Тема урока: Пасхальное яйцо – символ жизни. Работа с графическим редактором (5 класс)
Цель урока: Расширить знания учащихся об истоках истории и традиций христианского праздника Пасха и научить использовать возможности графического редактора при создании поздравительных открыток.
Задачи урока:
- образовательная: ознакомить с приемами росписи пасхальных яиц.
- развивающая: способствовать формированию навыков работы в технике компьютерной графики при украшении росписи пасхальных яиц.
- воспитательная: способствовать формированию мотивации к изучению информатики; развивать фантазию; воспитывать интерес и любовь к истории культуры русского народа.
Вид урока: метапредметный.
Форма проведения урока: беседа, рассказ, самостоятельная работа.
Форма работы учащихся: коллективная работа, индивидуальная работа.
Технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие, дифференцированный подход.
Материалы и оборудование: проектор, компьютеры, презентация (приложение 1), набор дидактических материалов (приложение 2).
Ход урока
I. Организационный момент.
Приложение 1 (презентация используется на протяжении всего урока)
Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку
На урок пришли вы в класс,
Настроенье, как у вас?
Вам сегодня предстоит
На вопросы отвечать,
Свои знанья подтверждать.
Приготовились?
Тогда, в добрый путь
Вам всем, друзья!
Урок начнем с повторения правил техники безопасности (Приложение 2).
Сейчас, работая в парах, вам необходимо дополнить следующие предложения:
Работать на клавиатуре можно только ___________ руками.
Работать на расстоянии _________ сантиметров от монитора.
Соблюдать правильную посадку за компьютерным столом: ________________
Следить за исправностью аппаратуры и при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры, ____________________________ преподавателю.
Нажимать на клавиши клавиатуры ____________, не допуская _____________
В кабинет нельзя входить в ____________ одежде и ________________ обуви.
Включать и выключать компьютер можно только ______ преподавателя.
Если не успел доесть булочку, а урок уже начался _______________________
Во время работы нельзя ________ по классу и громко _____ с товарищами.
Не сложны советы эти
Вроде бы для всех вас, дети,
Но у самого порога
Вспомни их, им следуй строго.
И компьютер – добрый друг
Поведет вас в мир наук!
II. Актуализация знаний (беседа)
Сегодня у нас урок – праздник, урок изучения истории нашего народа, православной культуры, урок – творчества. Сегодня мы познакомимся с произведениями искусства, рожденного в крестьянской среде, символами, традициями, и создадим небольшую поздравительную открытку.
- Какой праздник празднуют сейчас верующие христиане?
Тема нашего урока связана с этим чудесным православным праздником.
«Пасхальное яйцо – символ жизни. Работа с графическим редактором»
III. Новый материал
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха – главное событие года для православных христиан, в том числе и на Дону, и самый большой Православный Праздник.
Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами…
Под напев молитв пасхальных
и под звон колоколов,
к нам летит весна из дальних,
из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
млеют темные леса,
небо блещет точно море,
море — точно небеса.
Сосны в бархате зеленом,
и душистая смола
по чешуйчатым колоннам
янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня
я заметил, как тайком
похристосовался ландыш
с белокрылым мотыльком.
1 ученик
Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
(А. Майков )
2 ученик
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
3 ученик
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
4 ученик
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес!
Христос воскрес!
(А. Майков )
На Пасху повсюду разрешается звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека, способствует жизненному успеху и исполнению желаний. Считалось, что если хоть раз в пасхальное воскресение ударишь в колокол, счастье будет целый год.
Релаксация (музыка, колокола)
Закройте глаза. Расслабьтесь. Вспомните счастливые моменты своей жизни. Улыбнитесь.
Открывайте глаза. Пусть хорошее настроение позволит нам творить.
Учитель: Главным украшением стола являются куличи и пасхи. На Пасху было принято дарить друг другу писанки – красиво расписанные натуральные или сделанные из сахара яйца
Очень давно стали люди украшать яйца. Сначала их только красили в разные цвета, а потом начали разрисовывать узорами. Расписывали яйца строго в один день - Чистый четверг.
С тех пор разрисованные, расписные куриные яйца стали называть - писанками. Роспись писанок считалась обрядом магическим, поэтому к инструментам и яйцам никто не смел прикасаться, кроме мастерицы. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка.
