Число, выраженное десятичным знаком, прочтет и немец, и русский, и араб, и янки одинаково.
Д. Менделеев
Цель урока: создать условия для вывода правила сложения и вычитания десятичных дробей и умения его применять.
Задачи урока:
Образовательные:
- обеспечить усвоение правила сложения и вычитания десятичных дробей.
- формирование умений сложения и вычитания десятичных дробей.
Развивающие:
- формирование умений формулировать выводы, сравнивать, обобщать изученный материал;
- развитие монологической речи учащихся, развитие логического мышления.
Воспитательные:
- развитие навыков самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке;
- развитие интереса к математике;
- воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: компьютер; презентация, подготовленная в MS PowerPoint.
Используемые ресурсы: www.matematika-na.ru/5class/
Тип урока:Урок усвоения новых знаний.
План урока:
- Оргмомент
- Актуализация опорных знаний
- Сообщение темы урока и совместная постановка цели урока
- Изучение нового материала
- Применение знаний в стандартной ситуации
- Динамическая пауза
- Тренажер
- Домашнее задание
- Подведение итогов
Ход урока
1. Оргмомент
Что узнали, чему учились на последних уроках математики?
Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев сохранилась пословица: «Попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. И задача сегодняшнего урока - доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение.
2. Актуализация опорных знаний
-
Запишите в виде десятичных дробей числа (слайд 2):
7 целых 8 сотых
0 целых 2 тысячных
33 целых 602 десятитысячных
0 целых 59 сотых -
Прочитайте дроби (слайд 3):
4,1
0, 007
45, 0607
2003,4679
33, 06
Мотивационно-целевой компонент
Расположить числа в порядке убывания (слайд 4): 1,52; 0,405; 0,3; 1,432; 1,5; 0,045; 0,45; 1,44; 0,72 (из букв, записанных на обратной стороне листов составится название темы урока)
3. Сообщение темы и совместная с учащимися постановка цели урока
4. Изучение нового материала
Задача (слайд 5): На пальто израсходовали 3,2м ткани, а на костюм – 2,63м. Сколько ткани израсходовали на пальто и костюм вместе?
Выразите в метрах и сантиметрах: 3,2 м и 2,63 м.
3,2м = 3м 20см
2,63м =2м 63см
3м 20см +2м 63см= 5м 83см
3,2+2,63 =5,83
(учащиеся выводят под руководством учителя правило сложения и вычитания десятичных дробей)
Правило (слайд 6): Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:
- Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
- Записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
- Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
- Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
5. Применение знаний в стандартной ситуации
1. www.matematika-na.ru/5class/ (задание 1 № 1-7; задание 2 №5-8)
Ответы:
задание 1: 1,503; 12,91; 3,54; 11,1907
Задание 2: 1,121; 15,4569; 1,585; 34,356
или №1219(а, в, д, е, ж, и) учебника )
2. №1221
3. (слайд 7) Известно, какое большое значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить нельзя, помиловать” и “Казнить, нельзя помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.
Где поставить запятую, чтобы равенство было верным:
48 + 22 = 7
4. Динамическая пауза. Игра «Верно, неверно», гимнастика для глаз
5. Какой праздник приближается? (День защитника Отечества) Наивысший героизм и доблесть наши воины показали в период ВОВ. ВОВ стала суровым испытанием для всего советского народа. Почти 4 года бушевало пламя ВОВ. Труден и долог был путь к победе. Все дальше удаляются от нас военные годы, но не стирается память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы для великой победы. Их беспримерный подвиг никогда не померкнет в памяти поколений.
В 1942 г сомкнулось кольцо фашистского окружения под Ленинградом. Город остался без продовольствия, топлива и сообщения с другими городами. Но Ленинград не сдавался.
Задача (слайд 8): Сколько дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда?(900)
779,309 +120,691
6.Каждый день сотни и тысячи ленинградцев умирали от голода, замерзали на улицах и в неотапливаемых домах, погибали под бомбежками. Но люди выстояли, они сохранили свой город.
Задача (слайд 9): Какова была дневная норма хлеба в блокадном Ленинграде?(0,125кг)
8 – х = 7,875
7. Задача (слайд 10): Война унесла около 30 млн жизней советских людей. Если за каждого погибшего в ВОВ, объявить минуту молчания, то мир молчал бы (? = 50 лет)
80,067 –(6,134 +23,933)
6. Тренажер
(слайды 11-18)
Инструкция по работе с учебным тренажёром – Приложение
7. Домашнее задание
(слайд 19):
№ 1213 (а;б;в) № 1214
8. Подведение итогов
- Какую цель мы ставили на урок?
- Мы выполнили поставленную цель?
- Что нового мы узнали на уроке?
- Помог ли урок продвинуться в знаниях, умениях, навыках по предмету?
- Насколько результативным был урок сегодня?
Литература:
- Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Швацбурд. – М.:Мнемозина, 2007.
- Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. /Истомина Н.Б. – Смоленск: «Ассоциация XXI век”, 2006.
- Сайты сети Интернет: www.matematika-na.ru/5class/