Планируемые результаты:
– личностные: активно участвовать в совместном принятии решений;
формировать адекватную самооценку, умение видеть свои достоинства и недостатки;
уважать себя и верить в успех;
– предметные: активизировать знания учащихся о глаголе как части речи;
закрепить навыки правописания глаголов; ознакомить с семантикой глаголов
света;
– метапредметные: уметь осуществлять информационный поиск; уметь
сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; уметь
сравнивать, анализировать, обобщать.
Тип урока: Урок повторения и закрепления знаний (рефлексия).
Технология: системно–деятельностный подход.
Форма проведения: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: экспозиционный экран, персональный компьютер, мультимедийный проектор; учебник “Русский язык” А. В. Поляковой, 4 класс (часть 2); презентация; иллюстративный и дидактический материал для работы в группах: рисунки солнца, звезды, молнии, росы; индивидуальные карточки с текстом, слова – опоры, план работы каждой группы.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.)
Задачи: включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения уметь учиться; определить содержательные рамки урока; мотивировать к учебной деятельности
Учитель:
– Звенит звонок.
И все мы рады вновь оказаться в царстве языка.
И снова в поиске нам находиться надо,
Ведь много неизвестных тем пока.
Сегодняшний урок, надеюсь, вам покажет,
Как удивителен язык наш и богат.
А ваша интересная работа лишь докажет –
Для тех, кто хочет знать, нет никаких преград!
– Ребята, а что вы ждёте от сегодняшнего урок?
– Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке русского языка?
(Знание правил, умение грамотно писать, давать полные обоснованные ответы, доказывать, делать выводы самостоятельно, дополнительные знания по предмету, полученные на олимпиадных занятиях и дома, желание и целеустремлённость.)
Учитель: Заканчивается февраль. Весна уже на пороге. И хотя ещё лежит снег, природа оживает и радостно встречает пока ещё не очень смелые лучи солнца.
2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
Задачи: повторение используемых способов действий – понятий, алгоритмов, свойств – с фиксацией соответствующих эталонов; самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятельности) с самопроверкой по готовому образцу и фиксацией ошибок).
Игра “ Узнай часть речи”.
Учитель: Мне захотелось разбавить серые краски яркими оттенками. Составьте такую палитру, которая бы объединяла слова, записанные на разноцветных кругах. Работать будете в группах.
цвет | поздравит | яркий | удивлять |
белила | красота | радостные | солнечная |
Варианты:
Имя прилагательное | Имя существительное | Глагол |
яркий | цвет | поздравит |
радостные | красота | удивлять |
солнечная | белила | белила |
Учитель: В каком случае слово “ белила” – это глагол, а в каком – существительное?
Уч-ся:
– Мама белила потолок. В этом случае “белила” – это глагол.
– Для ремонта купили белила. Здесь уже это слово выступает как существительное.
Учитель:
– Как называются такие слова? (Омонимами.)
– Приведите свои примеры?
(Ответы: ели, окуни, покрывала, пила, жгут, дуло и др.)
– Итак, ребята, как доказать, что слово является глаголом?
– Какой же части речи будет посвящён наш урок?
– Чтобы обобщить знания о глаголе, нам необходимо дать ответы на вопросы.
– Какие вопросы по данной теме вы можете задать?
(На доске появляется перечень вопросов.)
3. Включение в систему знаний и повторение.
Задачи: способствовать развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение осознанно строить речевое высказывание; учить давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
3.1. Лексическая и орфографическая работа.
Учитель:
– Ребята, а что произойдёт, если из нашей речи исчезнут глаголы?
– Действительно, они всю работу взяли на себя.
Задание. Перед вами текст. (Он напечатан на листочках.)
Предлагаю побывать в весеннем лесу, насладиться его красками и звуками. Вам необходимо вставить подходящие по смыслу глаголы.
Весна! Кругом ______________ молодая травка. ___________ весёлый ручеёк. _____________, а кругом всё ________________. Скоро _______________цветки мать – и – мачехи. ____________ в лесу и ______________ чудный аромат первоцветов. ____________ вокруг них мохнатые пчёлы.
Слова для справок: жужжат, зеленеет, зажелтеют, стоишь, посмотришь, расцветает, журчит, вдыхаешь.
