Цель: уточнить и расширить знания детей о кошках.
Образовательные задачи: ознакомить дошкольников с домашними животными – кошкой и котёнком; учить узнавать и называть, выделять некоторые особенности внешнего вида (пушистая шерсть, длинный хвост, лапки и т.д.); познакомить с особенностями поведения (мяукает, мурлычет, бесшумно ступает своими лапками).
Развивающие задачи: развивать внимательность, наблюдательность, речь, тактильную чувствительность пальцев рук; ввести в активный словарь детей слово “лакает”.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к домашним животным и желание проявлять о них заботу.
Предварительная работа: отгадывание загадок о кошках, рассматривание их в повседневной жизни, разучивание пальчиковой игры «Расскажу про кошку», разучивание подвижной игры «Кошечка»; прослушивание аудиозаписей «Песня кошки» А.Санин, А.Рыбников, «Песня кошки» А.Муравьёва.
Материалы и оборудование: клубочки, игрушечная кошка, котёнок в корзине, аудиозаписи песен; рисунки с изображением различной еды для кошек, экран, проектор, ноутбук, картина «Кошка с котятами» (из серии «Домашние животные и их детёныши»), слайды «Кошки».
Ход НОД
1. Организационный момент.
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? (смотрим в «бинокль»)
С добрым утром, ушки! Вы проснулись? (ладони к ушкам)
С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (хлопаем в ладоши)
С добрым утром, ножки! Вы проснулись? (притопываем)
С добрым утром, солнце! (ручки в сторону)
Мы проснулись! (голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться)
(Дети улыбнутся друг другу и гостям).
2. Основная часть.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто-то запутал все мои клубочки. Кажется, я знаю, кто это сделал. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, кто это такой.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
Дети. Кошка.
Воспитатель. Правильно, кошка. Давайте позовем её к нам. Скажем вместе «кис-кис-кис». (Воспитатель берёт кошку в руки, рассматривает вместе с детьми).
Воспитатель: Посмотрите, какая она красивая! А зовут её Мурка. Как вы думаете, почему её так назвали? (Мурлычет, мяукает). Она очень ласковая и любит мурлыкать. Ребята, помните, мы с вами учили пальчиковую игру «Расскажу про кошку». Давайте мы её вспомним. (Дети выполняют пальчиковую игру «Расскажу про кошку»)
Подставляй ладошку, (вытягиваем руки вперёд ладошкой вверх)
Расскажу про кошку, (гладим ладонь другой рукой)
Будем пальчики считать? (шевелим пальчиками)
Будем пальчики считать! (сжимаем пальчики в кулак и разжимаем)
Раз-два-три-четыре-пять! (поочерёдно загибаем пальчики на руке)
Вот – кулак, (сжимаем пальцы в кулак)
А вот – ладошка, (разжимаем их)
На ладошку села кошка! (ставим на ладонь пальцы второй руки)
И крадётся потихоньку, («пробегают» пальчиками до плеча)
И крадётся потихоньку…(прячут кисть другой руки в подмышечную впадину)
Видно мышка там живёт.
Воспитатель. А теперь посмотрите на эту кошку и скажите, что у неё есть. (Воспитатель показывает на голову кошки).
Дети. Голова, глазки, ушки, носик, усики.
Воспитатель. Правильно, кошки очень хорошо слышат, видят и чувствуют запахи. А ещё что у неё есть?
Дети. Ротик, язычок.
Воспитатель. Что делает кошка язычком?
Дети. Пьёт молоко, умывается.
Воспитатель. Правильно. А ещё по-другому можно сказать: «Лакает молоко». Давайте мы с вами вместе скажем. (Хоровой ответ детей). Покажите, как кошка лакает молоко. (Ведётся артикуляционная гимнастика). Правильно. А теперь покажите, как кошка просит есть.
Звукоподражание детей. Мяу! Мяу!
Воспитатель. Кошка покрыта шерстью, как будто она в шубке. Скажите, какая шубка у нашей Мурки?
Дети. Пушистая, гладкая, мягкая, теплая.
Воспитатель. Какого цвета шерсть у кошки?
Дети. Белого цвета.
Воспитатель. А какой хвост?
Дети. Длинный, пушистый.
Воспитатель. А что еще есть у кошки Мурки?
Дети. Лапки.
Воспитатель. Сколько лапок у кошки?
Дети. Много.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает лапки).
Воспитатель. Мягкие лапки, в лапках коготки-царапки. Для чего нужны кошке когти?
