Цель урока: актуализировать знания о морфемном составе прилагательных; показать особенность морфемной структуры причастий и отглагольных прилагательных; сопоставить суффиксы причастий, прилагательных и глаголов для формирования орфографических норм у учащихся.
Метапредметные задачи:
- личностные: формирование целостной социально-адаптированной личности, уважительное отношение к собеседнику;
- познавательные: уметь ориентироваться в системе знаний, опираясь на учебник и справочную литературу;
- коммуникативные: учиться работать в паре, группе, формировать собственное мнение и позицию, развивать культуру речи.
Предметные:определять причинно-следственные связи в правописании суффиксов -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; образовывать от глаголов причастия и отглагольные прилагательные;конструировать алгоритм выбора -н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных на основе актуализации известного материала.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная, творческая работа (игра, кроссворд)
Техническое оборудование:компьютер,проектор, карточки.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Время |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный этап. | Слайд 1 | Взаимное приветствие, проверка
готовности класса к уроку. Создает эмоциональный
настрой на успешность выполнения поставленных
учебных задач. -Здравствуйте, ребята! Наш класс организован? -Да! -На пятерочки подкован? -Да! -Не все известно нам пока в стране родного языка? -Да! -Вот кроссворд решать начнем, и тогда мы все поймем. |
Приветствуют учителя и проверяют
готовность к уроку
Учащиеся отвечают, что они организованны, готовы открывать что- то новое. |
1 |
2 | Мотивация | Ребята, дело в том, что наши выпускники
очень часто допускают ошибки в заданиях ГИА и ЕГЭ
по правописанию суффиксов причастий и
прилагательных. -Как вы думаете, мы сможем им чем-то помочь? - Какая задача перед нами стоит? - Чему бы вы хотели научиться сами, и как можно помочь ученикам выпускных классов? |
Учащиеся отвечают, что необходимо овладеть умениями и знаниями по данной теме,составить опорный конспект и подарить выпускнику. |
2 | |
3 | Установка познавательной задачи | Слайд 2 | Организовывает погружение в проблему
(кроссворд), фиксирует новую учебную задачу.
Лингвистическая разминка в рамках повторения
орфограммы “Одна и две буквы н в суффиксах
прилагательных ”. Кроссворд “Угадай слово ” 1.Этимология этого слова “красный” (прекрасный) ; 2.Сделанный из серебра (серебряный); 3. Сделанный из разных нитей (нитяной); 4.Сделанный из шкуры овцы (овчинный ); 5.Сделанный из камня (каменный ); 6. Сделанный из слюды ( слюдяной) ; 7. Сделанный из стекла (стеклянный ) ; 8. Данное прилагательное обозначает цвет (синий); 9. Прилагательное употребляется, когда говорят о несерьезном человеке или о плохой погоде( ветреный ) -Какое слово получилось? - Что общего между причастием и именем прилагательным? -Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока? |
Решают лингвистическую задачу
(кроссворд), результатом которой является выход
на проблему и тему урока. Учащиеся анализируют условия учебной задачи, осознанно строят речевые высказывания.Учащиеся проводят параллель с ранее изученным материалом.
Отвечают на вопрос - причастие. Находят закономерность, делают вывод: отвечают на вопрос какой и имеют общие морфемы. Выдвигают гипотезы и моделируют тему урока. |
8 |
4 | Усвоение новых знаний (Деятельность) | Слайд 3 Слайд 4 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5bc702b8-74ee-40e9-9c85-2670e4ea6810 /%5BRUS7_139%5D_%5BIM_294%5D.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ 5bc702b8-74ee-40e9-9c85-2670e4ea6810 /%5BRUS7_139%5D_%5BIM_294%5D.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ 5bc702b8-74ee-40e9-9c85-2670e4ea6810/ %5BRUS7_139%5D_%5BIM_294%5D.swf
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10 Слайд 11 |
Тема урока:Орфографические различия в
написании суффиксов причастий и отглагольных
прилагательных. Цель урока: актуализировать знания о морфемном составе прилагательных; показать особенность морфемной структуры причастий и отглагольных прилагательных; сопоставить суффиксы причастий, прилагательных и глаголов для формирования орфографических норм у учащихся.