(Восстановленный текст:
Весна! Кругом зеленеет молодая травка. Журчит весёлый ручеёк.
Посмотришь, а кругом всё расцветает. Скоро зажелтеют цветки
мать – и – мачехи. Стоишь в лесу и вдыхаешь чудный аромат
первоцветов. Жужжат вокруг них мохнатые пчёлы.)
Учитель: Работа в парах. Разделите глаголы на группы, запишите их в тетради. (После выполнения задания идёт проверка.)
Уч-ся:
– Мы распределили слова в две группы: глаголы настоящего времени и глаголы
будущего времени.
– А мы выписали глаголы 2-го и 3– го лица.
– Ещё можно было сгруппировать их по спряжениям:
– А я выписала глаголы с приставкой и без неё.
– Глаголы в форме единственного и множественного числа.
(Возможна группировка по орфограммам, по количеству слогов.)
Учитель:
– Назовите глаголы, обозначающие цвет. (Зеленеет, зажелтеют.)
– Какие из слов передают звуки леса? (Жужжат, журчит.)
– Ребята, а какой человек может увидеть красоту и услышать звуки леса?
– Посмотрим, есть ли среди вас такие.
– Напишите самостоятельно по 1 глаголу звучания и цвета вместе с
существительными.
– Укажите морфологические признаки одного глагола. (Проверка)
3.2. Ознакомление с семантикой глаголов света.
Учитель: От ваших прекрасных ответов класс наполнился ярким светом. Это не простые лучики. Догадайтесь, почему они встали вместе в один ряд?
Светить, сиять, сверкать, блестеть.
Уч-ся: Я считаю, что это синонимы, т.к. они близки по значению.
Учитель: Как вы думаете, а как правильно их расположить?
Уч-ся выполняет работу у доски: светить, блестеть, сиять, сверкать.
Учитель:
– Правильно, эти глаголы действительно различаются степенью усиления действия
излучения света.
– Подумайте, какие глаголы ещё имеют такое же значение? Дополните наш ряд.
Уч-ся: светиться, искриться, блистать, переливаться.
3.3. Работа с предложениями.
Учитель: Чем интересны ещё эти слова?
Уч-ся:
– Я считаю, что они стоят в неопределённой форме.
– Среди них есть глаголы с суффиксом -ся.
Учитель: А как они называются? Значит, мы не всё знаем о глаголе? Какой же вывод напрашивается? Впереди у нас новые “открытия”!
(На доску прикрепляется лист с вопросами.)
Как называются глаголы, в которых есть суффикс -ся? Как образованы такие глаголы? Когда в них пишется ь? |
Учитель:
– О чём можно сказать, используя глаголы: светит, сияет, блестит, сверкает?
(Уч-ся составляют на доске пары.)
– Как назвать полученные записи?
Уч-ся: Это нераспространенные предложения.
Светит звезда. Сверкает молния. Сияет звезда. Блестит роса.
Учитель:
– Распространите одно из них и запишите.
– В каких глаголах безударная гласная в окончании находится в слабой позиции?
– Светит, сверкает, сияет.
– Докажите правильность написания гласной в окончании глаголов.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Деятельность в группах, соответственно выбранным ролям.
Задачи: каждый уч-ся выбирает задания из числа предложенных; решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает своё решение с готовым образцом и фиксирует знаково результат деятельности.
Учитель: Молодцы! У вас есть хорошие знания о глаголе как части речи. А теперь я предлагаю поработать в группах. Распределим роли.
1-я группа: “Мыслители”.
Я знаю, что вы очень любите решать головоломки, отгадывать загадки. Предлагаю вам заменить словосочетания подходящим по смыслу глаголом. Проверим, как вы помните глаголы-исключения.
Различать, воспринимать звуки. | слышать |
Причинять огорчение | обидеть |
Воспринимать окружающее с помощью зрения. | слышать |
Заставлять двигаться куда-нибудь. | гнать |
Не давать упасть, вырваться. | держать |
Втягивать и выпускать воздух. | дышать |
Срезать волосы до корня. | брить |
Подчиняться другим. | зависеть |
2-я группа: “Языковеды”.
Чем занимаются языковеды? Изучение русского языка – дело сложное, но интересное. Мы трудностей не боимся. Вам предстоит подумать над происхождением слов “жужжать”, “поздравлять”. Вспомнить способы образования слов и записать, если возможно, однокоренные глаголы.
