Цели:
- развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Познавательные универсальные учебные действия:
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- извлекая нужную информацию;
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делать обобщения, выводы.
Личностные универсальные учебные действия:
- развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- развиваем умение слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- умение работать в паре и в группах;
- вступать в учебный диалог с учителем, сверстниками;
- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Продолжительность: 1 урок.
Предметные области: литературное чтение, ИКТ.
Оборудование: компьютеры, Hot Potatoes, Paint.
Организация деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная работа учащихся.
Система оценивания, подведение итогов: вербальная оценка, эмоциональное восприятие одноклассников.
Ход урока
1. Организационный момент
- Вы любите путешествовать?
- А для чего человек путешествует?
- А как можно путешествовать, не выходя из квартиры?
- Как называется раздел в учебнике литературного чтения? «И кот ученый свои мне сказки говорил…». Из какого произведения эта цитата? (поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)
- А вы любите сказки? Почему?
- Попробуйте сформулировать, предположить тему нашего урока?
- Сегодня на уроке вам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок.
Тема урока: «Мир волшебной сказки», арабская сказка «Синдбад-мореход»
2. Вступительное слово учителя
- Что мы называем сказкой (сказка – произведение устного народного творчества с вымышленными героями (персонажами) и событиями).
- На какие группы делятся сказки? (Волшебные, анималистические, бытовые, богатырские.)
- А по авторской принадлежности?
- Какие сказки мы прочитали в разделе «И кот учёный свои мне сказки говорил...»? К каким группам вы их отнесёте?
– Арабская сказка «Синдбад-мореход» это сказка из цикла «Тысяча и одна ночь». Интересно, почему много арабских сказок объединены таким названием.
– Правителя Шахрияра обманула жена. После этого он женился, но каждую жену после первой ночи казнили. Умная и находчивая Шахразада (дочь визиря) по собственной воле пошла за него замуж, чтобы уберечь остальных женщин от трагической участи. Ночью она начинала рассказывать шаху сказку и к рассвету доходила до самого интересного места. Муж откладывал казнь на день. Так продолжалось 1000 ночей, а в 1001-ю ночь Шахрияр сделал Шахразаду царицей.
– Какая это сказка? (волшебная) Почему вы так решили?
– Что вы узнали о Синдбаде? Расскажите.
– Захотелось прочитать о других путешествиях Синдбада?
3. Работа в группах, в парах.
Чтобы путешествие прошло успешно, давайте вспомним наши правила Дружбы. Какие правила работы группы вы знаете?
1) Правила работы группы, пары
- Помогать друг другу, поддерживать, сотрудничать.
- Слушать своих товарищей, находить верное решение.
- Спорить, доказывать.
2) Использование программы Hot Potatoes
Опросник-викторина «Признаки волшебной сказки»
№п/п | Вопросы | Ответы |
1 | Какой основной закон волшебной сказки | Борьба добра со злом |
2 | Как обычно начинаются сказки? | Зачин («Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…») |
3 | Как обычно заканчиваются сказки? | У сказки всегда счастливый конец |
4 | Как называются части сказки? | Зачин, действие, концовка (исход).Зачин – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.Концовка (исход): заключительные слова, например: «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»; «Закатили пир горой, я там был, мёд-пиво пил»; «Сказка – ложь, да в неё намёк» |
5 | Что нужно сделать герою, чтобы достичь какой-то цели? | Преодолеть препятствия |
6 | Что может происходить во время пути? | Герой отгадывает какие-то загадки, участвует в битве |
7 | Что является волшебным в сказках? | Волшебные существа, волшебные предметы |
3) Проверка ответов
4) Викторина «Сказочные герои»
- Этот герой путешествовал 27 лет. Побывал в разных странах. Однажды он оказался в необыкновенной стране, где у всех мужчин 1 раз в год вырастали крылья. «Синдбад-мореход» арабская сказка
- Этот герой всегда стоял на одной ноге, т.к. на вторую ногу не хватило олова. «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х. Андерсен
- Этот герой не смог переплыть через ров, так как вода может смыть его глаза, уши, и рот, и он станет слепы, глухим и немым. Страшила. А.Волков «Волшебник изумрудного города»
- Этот герой боялся замочиться, так как мог заржаветь. Железный дровосек. А. Волков. «Волшебник изумрудного города»
- «Раз, два, три. Горшочек…» Братья Гримм «Горшок каши»
- «Лети, лети, лепесток…» В.Катаев «Цветик-семицветик»
5) Проверка ответов
4. Физкультминутка
5. Работа проектных групп. Иллюстрирование арабской сказки «Синдбад-мореход»
Работая в малой возрастной группе, создавать конечный «продукт» – иллюстрации, объединенные общей темой и позиционностью изложения. Детям предстоит не просто осуществлять отбор материала, но и его преобразование, т.к. необходимо удерживать поставленную авторскую задачу.
- Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Работа проектных групп
- Демонстрация детских проектов
6. Рефлексия учебной деятельности. Обсуждение, подведение итогов
− Итак, мы совершили путешествие в «Мир волшебной сказки».
− Молодцы ребята! Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Какие выводы вы сделали?
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали законы, признаки волшебной сказки.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
− Вам помогло сегодня такое качество как терпение?
− На каком этапе урока это качество вам было необходимо?
– У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
- Я знаю, что такое сказка.
- Я знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.
- В самостоятельной работе у меня всё получилось.
- Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).
- Я сегодня был в учебной деятельности.
- Я сегодня был терпелив.
- Я доволен своей работой на уроке.
7. Домашнее задание
Впишите свои собственные примеры в таблицу и составьте свою сказку в устной форме, опираясь на эталон.
По желанию: сочините сказку, запишите ее и оформите своими рисунками. Лучшие работы будут участвовать в конкурсе «Моя волшебная сказка».