Программное содержание:
- Закрепить и обобщить знания детей по теме «Зима».
- Развивать познавательные процессы (внимание, восприятие, наглядно-образное мышление, пространственное воображение), сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал ребенка.
- Тренировать мелкую моторику рук.
- Способствовать гармонизации психо-эмоционального состояния.
Оборудование: подборка фотографий «Времена года», индивидуальные песочницы (подносы с песком), набор мелких игрушек, деревьев и т.п. для создания зимнего леса.
Ход занятия
1. Игровая мотивация.
Воспитатель беседует с детьми о настроении, которое вызывает у них зимняя погода, снег, вьюга.
(В игровой комнате появляется Гномик (взрослый)
Гн. - Здравствуйте, ребята. Я – Гномик из Волшебной страны, где я живу со своими братьями и Белоснежкой. Днем мы собираем под землей яркие самоцветы, а по вечерам Белоснежка читает нам чудесные сказки. А совсем недавно она рассказала нам историю о зиме и Снегурочке. Сказка нам очень понравилась, но что такое «зима» никто из нас не знает, ведь в Волшебной стране ее никогда не бывает. Вот я и решил прийти к вам, чтобы больше узнать об этом странном времени года. А в подарок для вас я нес разноцветные самоцветы, но они превратились в обыкновенный речной песок.
- Не расстраивайся, Гномик. Мы будем очень рады помочь тебе. Правда, ребята?
- Давайте подумаем, как мы можем объяснить Гномику, что такое «зима»? (рассказать)
- Конечно, мы можем рассказать об основных признаках зимы (на улице становиться холодно, выпадает снег, птицы улетают на юг и др.)
- Что еще мы можем предложить нашему гостю? (показать фотографии, рассказать стихотворение о зиме).
- Выберите из нашей фотовыставки те фотографии, на которых изображена зима.
- А еще мы можем предложить Гномику просто посмотреть в окно.
Гн. – А может быть, я прямо сейчас пойду на улицу и посмотрю ее, эту зиму?
- Ребята, а мы можем разрешить Гномику выйти на улицу прямо сейчас? (нет, у него нет теплой одежды).
Гн. – Так дайте мне, пожалуйста, свою одежду! (она будет тебе мала).
- Я придумала! Гномик, ты говорил, что нес нам самоцветы, а они превратились в песок? Это просто замечательно! Вот песок-то и поможет нам рассказать тебе о зиме. Давай скорее свой мешок!
2. Основная часть (работа с песком).
- Мы с вами умеем создавать на песке различные картины. Давайте специально для нашего гостя сделаем на песке картину зимнего леса и отразим в ней все особенности этого времени года. Все готово для работы. У каждого из вас есть поднос с песком. Рядом, на столе есть все необходимое, что может вам понадобиться в вашей работе.
- Поздоровайтесь с песком и приступайте к работе.
(для создания зимней картины дети используют вату, синтепон, «льдинки», вырезанные из пластиковых бутылок, рис, игрушки из киндер-сюрпризов, деревья из веточек, игрушечные елочки и т.п.)
3. Анализ работ (гномик задает детям вопросы)
- Что тебе больше всего нравится в твоем лесу?
- Какие деревья там растут?
- Сейчас очень холодно?
- Какой у тебя снег? Почему ты использовал (вату, рис, сахар) для изображения снега?
-Кто живет в твоем лесу?
- А кто приходит в твой лес? Зачем?
- Детям весело в твоем лесу? Почему? Что они любят делать в твоем лесу? И т. п.
4. Итог.
Гн. – Спасибо вам, ребята, я очень много узнал о зиме, я даже все сфотографировал, и теперь смогу рассказать обо всем своим братьям. Спасибо. До свидания.
- Какой удивительный гость нас сегодня посетил. Он мне очень понравился. А вам?
- Я очень рада, что мы смогли ему помочь. Как вы думаете, ему у нас понравилось? А что могло ему понравиться больше всего?