; 34,356

или №1219(а, в, д, е, ж, и) учебника )

2. №1221

3. (слайд 7) Известно, какое большое значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить нельзя, помиловать” и “Казнить, нельзя помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

Где поставить запятую, чтобы равенство было верным:

48 + 22 = 7

4. Динамическая пауза. Игра «Верно, неверно», гимнастика для глаз

5. Какой праздник приближается? (День защитника Отечества) Наивысший героизм и доблесть наши воины показали в период ВОВ. ВОВ стала суровым испытанием для всего советского народа. Почти 4 года бушевало пламя ВОВ. Труден и долог был путь к победе. Все дальше удаляются от нас военные годы, но не стирается память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы для великой победы. Их беспримерный подвиг никогда не померкнет в памяти поколений.

В 1942 г сомкнулось кольцо фашистского окружения под Ленинградом. Город остался без продовольствия, топлива и сообщения с другими городами. Но Ленинград не сдавался.

Задача (слайд 8): Сколько дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда?(900)

779,309 +120,691

6.Каждый день сотни и тысячи ленинградцев умирали от голода, замерзали на улицах и в неотапливаемых домах, погибали под бомбежками. Но люди выстояли, они сохранили свой город.

Задача (слайд 9): Какова была дневная норма хлеба в блокадном Ленинграде?(0,125кг)

8 – х = 7,875

7. Задача (слайд 10): Война унесла около 30 млн жизней советских людей. Если за каждого погибшего в ВОВ, объявить минуту молчания, то мир молчал бы (? = 50 лет)

80,067 –(6,134 +23,933)

6. Тренажер

(слайды 11-18)

Инструкция по работе с учебным тренажёром – Приложение

7. Домашнее задание

(слайд 19):

№ 1213 (а;б;в) № 1214

8. Подведение итогов

  1. Какую цель мы ставили на урок?
  2. Мы выполнили поставленную цель?
  3. Что нового мы узнали на уроке?
  4. Помог ли урок продвинуться в знаниях, умениях, навыках по предмету?
  5. Насколько результативным был урок сегодня?

Литература:

  1. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Швацбурд. – М.:Мнемозина, 2007.
  2. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. /Истомина Н.Б. – Смоленск: «Ассоциация XXI век”, 2006.
  3. Сайты сети Интернет: www.matematika-na.ru/5class/

Приложение