Дети. Защищаться от врагов, лазать по деревьям, ловить мышей.
Воспитатель. Как кошка помогает людям?
Дети. Ловит мышей.
Воспитатель. Ребята, а где живёт кошка?
Дети. Дома.
Воспитатель. Правильно. Кошка – домашнее животное. Она живёт в доме, любит тепло и уют, за ней надо ухаживать: поить и кормить.
Стихотворение про кошку.
Ильзира.
Киска, киска, как дела?
Ты зачем от нас ушла?
Самира.
Не хочу я с вами жить,
Хвостик негде положить,
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете.
Воспитатель. Вот оказывается, мы ей на хвостик наступаем, она обижается.
А сейчас мы с вами отдохнём и разомнёмся. (Воспитатель включает музыку и дети выполняют физкультминутку «Кошечка»)
Есть у кошки глазки, (дети показывают пальчиками глазки)
Есть у кошки ушки, (трогают ушки)
Есть у кошки лапки-
Мягкие подушки. (протягивают руки вперёд, играют пальчиками)
Кошка, кошка – не сердись, (грозят пальчиком)
Не царапай деток-
Брысь! (хлопают в ладоши)
Адиля.
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком;
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с тёплым молочком.
Воспитатель. А что любит кушать кошка?
Дети: Молочко, рыбу, мясо.
Воспитатель. Кошки любят мясо, рыбу и молоко. Увидев мышь, кошки осторожно приближаются, пригнувшись к земле и прыгают, чтобы поймать мышку.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем нашей кошке, как мы умеем играть. Мы с вами поиграем в игру «Покорми кошку» (дидактическая игра).
Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием. Теперь наша Мурка сыта. Она довольна и мурлычет. Как она мурлычет?
Звукоподражание детей. Мур! Мур!
Воспитатель. Посмотрите на экран, ребята. Я вам покажу, какие бывают кошки. Они все разные. Кошки бывают с длинной шерстью, с короткой шерстью, с разной окраской. (Во время просмотра слайдов тихо звучит аудиозапись «Песня кошки»).
Звукоподражание «Кошачьи разговоры».
Воспитатель. Кошка мяукает, когда хочет есть или гулять. Попробуйте сказать на кошачьем языке, что хотите кушать.
Дети. Мяу-мяу!
Воспитатель. Если кошка довольна, то она мурлычет. Попробуйте помурлыкать, как довольная кошка.
Дети. Мур-мур-мур.
Воспитатель. Ребята, а у нас есть ещё один гость. Посмотрите, кто сидит в корзинке? (Котёнок). Как вы догадались? (Он маленький). Хотите его погладить? (Дети гладят котёнка). Его зовут Пушок. (Он очень пушистый и мягкий).
Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам посмотреть на кошку и котёнка. Чем они отличаются?
Дети. Кошка большая, котёнок маленький.
Воспитатель. Как вы думаете, как будет мяукать котёнок? Покажите.
Дети. Мяу! Мяу! (Звукоподражание произносится на высоких тонах. Хоровые и индивидуальные ответы).
Воспитатель. А кошка как будет мяукать?
Дети. Мяу! Мяу! (Звукоподражание произносится низким голосом. Хоровые и индивидуальные ответы).
Воспитатель. Ребята. Котята очень любят играть. А вы любите играть? Давайте поиграем в игру «Кошка с котятами». (Воспитатель – «кошка», а дети – «котята». Воспитатель предлагает представить, что они маленькие котята. Когда мама-кошка засыпает, котята разбегаются, бегают легко на носочках по группе, мяукают. Мама просыпается, не находит своих котят и кричит: «Мяу! Мяу! Да вот я ваша мама! Идите скорее ко мне!» Котята должны подойти к маме, произнеся «Мяу! Мяу!». Мама-кошка гладит каждого «котёнка» и говорит ему ласковые слова. Игра проводится под музыку.)
Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, кошке и котёнку понравилось у нас в гостях, но им пора уходить. Давайте с ними попрощаемся.
Ребята, о ком мы сегодня говорили? Вам они понравились?
Правда, они очень забавные. Животных нужно беречь, любить и заботиться о них. Они на добро отвечают добром.
Список литературы.
- Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром». М.: Мозаика-Синтез», 2012.
- Кастрыкина В.Н., Попова Г.П. «Организация деятельности детей на прогулке». Волгоград: Учитель, 2013.
- Веретенникова С.А . «Ознакомление дошкольников с природой». Москва: Просвещение, 1993.