Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л.Кьюби
План:
- I. Введение
- II. Причины трудностей обучения чтению и письму.
- III. Трудности обучения письму и чтению медлительных детей.
- IV. Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей.
- V. Трудности обучения письму и чтению леворуких детей.
- VI. Работа родителей с ребёнком, имеющим школьные проблемы.
- VII. Заключение.
Задачи: ознакомить родительский коллектив с трудностями обучения письму и чтению; предложить методические рекомендации, как можно преодолеть возникшие трудности.
Форма проведения: собрание-лекторий.
Ход родительского собрания
I. Введение
Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие навыки, которые длительно формируются, проходя ряд одинаковых этапов.
II. Причины трудностей обучения чтению и письму
Знание причин возникновения трудностей обучения письму и чтению, умение их выделять и дифференцировать необходимы для организации эффективной помощи ребенку.
При анализе причин трудностей обучения письму и чтению, как правило, выделяются и внешние (так называемые экзогенные), и внутренние (эндогенные) причины (факторы).
Внешние факторы:
• Экологические (оказывают влияние на рост, здоровье и развитие ребёнка, что, в свою очередь, отчётливо сказывается на способность детей успешно осваивать письмо и чтение).
• Социальные
• Социокультурные (дефицит внимания к развитию ребёнка чаще всего приводит к нарушению или несформированности речи. Очень раннее(до 5 лет) обучение письму и чтению стала достаточно частой причиной трудностей обучения письму и чтению.)
• Школьные факторы риска
- стресс (одним из источников стресса в школьной жизни является жёсткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогом и сверстниками, конфликты между родителями и школой, в которых страдающая сторона – ребёнок.)
- интенсивность учебного процесса (увеличение количества учебных часов; реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объёма учебного материала)
- неадекватность требований и методик
Внутренние факторы:
• Генетические
• Нарушения пре- и постнатального развития
• Нарушения нейросенсорного развития
- дисфункции мозга
- несформированность коры головного мозга
- возрастная несформированность познавательного развития
Смешанные факторы:
• Первичная неграмотность
• Функциональная неграмотность
• Особые группы риска
- часто болеющие дети
- медлительные дети
- гиперактивные дети
- леворукие дети
- дети из социально неблагополучных семей
Возникновение трудностей обучения письму и чтению в начальной школе может быть связано с самыми разными причинами: с условиями жизни и организации обучения, с индивидуальными и возрастными особенностями развития и состоянием здоровья ребёнка. Важно уметь выделять и различать их, для того чтобы выбрать меры эффективной помощи ребёнку.
Мне бы хотелось поподробнее остановиться на трудностях обучения письму и чтению медлительных, гиперактивных, леворуких детях, то есть детях, составляющих особую группу риска.
III. Трудности обучения письму и чтению медлительных детей
Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.
- Относитесь к медлительности ребёнка спокойно, проявляйте терпение и такт. Не заставляйте ребёнка работать быстрее, с возрастом скорость письма и чтения увеличится.
- Для медлительного ребёнка все школьные нагрузки утомительны, поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке. Продлёнка – не для медлительного ребёнка.
- Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов. Всё должно находиться на своих местах.
- Позаботиться о тишине, никакой шум не должен проникать в комнату.
- Начинайте выполнение домашнего задания с предмета попроще, давайте ребёнку передохнуть после каждого предмета.
- Нельзя заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика. Продолжительность работы по приготовлению домашнего задания не должна превышать нормы.
- Не перегружайте ребёнка той работой, которая не получается, чередуйте её с той, которая получается хорошо.
- Чаще хвалите своего ребёнка, вселяйте надежду на успех.
IV. Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей
Гиперактивность – это повышенная, чрезмерная активность детей, которая сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивности.
Для того, чтобы вы, уважаемые родители, имели представление о том, какие нарушения поведения ребёнка характеризуют невнимательность, гиперактивность и импульсивность, приведу классическое описание этих симптомов.
Симптомы невнимательности:
• недостаточно внимателен к деталям;
• с трудом удерживает внимание;
• как бы не слушает говорящего;
• не может довести дело до конца;
• с трудом организует свою деятельность;
• избегает выполнения задания;
• теряет предметы;
• отвлекается на внешние раздражители;
• всё забывает.
