Урок-мастерская по теме "Что такое осень?". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели:

  1. познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нём;
  2. создание учеником личностного творческого продукта;
  3. самоорганизация предыдущих видов деятельности – познания и созидания.

Оборудование:

  • репродукции картин осени русских художников;
  • стихотворения об осени русских поэтов;
  • диск с музыкой А.Вивальди "Времена года" (композиция "Осень"), группа ДДТ композиция «Осень»;
  • листы бумаги формата А4, карандаши и краски.

Ход урока

Орг. момент

Вступительное слово учителя

– знакомство с работами художников (слайды), эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается словесно нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи, рассказать о чувствах и настроении, вызванными произведениями искусств.

– Порой и звуки могут передать осеннее настроение. Прочитаем стихотворение, записанное на доске.

На доске:

Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
И дождь шуршит,
И мышь, шурша,
В нору спешит.

– Какое слово чаще всего встречается? А звук? Что же шуршит?

Осень – самое красивое время года.

Представим себе осень. При слове "осень" возникает у каждого свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень,– когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя,– когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зеленых до пурпурных. Красный, желтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.

– прослушивание и анализ стихотворений

Осень – самое любимое время года.

У многих поэтов осень тоже была любимым временем года.

А.С. Пушкин в своем стихотворении "Осень" признается в своей нелюбви к весне:

Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен...
Не любит он и лето:
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...

К зиме поэт относится более благосклонно:

Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега...
И только осень действительно мила его сердцу:
Люблю я пышное природы увяданье... 

А.С. Пушкин любит осень в самом её разгаре, когда " роняет лес багряный свой убор " и "роща отряхает последние листы ". Ему приятны и " редкий солнца луч, и первые морозы ... Осень в стихах у Пушкина торжественно – печальна и величаво – красива.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
– Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...

Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется:

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

Осень – самое романтическое время года. Этой теме посвящали свои стихотворения такие замечательные поэты как Ф.И.Тютчев, И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт… Федора Ивановича Тютчева принято называть "певцом природы". Много стихов, и при этом самых радостных, самых жизнеутверждающих из всего им написанного, он посвятил весне. Но есть одно стихотворение поэта, которое невозможно не вспомнить, говоря о стихах, посвященных осени:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

В этом стихотворении поэт описывает начало осени, когда "далеко еще до первых зимних бурь". Не началось еще буйство красок в лесу и в природе ощущается некая пустота: урожай собран, поля пусты, "птиц не слышно более". Замечается только блестящий на солнце "тонкий волос" паутины. Скоро, скоро заиграет красками осень, но пока только "чистая и теплая лазурь", льющаяся на отдыхающее поле заполняет эту пустоту. О лазури голубой упоминает в своем стихотворении "Листопад" другой русский поэт – Иван Алексеевич Бунин:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой
Как вышки ёлочки темнеют
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной...

И.А.Бунин описывает здесь уже золотую осень. Он сравнивает лес с теремом, расписанным лиловыми, золотыми, багряными красками. Кроны берез – это желтая резьба, которая особенно выделяется на фоне голубого неба. Весь этот отрывок у А.И.Бунина – жизнерадостный, ободряющий и не верится, что этот лес скоро станет голым и пустым, что это – "последние мгновенья счастья".

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867 – 1942)

Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется,
И заплачет спросонья.

Осень – самое «мудрое» время года. Почему?

За что мы любим осень? За красоту! Но не только. Завершается годовой цикл. Природа сначала все время брала для того, чтобы пробудиться, расцвести, завязать плоды, вызреть. И, наконец, наступило время, когда она отдает все, что накопила. Мудрость и зрелость осени, ее красота и ощущение ее краткости – вот что привлекало и привлекает в этом удивительном времени года.

Осень – Лермонтов М.Ю.

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

  • прослушивание музыки;
  • работа с философскими категориями: «красота», «любовь», «мудрость»
  • выполнение творческой работы (сочинение-миниатюра на заданную тему, иллюстрация к тексту. Работа может выполняться как в малых группах, так и индивидуально.)
  • за 15 мин. до окончания урока сдают работы на отдельный стол и берут для знакомства чужие работы. Задача – как можно больше прочитать работ.

Рефлексия

  • понравился ли урок?
  • что запомнилось?
  • для чего нужны подобные уроки?
  • цветовая рефлексия (выбрать цвет, соответствующий вашей результативности, успешности на уроке)

Домашнее задание

создать сборник стихотворений, загадок, пословиц и поговорок об осени.

(Задание по выбору учащегося).