Со временем процесс окрашивания яиц приобрел статус народного творчества. Пасхальные яйца стали раскрашивать во всевозможные цвета, рисовать на них пейзажи, писать различные изречения и символические надписи. С течением времени на Руси сложилась целая художественная традиция. Яйца делались из сахара, шоколада, дерева, стекла, серебра и даже золота с украшениями из драгоценных камней, которые нередко представляли собой настоящие шедевры искусства.
Здесь вы видите элементы, которые чаще всего встречаются на писанках. Это особый язык декоративного искусства, который говорит о мире не словами, а символами. (Показ элементов орнамента.)
Символы растений Символы солнца
IV. Практическая часть
Сегодня на уроке мы попробуем поучиться замечательному мастерству росписи яиц.
И, перекинув мостик из того далёкого прошлого в сегодняшний день давайте посмотрим возможности техники. Чем сможет компьютер помочь нам в отработке рисования пасхальных яиц?
Работа с компьютерной графикой - одно из самых популярных направлений использования персональных компьютеров. Наиболее простой способ увидеть компьютерную графику на практике - включить телевизор. Заставки ко многим телевизионным программам представляют собой именно компьютерную графику. Она играет важнейшую роль в создании компьютерных игр, мультипликации, мультимедийных учебников, самостоятельных графических произведений, иллюстраций для разного типа книг, как научных, так и художественных, наглядных пособий, рекламных плакатов, открыток и так далее. Компьютерная графика - создание и изменение изображений при помощи компьютера. Это новый, необычайно интересный и перспективный предмет, а компьютер здесь выступает просто как инструмент художника - такой же, как и карандаш, перо или кисть, но, естественно, обладающий своими специфическими возможностями.
Сегодня на занятии мы будем осваивать графический редактор Paint, который предназначен для создания изображения в растровой графике. Работая в среде графического редактора, вы можете ощутить себя настоящим художником. В ваших руках окажутся удивительные инструменты. Они помогут любому, даже не имеющему художественных талантов человеку, создавать «шедевры» компьютерной графики.
Инструменты и эффекты программы Paint позволяют получить очень яркие, насыщенные работы на любые темы. Попробуем расписать яйца при помощи компьютера.
- Давайте вспомним, как взять необходимый инструмент для рисования?
- Как узнать, какой инструмент выбран?
- Как выбрать необходимый цвет?
- Посмотрите внимательно на слайд презентации (орнамент) и скажите, с помощью каких инструментов можем нарисовать данные элементы?
Напоминаю: программа запускается командой Пуск - Программы – Стандартные - Paint.
Пройдите на свои рабочие места за компьютером и оставьте на мониторе одну из картинок. Если вы достаточно хорошо владеете графическим редактором, оставьте солнышко, а если вы чувствуете себя немного неуверенно и у вас есть вопросы по работе с программой, оставьте цыпленка и я постараюсь уделить вам больше внимания.
У всех на столах есть план – помощник, справка по работе с программой (Приложение 3).
Ваша задача – нарисовать необыкновенное расписное пасхальное яйцо.
По мере завершения работы учащихся учитель копирует изображение яйца на открытку – заготовку (Приложения 4-9).
В результате у всех пасхальная открытка.
V. Итог урока
Перед вами результаты сегодняшнего урока. Вы не просто познакомились с историей и узнали, как выполняются элементы росписи, вы не просто узнали возможности компьютерной графики, но вы сделали это всё своими руками.
Вы рисовали “мышкой”, вы соприкоснулись с тайной древнего искусства и “перекинув” мостик в сегодняшний день, осуществили работу при помощи компьютерной техники.
У вас получились такие замечательные открытки. Скажите, а какие пожелания можно написать в такой открытке?
- Почему Пасха является одним из любимых христианских праздников?
- Что является главным символом праздника?
- Какие пасхальные традиции вы знаете?
- Как компьютерная техника помогла нам в отработке рисования пасхальных яиц?
Человек без памяти прошлого, лишенный исторических корней, не способен осмыслить себя, свое место в жизни. Мы должны принимать и возрождать те традиции, которые веками создавал наш народ, тогда это традиции будут жить вечно.
И современные технические средства будут служить нашими помощниками на пути познания. Поэтому давайте изучать возможности компьютерной техники и применять их на практике, как это делали сегодня.
Оценки (открытка с оценкой) (Приложения 10, 11). Дом. задание: § 2.10 с. 95-101