Симптомы гиперактивности:
• дрыгает руками или ногами, крутится;
• не может усидеть на месте, когда это требуется;
• чрезмерно разговорчив;
• носится или лезет куда – либо, когда это не разрешается;
• с трудом может тихо играть;
• всегда «заведён», «как будто внутри мотор».
Симптомы импульсивности:
• выпаливает ответы;
• чрезмерно разговорчив;
• с трудом дожидается своей очереди;
• прерывает других;
• вмешивается в чужой разговор.
У гиперактивных детей эти симптомы постоянны. Нарушения концентрации внимания является причиной трудностей в выполнении всех учебных заданий, в том числе письма и чтения.
Удовольствие, удовлетворение являются важным фактором организации психической деятельности ребёнка, оказывают на него стимулирующее влияние.
Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, трудными и не подкрепляются поощрениями.
Во время занятий им сложно порой справится с заданием не потому, что они не способны их выполнить, а потому, что испытывают трудности в организации своей деятельности.
Как помочь гиперактивному ребёнку освоить письмо и чтение?
- Выясните со специалистами, действительно ли ребёнок гиперактивный.
- Научитесь общаться со своим непоседой: не допускайте грубость, унижение, злость.
- Не разговаривайте раздражённо, если вас отвлекает ребёнок между делом, просто извинитесь.
- Ваша речь должна быть чёткой, неторопливой, а задание ясным и однозначным.
- Не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребёнок слушает вас.
- Для привлечения внимания используйте систему жестов, дополнительные средства.
- Обязательна работа «глаза в глаза», зрительный контакт помогает сосредоточиться.
- Избегайте слов «Неправильно», «Не так», целесообразнее говорить «Попробуем сделать еще раз», «Уже лучше, я знаю, что у тебя всё получится».
- Не акцентируйте внимание ребёнка на неудаче, он должен быть уверен, что успех возможен.
- Необходимы подбадривание и поддержка по ходу выполнения, это придаёт им уверенность и стимулирует продолжение работы.
V. Трудности обучения письму и чтению леворуких детей
Леворукие дети – не однородная группа, и поэтому делать какой – то вывод об особенностях леворуких только потому, что они работают в основном левой рукой, было бы неверно. В каждом отдельном случае мы можем с большей или меньшей долей вероятности предполагать, какой вариант леворукости у конкретного ребёнка. Современные знания позволяют выделить два основных вида леворукости – генетическую и компенсаторную(или патологическую) леворукость. В тех случаях, когда в семье есть леворукие, не было патологии беременности и родов, не отмечались отклонения на ранних этапах развития ребёнка (до года), можно говорить о генетическом варианте. При этом леворукость представляет собой индивидуальный вариант нормы, а значит, эффективность обучения этих детей письму и чтению будет зависеть от особенностей развития каждого ребёнка и соответствия условий обучения. Патология беременности, патология в родах, тяжёлые заболевания, травмы, отклонения на ранних этапах развития (особенно нарушение речевого развития) и отсутствие семейного левшества позволяют предположить вариант компенсаторной леворукости.
Трудности формирования навыков письма и чтения у некоторых леворуких детей связаны с недостаточной сформированностью зрительно-пространственного восприятия и произвольной регуляции деятельности. Конечно, эти проблемы могут быть и у праворуких детей, но они встречаются у леворуких примерно в половине случаев.
Для этих детей характерны:
- Трудность дифференцировки близких по конфигурации букв (и при письме, и при чтении);
- Перестановки букв;
- Чтение справа налево;
- Трудности запоминания и нарушения конфигурации букв при письме;
- Пропуски, замены (при письме и при чтении)
Подчеркну, что ни в письме, ни в чтении у леворуких детей нет каких-либо «особых» проблем, свойственных только им.
Вот некоторые рекомендации по оказанию помощи при выполнении домашних заданий.
- Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребёнка. Оно должно быть достаточно освещено, свет должен падать с правой стороны.
- Научите ребёнка любить свои руки и результат их работы.
- Не перегружайте, чаще хвалите ребёнка, даже за маленькие достижения. При общении с ребёнком исключите из своей речи негатив.
- Будьте снисходительными к почерку.
- Не торопите ребёнка, спешка приведёт к большому количеству ошибок.
- Проверяйте, как ребёнок выполнил домашнее задание. Он всегда должен идти в школу с уверенностью, что готов к урокам.
VI. Работа родителей с ребёнком, имеющим школьные проблемы
Что могут родители, если все же появились школьные трудности?