-Что такое алгоритм? Откроем словарьВ.И. Даля Лексическая работа. Работа со словарем В.И. Даля Запишем слово “алгоритм” в тетрадь АЛГОРИТМ [лат.] – это 1) последовательность проведения вычислительных операций для определения искомого результата, искомой величины. Последовательность действий для выполнения какой-либо задачи. 2) порядок действий, правила, используемые в процессе какой-либо деятельности. Работа с интерактивными рисунками 1 рисунок. Жареная рыба – пережаренная рыба - Давайте проанализируем эти два словосочетания и сделаем вывод о написании суффиксов.Начинаем заполнение алгоритма. 2 рисунок. Вязанные бабушкой носки, соленные в бочке огурцы -А чем отличаются эти два словосочетания? Какой вывод о написании суффиксов можно сделать? (Заполняем следующий пункт алгоритма). -В причастиях корчЁВАнный пень,газирОВАННая вода в суффиксах -ёва-, -ова- пишется -нн- . Объясните правила выбора. Работа с учебником: знакомство с теоретическим материалом ( стр. 82-84) -Рассмотрим трудные случаи написания из рубрики “Это интересно!”. Слово раненый может писаться и с –н- и –нн-, т.к.глагол ранить –двувидовой.Для различия следует проверить значение слова прилагательное раненый имеет значение постоянного признака-качества, а причастие –значение временного признака. -У нас получился полный алгоритм . Проверьте свои записи ! -Я хочу обратить ваше внимание на правописание причастий, которые нужно запомнить. |
Учащиеся записывают тему урока и ставят
перед собой обучающую задачу, формулируют цель
урока(ориентируются на продукт) и начинают
работу по составлению памятки-алгоритма для
выпускников. Учащийся работает со словарем и отвечает на вопрос. Учащиеся делают записи в тетради.
Определяют лингвистический смысл рисунков, записывают словосочетания в тетрадь, классифицируют информацию и составляют вместе с учителем алгоритм. Ученики строят логическую цепочку рассуждений и делают вывод: пишется –нн-, потому что есть зависимое слово.Учащиеся объясняют, т.к полное страдательное причастие Учащиеся читают и анализируют
Проверяют записи Записывают словарь трудных слов. |
10 |
5 | Первичная проверка понимания темы | Слайд 12 Интерактивная таблица “-Н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных” Слайд 13 |
Анализируем и рассуждаем.Упражнения
для тренировки: Задание 1. Превратить прилагательные в причастия, добавив зависимые слова или приставки. Моче..ые яблоки, соле..ая рыба, ране..ая птица,стега..ая куртка, пута..ый ответ, копче..ая рыба,суше...ые грибы, груже...ая машина, моше...ый тротуар, ноше...ая шляпа. Задание 2. Найди соответствие, соединяя стрелками словосочетания, вставь пропущенные буквы. Примеры Правило Исписа...ый лист Образовано от глаголов с приставками сов.вида Задача реше...а В словах на –ованный /-еванный Балова...ый ребёнок Запомнить правописание Некраше...ый пол Приставка не- не влияет на написание –н- и -нн- в причастиях Жаре...ый в масле картофель Краткое причастие Свяще...ый долг Причастие с зависимым словом Ране..ый слово-исключение |
Уч-ся анализируют и рассуждают,
используя алгоритм выполняют тренировочные
упражнения
Выполняют задание с использованием таблицы |
10 |
6 | Физкультминутка | Физкультминутка | Учащиеся выполняют физические упражнения | 1 | |
7 | Закрепление знаний | Слайд 14
|
Проводим языковой анализ. Упражнение “Пишем без ошибок” Пользуясь алгоритмом, выполните упр. № 456 . | Пользуясь алгоритмом, выполняют упр. 456. | 5 |
8 | Веселые задания. Сейчас мы проведем настоящий лингвистический кулинарный поединок. Необходимо собрать в конверты “продукты” -карточки с- н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. | Уч-ся играют в игру, цель которой верно определить –н-и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных и распределяют в два конверта. | 2 | ||
9 | Взаимо проверка знаний |
Организует работу по проверке выполненного упражнения. Даёт правильный вариант | Обмениваются работами, анализируют, делают вывод, оценивают друг друга | 3 | |
10 | Рефлексия |
Слайд 15 |
-Что на уроке вы узнали нового? - Что вы считаете самым трудным в этой теме? - Что вам понравилось на уроке? Какие задания были наиболее интересными для вас? - Над чем вам нужно ещё потрудиться, чтобы писать правильно? -Давайте составим синквейн: 1 строка – одно слово, существительное, отражающее главную идею; 2 строка – два слова, прилагательные или причастия, описывающие основную мысль; 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме; 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме). |
Отвечают на вопросы.
Ученики составляют синквейн Пример: 1.Правило. 2.Трудное, интересное и запоминающееся, выполненное, усвоенное, захватывающее. 3.Учить,думать,сопоставлять, (анализировать) 4.Сложно, но возможно. 5.Трудное правило! |
2 |
11 | Домашнее задание | Слайд 16 | Приготовить домашнее задание: Выучить опорный конспект (алгоритм, словарь трудных случаев написания орфограмм) *Упражнение № 667 **Текст-миниатюра по заданной теме: Рецепт приготовления... (обязательно использовать причастия с н /нн) |
2 |