Слова | Происхождение. | Образование новых слов. |
жужжать | От исчезнувшего слова “жузг” – жужжание | жужжать |
поздравить | От старославянского слова “ЗДРАВ” – здоровый | поздравить |
3-я группа: “Практики”.
Вы должны уметь применять теоретические знания на практике. Работать будете с текстом о весне, который восстановили в начале урока. В выписанных вами глаголах выделите все изученные орфограммы. Вспомните другие правила правописания глаголов, приведите примеры.
4-я группа: “Теоретики”.
У вас ответственное задание. Знания о глаголе, которыми вы владеете, необходимо представить в виде опорной таблицы. Она должна стать помощницей при устном ответе.
5. Обобщение знаний о глаголе. “Проверь себя!”.
а) “Мыслители” – слайд 7.
б) “Языковеды” – слайд 8–9.
в) “Практики” – устный ответ, остальные – выделяют в тетради..
г) “Теоретики” – слайд 10 (отвечает один ученик).
5.1. Упражнение “Проверь себя!”
Запишите следующие глаголы в указанной форме:
отвечать | в н. в., в 3-м лице, в ед. ч. | отвечает |
строить | в б. в., в 1-м лице, во мн.ч. | построим |
рассказать | в п.в., м.р | рассказал |
видеть | в н.в., во 2– м лице, во мн.ч. | видите |
написать | в б.в., во 2-м лице, в ед.ч. | напишешь |
Самопроверка.
5.2. Роль глагола в предложении.
Учитель: У вас есть возможность самим придумать задание к тексту. (На экране появляется текст.)
Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы, звери радуются тёплым лучам. |
Уч-ся:
– Можно выполнить синтаксический разбор предложений.
– Я предлагаю выделить орфограммы.
– Интересно, думаю, будет поработать с глаголами.
– Ещё мы сможем доказать правильность постановки запятых.
– Можно, например, придумать продолжение рассказа.
Учитель: Молодцы, очень интересные задания. Их мы сможем использовать на следующих уроках. А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.
[ = — ] , [ — = ] . |
Уч-ся:
– Это четвёртое предложение, т. к. в нем две грамматические основы:
первая – “льётся запах”, вторая – “он привлекает”. Такое предложение называется
сложным.
(Уч-ся выполняют задание в тетради, а один – у доски.)
Учитель: Как вы думаете, зачем мы выполнили это задание?
Уч-ся: Чтобы доказать, что сказуемое чаще всего в предложении выражено глаголом.
6. Рефлексия.
Задачи зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание.
6.1. Фразеологизмы.
Учитель: Посмотрите на экран. Иллюстрации к чему я подобрала?
Уч-ся: Здесь проиллюстрированы фразеологизмы.
Учитель: Какие подписи вы могли бы сделать к рисункам?
Уч-ся:
1. | “Зарубить на носу” | Запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. |
2. | “Спустя рукава” | Относиться к делу неохотно, работать кое-как. |
3. | “Бить баклуши” | Бездельничать, праздно проводить время. |
4. | “Быть на седьмом небе” | Находиться в состоянии безграничного счастья, быть в полном восторге. |
5. | “Лебедь, рак и щука” | Отсутствует согласованность в каком-либо деле. |
6. | “Дело выгорело” | Благополучно закончилось дело. |
Учитель: Оцените нашу работу на уроке, используя подходящий фразеологизм?
Какие ещё крылатые выражения характеризуют хорошее выполнение дела, его успешность, старание?
Уч-ся: “Не покладая рук”, “Засучив рукава”, “Внести свою лепту” и другие.
6.2. Итог урока. Домашнее задание.
Учитель:
– Удалось ли нам обобщить знания о глаголе?
– Какое задание вызвало у вас затруднение?
– Над чем вам ещё необходимо поработать?
– А смогли добиться хорошего результата, потому что мы вместе. А это великая
сила. Ведь “С маленькой удачи начинается большой успех”.
Домашнее задание будет творческим.
Предлагаю вам написать сочинение – миниатюру, которое будет являться продолжением первого текста.
Постарайтесь включить в него как можно больше глаголов. Выполните морфологический разбор одного из них.