Цель: создание условий, способствующих взаимодействию школы и семьи в экологическом воспитании младших школьников.
Задачи:
- Педагогическое просвещение родителей по вопросам экологического воспитания младших школьников.
- Совместная разработка экологического проекта «Зеленый Дом».
- Сплочение родительского коллектива, создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, сотрудничества.
Форма проведения: собрание-исследование (по типу эмпирического) в технологии МДО с элементами родительского всеобуча.
Подход: социокультурный.
Оборудование: техника для показа презентации, плакаты с высказываниями о природе, материалы для работы в группе.
Подготовительная работа:
- Изучение и анализ информации по проблеме.
- Оформление приглашения на собрание.
- Подготовка плакатов с высказываниями.
- Подготовка выставки детских рисунков, плакатов и поделок из природного материала.
- Анкетирование детей и родителей до собрания (приложение 1).
- Разработка памятки для родителей.
- Подготовка презентации к собранию.
- Подготовка места проведения собрания.
Ход собрания
В кабинете оформлена выставка детских рисунков, плакатов и поделок из природного материала, размещены плакаты с высказываниями о природе.
Учитель.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашем лицее! Благодарим за внимание, проявленное к нашей встрече.
Сегодня мы собрались вместе, чтобы продолжить разговор о воспитании наших детей.
Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя».
Как вы думаете, о чем пойдет разговор на собрании?
Родители выдвигают предположения, о том, что речь пойдет о воспитании бережного отношения к природе, об экологических проблемах, об экологическом воспитании и т.п.
Учитель.
Вы правы, наш разговор будет посвящен вопросам экологического воспитания младших школьников.
Родительский всеобуч.
На современном этапе развития общества экологические проблемы приобретают особую остроту. Бурный научно-технический прогресс, потребительское, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к загрязнению природной среды, к сокращению численности многих видов растений и животных.
В государственной политике Российской Федерации уделяется большое внимание к формированию экологической культуры, экологического образования и воспитания населения на всех его возрастных уровнях, особенно в период обучения в школе.
Указом президента Российской Федерации В.В. Путина 2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей среды. Утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Отражением политики государства являются Федеральные Государственные образовательные стандарты.
Методологической основой разработки и реализации Федеральных Государственных образовательных стандартов является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, которая определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему общественных и личностных ценностей.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания ценность природы определяется как:
- общечеловеческая ценность жизни;
- осознание себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.
Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства, сохранения и приумножения ее богатства. В настоящее время любовь к природе есть не пассивное, созерцательное отношение к ней, а действенная активная работа по ее сохранению и улучшению.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, поэтому так важно начинать формирование экологической культуры в детстве.
Что включает в себя понятие «экологическая культура»?
- экологические знания;
- практические навыки в общении с природой;
- ответственность за принимаемые решения в отношении с природой;
- чувство любви к природе;
- эстетические переживания.
Большую роль в экологическом воспитании играет семья, ведь именно в ней проходит большая часть жизни человека. Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире. С каждым годом мир детей расширяется, делается разнообразнее. Это не только дом, в котором живет ребенок, это – двор, сад, парк, город, село, река, лес и др. Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания в семье.
Воспитание любви к окружающей природе начинается в семье с формирования доброго и бережного отношения к домашним животным, растениям в процессе ухаживания за ними, помощи им.
При подготовке родительского собрания было проведено анкетирование детей и родителей (Приложение).
Результаты анкетирования детей показали, что положительно относясь к объектам природы дети не чувствуют необходимости включаться в каждодневную заботу о растениях и животных.
Результаты анкетирования родителей показали, что вопросы экологического воспитания вы считаете важными. Мы рады отметить, что многие родители подают личный пример, а не ограничиваются беседами. Вы считаете необходимым объединить усилия школы и семьи в деле экологического воспитания детей.
Мотивация родителей.
Что же необходимо сделать для организации совместной деятельности родителей и школы? Как мы можем объединить свои усилия?
Родители выдвигают предположения о проведении совместных мероприятий, акций, о необходимости составить план работы, о разработке экологических проектов, выборе форм и методов работы. Учитель фиксирует на доске предложения родителей и подводит их к необходимости разработки совместного проекта, который ляжет в основу работы по экологическому воспитанию учащихся класса.
Работа в группах.
Учитель организует работу родителей в группах, для этого выдает рабочие листы (Приложение 2).
Цель работы в группах: создать и представить мини-проект по организации совместной деятельности в рамках работы по экологическому воспитанию детей.
Обмен информацией.
Представители от каждой группы рассказывают о результатах своей работы, например, о разработке проектов: «Берегите птиц», «Красная книга нашего парка», «Спасем родник», «Цветы в классе» и др.
Связывание информации.
Предложить родителям объединить мини – проекты в один большой проект и придумать ему название.
Обобщение.
Только совместными усилиями школы и семьи мы можем добиться основной цели экологического воспитания – формирование экологической культуры и социальной ответственности детей за природу. В основе организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности детей по экологическому воспитанию должны лежать задачи по усвоению нравственных ценностей, определяемых Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, а именно:
- жизнь и эволюция;
- природа родного края;
- заповедная природа;
- планета Земля;
- экологическое сознание.
Это то, что вы сегодня и постарались отразить при разработке совместного проекта.
Предлагаем:
- Считать экологическое воспитание важнейшим направлением совместной деятельности педагогов и родителей.
- Рекомендовать классному руководителю включить, разработанный родителями проект по экологическому воспитанию, в программу внеурочной деятельности нашего класса.
- Рекомендовать родительскому комитету и классному руководителю определить сроки выполнения проекта, подготовить необходимые материалы.
- Вынести материалы родительского собрания на обсуждение в семьях учеников класса. Для этого родители получают памятки об экологическом воспитании.
Природа – неиссякаемый источник воспитания. Пусть ребенок чувствует красоту природы и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается любовь к своему дому, матери, людям, любовь к Родине.
«Природа для меня – огонь, вода, ветер, камень, растения, животные – все это части разбитого единого существа. А человек в природе – это разум великого существа, накопляющего силу, чтобы собрать всю природу в единстве» – писал М.М. Пришвин. Так давайте осознаем важность дара человека – способности принимать решения, осознаем сами и научим этому своих детей. Помните: мы несем ответственность за жизнь на Земле.
Рефлексия.
Разговор получился серьезным, думаю, что он не оставил вас равнодушным. Давайте оценим нашу совместную деятельность.
Родители на листочках продолжают фразы:
«Сегодня на собрании я понял(а), что…»
«Мне показалось интересным…»