Цели урока:
- Закрепить знания детей о существенных признаках глагола как части речи.
- Совершенствовать умение определять время глагола, изменять глаголы по временам.
- Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, внимание, мышление.
- Воспитывать интерес к предмету, умение слушать и слышать себя, товарища, учителя.
Ожидаемые результаты:
- Повышение интереса к урокам русского языка .
- Пополнение словарного запаса учащихся.
- Сформированность определения грамматических признаков глагола.
- Развитие у детей самоконтроля и самооценки.
Ход урока
1. Орг.момент
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не пропадёт,
Тот никого не подведёт…
– Пусть эти слова станут девизом нашего урока
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета. Люди строят здания.
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
– О какой части речи говорится? (о глаголе)
– Сегодня мы продолжим изучать глагол и его грамматические признаки
2. Словарная работа
– Но сначала проведём орфографическую разминку. – Откройте тетради.
– Помните о том, что таит в себе каждое слово (дети комментируют все встречающиеся орфограммы, определяют падеж существительных и прилагательных)
Редкое растение, рассказал о берёзе, показал лисице, трескучим морозом, белого инея, радовались погоде.
3. Введение в тему урока
– Послушайте строки из песни и назовите глагол
(Звучат первые строки из песни «У природы нет плохой погоды…»):
У природы нет плохой погоды.
Каждая погода – благодать.
Дождь ли, снег – любое время года
Надо благодарно принимать…
– Что вы можете сказать об этом глаголе?
(стоит в неопред. форме. несоверш. вида, пишется с приставкой при--– слитно)
– Я принимаю ваш ответ
– Скажите. В глагол какой формы превратился этот глагол? (в гл. наст. вр.)
– Какие ещё формы глагола вы знаете?
– Кто сможет сформулировать учебные задачи урока?
(Учиться отличать одно время глагола от другого)
4. Работа над темой урока
– Дома вы должны были найти в толковых словарях значение слова «ВРЕМЯ»
– Что это такое?? Часы, дни, времена года?????
(Словарь В.Даля: «Время – это когда идут дни за днями. последовательное течение суток за сутками, века за веками»
Словарь русского языка под ред. А.П.Евгеньевой: «Время – длительность существования всего происходящего, всех явлений и предметов, измеряемая веками, годами, часами, минутами и т. д)
– Прочитайте выражения:
Время летит.
Время разум даёт.
Делу – время, потехе – час.
– Объясните значение этих «крылатых» выражений и пословиц
– Запишите в тетрадь те выражения, в которых есть глаголы (с комментированием).
– Удивительна и прекрасна наша Земля. На ней не бывает плохой погоды
Смена времён года, рассветы и закаты, дожди и снегопады, громы и молнии, радуга и солнце – всего не перечесть… Всё это природное богатство в наших руках.
5. Упражнение в определении времени глагола
Практическая работа в парах.
– Перед вами нежное красивое стихотворение И.Никитина «Утро»
– Прочитаем его вслух
Утро.
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок – воду морщит, рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
– Что описывает в стихотворении поэт? (Утро в природе)
– С чем сравнивает воду? (с зеркалом)
– Почему пишет, что безлюдье кругом? (Природа ещё не проснулась)
– Какая часть речи помогла увидеть всё, что происходит в природе? ( глагол)
1) – Найдите в предложении глаголы, подчеркните их.
Взамопроверка.
Обменяйтесь карточками – проверьте друг у друга: все ли глаголы найдены?
– В каком времени употреблены глаголы?
2) – Выпишем из текста в три столбика глаголы настоящего времени, прошедшего и будущего.
– Что обозначают глаголы настоящего времени? (обозначают действие, которое происходит в момент речи и отвечают на вопрос что делает(ют)?)
– Что обозначают глаголы прошедшего времени? (обозначают действие, которое произошло до момента речи и отвечают на вопрос что делал? что сделал?))
– Что обозначают глаголы будущего времени? (обозначают действие, которое произойдёт после момента речи и отвечают на вопрос что сделает? что будет делать?)
Взамопроверка. – Проверьте друг у друга
6. Физминутка
– Произношу глагол настоящего времени – вам нужно присесть.
– Прошедшего времени – встать.
– Будущего времени – потянуться вверх.
(Нарисую, писал, лежу, спою, играл, сплю, бегал, принесу, кушаю, закричал, обниму)
7. Разноуровневые задания
1 уровень
– Запишите глаголы в 3 столбика по временам. Определите время глаголов.
Растут, застыла, полетят, сидит, подует, вспомню, дрожал, принесёт, гремит.
2 уровень
– Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Определите время глаголов
Поб_лели п_ля и пригорки. Тонк__ льдом покрылась р_ка. Ходит з_ма по горам укутывает д_ревья и кусты в тёпл__ шубы.
3 уровень
– Спишите, поставьте глаголы в будущее время. Определите число глаголов. Подчеркните орфограммы. Поставьте где нужно запятые.
Весной лучи солнца согрели землю. Подули тёплые ветры. Зазвенели весёлые ручейки распустились первые листочки.
8. Упражнение «Четвёртый лишний»
– Запишите глаголы:
Трещит, скрипит, свистел, воет
Приехал, полетел, прибежал, принёс.
Морозит, задуть, цветут, опадает.
9. Инсценировка «Покажи глагол» (по 2 участника )
летает пишет спит читает
рисует бежит кушает подметает
10. Итог урока
– Чему вы учились на уроке? Решили ли поставленные в начале урока учебные задачи? Какая информация отложилась у вас в памяти?
Анализ индивидуальной деятельности на уроке (заполнение таблицы «Знаю – Умею»)
Тема «Изменение глагодов по временам» Фамилия__________________________ Имя _______________________ «+» – задание выполнил(а) верно, без затруднений «?» – испытывал(а) трудности |
|||
знаю |
|
умею |
|
Определение глагола как части речи. |
|
Находить глаголы в тексте |
|
На какие вопросы отвечают глаголы |
|
Задавать к ним вопросы |
|
Как определить время глагола |
|
Определять время глагола |
|
Как определить вид глагола. |
|
Определять вид глагола |
|
Итого: |
|
Итого: |
|
11. Рефлексия.
– Оцените свою работу цветом.
Зелёным – если всё хорошо получалось, не возникло вопросов.
Красным – если нужно чуть – чуть поработать, чтобы полностью понять тему.
Жёлтым – если вы считаете, что тема недостаточно отработана и нужно ещё хорошо поработать.
– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали. Мне было с вами интересно.