Цели урока:
- обобщить материал по разделу Зарубежная Азия
- сопоставить особенности экономик стран региона
- закрепить знания по изученному разделу
Задачи урока:
- активизация познавательной деятельности учащихся,
- дальнейшее формирование умений работы с разнообразными источниками знаний, в том числе с информационными ресурсами,
- обобщение знаний по изученной теме; умение дать краткую характеристику стран,
- вырабатывать умения представить материал в виде презентации с использованием мультимедиа,
- доказать важную роль региона в Мировом хозяйстве,
- подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ,
- воспитывать толерантность, чувство национальной гордости за свою Родину, свой народ.
Предварительная подготовка.
В самом начале изучения раздела Зарубежная Азия класс делится на 5 групп по 4-6 человек. Каждая из групп готовит подробные отчеты по изучаемым странам и группам стран в виде презентаций, которые представляют на уроках в ходе изучаемых тем.
- группа 1 – Китай
- группа 2 - Япония
- группа 3 - Индия
- группа 4 - Саудовская Аравия
- группа 5 - Сингапур
К итоговому уроку из каждой группы выделяются по два участника (на усмотрение учителя) и назначаются представителями СМИ. Благодаря такой системе, учащиеся, выполняющие роль журналистов, принимают непосредственное участие в подготовке материала итогового урока и им проще формулировать вопросы для пресс-конференции.
К итоговому уроку учитель дает задание рабочим группам подготовить презентацию на 5-10 слайдов по тем же странам и группам стран, но с конкретными фактами, подтверждающими особое место в мировой экономике.
Задание для рабочих групп:
- Подготовить настольную табличку с названием государства и изображением его символики
- Подготовить краткую характеристику страны в виде презентации с сопровождением в виде устного отчета (длительность выступления 3-5 минут):
- Символика государства
- Основные аспекты современной экономики государства
- Достижения и проблемы,
- Особые черты государства, его место и значение в Мировом хозяйстве,
- Перспективы развития.
Задание для представителей СМИ:
- Придумать название СМИ, которое будете представлять в ходе пресс-конференции, подготовить настольную табличку с названием.
- Подготовить 5-6 вопросов, следующей направленности:
- Перспективы развития экономики государств
- Факторы, повлиявшие на направление и темпы развития экономики
- Структура ВВП и занятости населения
Ход пресс-конференции и организация проведения
1. Организационный момент.
Учащиеся рассаживаются по группам, на парты выставляются таблички с названием и символикой государств. Журналисты высаживаются напротив рабочих групп, у каждого табличка с названием представляемого СМИ.
Вводное слово учителя. Актуализация знаний.
Приложение 1 Презентация учителя (в слайд №4 добавляются гиперссылки на презентации учащихся)
Регион Зарубежная Азия самый крупный по площади и населению регион мира. Включает более 40 суверенных государств, многие из них относятся к древнейшим в мире. Пожалуй, это самый многоликий регион планеты: весьма разнообразно политическое устройство стран, их экономическое развитие, пестрота этнического состава, огромное множество языков и диалектов, Зарубежная Азия – это родина всех крупнейших религий.
На сегодняшнем уроке мы постараемся обобщить информацию о пяти центрах экономической мощи региона:
- Китай, социально-экономические достижения которого сегодня во многом определяют прогресс всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
- Япония – занимает обособленное положение так как это держава №2 западного мира, единственный член большой восьмерки данного региона. По многим важным показателям она занимает лидирующие позиции среди экономически развитых стран Запада.
- Индия – добилась больших успехов в экономическом развитии, но по душевым показателям ее успехи пока не велики.
- Саудовская Аравия - наиболее значимый представитель нефтеэкспортирующих стран – благодаря «нефтедолларам» за короткое время смогла пройти путь, на который ей потребовалось бы несколько столетий.
- Сингапур – одно из государств группы НИС первой волны – сочетание выгодного ЭГП и дешевых трудовых ресурсов сделало возможным при участии Западных ТНК в 70-80-х годах перестройку экономики по японскому образцу.
2. Отчет творческих групп учащихся по заранее предложенным заданиям в виде презентаций: (в слайд №4 презентации учителя добавляются гиперссылки на работы учащихся)
- Символика государства.
- краткая характеристика страны:
- Основные аспекты современной экономики государства
- Достижения и проблемы,
- Особые черты государства, его место и значение в Мировом хозяйстве,
- Перспективы развития.
3. Представление стран (презентации) и вопросы корреспондентов
Направление тематики вопросов:
- Перспективы развития экономики государств
- Факторы, повлиявшие на направление и темпы развития экономики
- Структура занятости населения
- Структура ВВП
4. Итог урока.
- Обобщения (Приложение 2 Раздаточный материал):
1.1. Заполнение таблицы1 «Факторы развития экономики» с пояснениями учащихся и дополнениями учителя.
1.2. Определение государств по диаграммам «Структура ВВП и занятости населения стран Азии» с пояснениями учащихся и дополнениями учителя. - Выводы.
- Итог урока, выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Корреспондентам подготовить отчеты о пресс-конференции. Выпуск газет, биллютеней, листовок, рекламных роликов.