К сожалению родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребенка научиться хорошо читать и писать. От того, как относятся взрослые к возникающим у ребенка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребенку, зависит успех любой помощи.
Первое — не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь, старайтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача помочь ребенку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.
Второе — вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться).
Третье — ваша главная помощь: поддерживать уверенность ребенка в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать — это не помощь, а основа для новых конфликтов.
Интересоваться выполнением домашних заданий следует только при совместной работе. Наберитесь терпения. Работа с такими детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типичны родительские жалобы: «Нет никаких сил...», «Все нервы вымотал...». Обычно эти занятия кончаются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу, а то, бывает, и тресну». Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться — взрослый, а виноват — ребенок! При этом все родители жалеют себя и никто — ребенка...
Почему-то издавна считается: если трудности в письме, нужно больше писать, если в чтении — больше читать. Но ведь эти трудные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! И поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Оставьте интересный журнал, не смотрите даже «одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия для разговора по телефону или беготни на кухню.
Никогда не торопитесь заставлять ребенка выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все, убедитесь, что ему понятно, что и как нужно делать.
Не менее важно решить вопрос, с кем лучше работать — с мамой или папой. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край. Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из родителей, теряя терпение, вызывает на смену другого.
Ваше нетерпение, даже если вы не говорите при этом: «У меня больше нет никаких сил!» — уже укор для ребенка, подтверждение его ущербности. А именно этого мы договорились избегать!
Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем; ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. Работайте только на положительном подкреплении: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой даже самый маленький успех подчеркните.
Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. Очень важно, чтобы родители вознаграждали ребенка не по результатам работы, которые не могут быть хороши ми, а по затраченному труду. Если этого не делать, ребенок будет приступать к работе с мыслью: «Нет смысла стараться! Я все равно не получу хорошую оценку и никто не заметит моих успехов!» Вознаграждение для ребенка должно быть в конце каждой недели. Например, поход в кино, посещение зоопарка, совместная прогулка... Это приносит ему много радости и показывает: его труд тоже оценивается и вознаграждается.
Детям с трудностями в обучении необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.
Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз. Лучше поставьте будильник на полчаса раньше.
Не начинайте день с нотаций, ссоры, а прощаясь перед школой, воздержитесь от предупреждений и предостережений типа: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались» и т. п. Встречаясь после школы, лучше сказать: «Как хорошо, что ты уже пришел, будем обедать», чем спросить традиционное: «Ну, какие у тебя сегодня отметки?»
Пожалуй, самое трудное время — вечером, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить ребенка в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упрёками, а потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть. В таких случаях детям особенно важно расслабиться. Поэтому лучше, если папа или мама приласкает его «как маленького» и, укладывая спать, посидит рядом несколько минут, выслушает, рассеет его страхи. Можно предоставить ребенку некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Не менее важен и полный отдых в воскресенье, а особенно в каникулы.
Никогда не занимайтесь с ребенком школьными предметами во время каникул! Каникулы — для отдыха, а не для подгонки «задолженностей». Дети нуждаются в отдыхе и свободе, чтобы их неудачи забылись. Сходите все вместе в поход, отправьте ребенка к родственникам, еще что-то придумайте... Главное — сменить обстановку, чтобы ничто не напоминало детям о школе.
Итак, внимание и понимание — самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку. Не смотря на неудачи в учебе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут. Не стоит переоценивать необходимость вашего присутствия во время приготовления уроков. Лучше все объяснить, спланировать работу, а дальше — сам. Ведь очень важен и нужен опыт именно самостоятельной работы! Не стойте над душой — этим вы только убеждаете ребенка в его беспомощности. Не делайте постоянно замечания («Не качайся на стуле!», «Не грызи ручку», «Сядь правильно!») — они отвлекают, создают ощущение дискомфорта, неуверенности. Не отрывайте от уроков вопросами и просьбами, не подгоняйте.
И еще одно, последнее напоминание: своевременность принятых мер увеличивает шансы на успех! Если есть возможность, проконсультируйте ребенка у специалистов и выполняйте все рекомендации.
Ваше искреннее желание помочь ребенку и совместная работа обязательно принесут плоды!
VII. Заключение.
Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке. Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой – или наградите поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.
Используемая литература:
- М. М. Безруких. Лекции «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе» (Педагогический университет «Первое сентября»)