Цели.
1. Способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны.
2. Способствовать осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны.
3. Способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.
Задачи.
- раскрыть понятие, сущность и роль Конституции в жизни каждого гражданина страны;
- формировать представление о своих правах и обязанностях в школе, дома и в обществе;
- развивать умение работать в группе;
- развивать умение логично и конкретно выражать свои мысли, идеи;
- воспитывать чувство взаимопомощи, понимания;
- воспитывать интерес к правовым дисциплинам, ответственность к своей безопасности.
Оборудование и материал:
Конституция РФ;
презентация “Мы - граждане великой России”;
презентация “конкурс 1”;
флажки Российской Федерации;
ленточки;
Возраст детей: 11-12 лет.
Ход занятия
Добрый день.
Дорогие ребята! У нашего народа много праздников и памятных дат. Одной такой датой является 12 декабря 1993 году, когда была принята Конституция нашей страны. Это уже пятая Конституция в истории нашего государства. А отличается она от всех предыдущих тем, что была принята всенародным голосованием.
- Что же такое Конституция? И для чего она нужна?
На эти и на другие вопросы мы ответим с вами вместе. Вы будете работать в командах, а оценивать вашу работу будет многоуважаемое жюри.
(Представление жюри).
А прежде, чем приступить к работе я предлагаю вам придумать название своей команде.
- Конституция - это основной закон Российской Федерации. (Показ слайдов). Это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.
Когда и как была принята Конституция? Смотрите на слайды и слушайте, как все было.
Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент.
- Кто является президентом нашей страны?
(В.В. Путин. (Слайды).
- Что вы о нем знаете?
- Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином РФ, т.е. с самого момента рождения ребёнок имеет право на имя и на приобретение гражданства. Вот и я вам предлагаю воспользоваться своим правом на имя: на ваших столах лежат заготовки ладоней давайте на них напишем своё имя. А теперь отложите их в сторону, они нам ещё пригодятся.
- А теперь давайте поиграем:
Игра “Да! Нет!”
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: “Да!”. Если это противоречит закону, говорим: “Нет!”.
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да!
Показ слайдов символов государства: о флаге, гимне, гербе
Найдите и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово. (Россия)
О | Н | С | Т | И | Т | Я |
К | С | Ф | Л | А | У | Ц |
Г | Е | Р | Б | Г | Я | И |
Р | П | Г | С | Е | Л | С |
Е | Р | И | О | Р | И | Т |
З | О | М | Н | А | Ц | О |
И | Д | Е | Н | Т | И | Л |
- А теперь давайте поработаем в командах. У каждой команды на столах в стаканчиках стоят флажки РФ, чья команда первая поднимет флажок , та и будет отвечать. А уважаемое жюри будет внимательно наблюдать за вами и давать вам право ответа. Смотрим на экран. (Показ слайдов)
1 конкурс “Сказка ложь, да в ней намек…”
Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА “ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА”. Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
Правильный ответ: право на свободу передвижений.
Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО “ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК”. Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?
Правильный ответ: унижение достоинства личности.
Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО “ЗОЛУШКА”. Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
Правильный ответ: право на отдых.
Задание 4. А.ПУШКИН “СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ”. Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
Правильный ответ: право на труд.
Задание 5. Сказка “ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ”. Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
Правильный ответ: неприкосновенность жилища.
- Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны? (уважать права и свободы, честь и достоинство других лиц и т.д.)
(Ответы детей).
- Какова ваша главная обязанность?
(Хорошо учиться).
Обобщение.
2 конкурс “Анаграммы”
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1
Ребенок — к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д
Закон – к о н з а
Политика – и п о к а л и т
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р
Карточка №2
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И
Карточка №5
Норма – М Р А Н О
Забота – Б О З А Т А
Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы
Поступок – С Т У К О П О П
Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я
Радость – Д О Р А С Т Ь
Опека – К Е П О А
Согласие – С И Л А Г О С Е
3 конкурс “Знаешь ли ты государственные праздники?”
Соотнесите название государственных праздников с их датами:
Новый год Международный женский день День защитника Отечества Праздник Весны и Труда День Победы Рождество христово День независимости России День народного единства |
23 февраля 1 января 9 мая 8 марта 12 июня 4 ноября 7 января 1 мая |
- Молодцы! Вы все знаете хорошо государственные праздники.
Принятие законов “Детство”
- Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России.
- Я хочу ознакомить вас с проектом законов “Детство”, который лежит у вас на столах.
1. Закон правды.
Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.
2. Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
4. Закон милосердия.
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
5. Закон уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
6. Закон чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
- Что вы можете сказать о проекте законов?
(Высказывания детей).
- Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование.
А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы для голосования: ваши ладони с именами. Я предлагаю поднять их, если вам понравились и вы согласны соблюдать эти законы.
(Дети голосуют)
- А теперь я предлагаю послушать песню Александра Добронравова Россия ты права! в исполнении Лизы Ивановой, а вы можете подпевать пока наше жюри принимает решение и подводит итоги.
Мы хотим, чтоб Россия расправила крылья,
Чтобы солнце и звезды всегда ей светили,
Мы из прошлого в завтра найдем переправу –
Наше время пришло, потому что мы правы!
Зеленая трава
И небо только синее –
Россия, ты права,
И мы с тобой, Россия!
Все, что строит любовь, могут бомбы разрушить,
Но в цветах больше силы, чем в танках и пушках!
Не дадим никому оболгать эту правду –
Наше время пришло, потому что мы правы!
Зеленая трава
И небо только синее –
Россия, ты права,
И мы с тобой, Россия!
Все у нас впереди, мы еще молодые,
И всегда будем жить только в нашей России,
Взявшись за руки, все мы сумеем исправить –
Наше время пришло, потому что мы правы!
Зеленая трава
И небо только синее –
Россия, ты права,
И мы с тобой, Россия!
Подведение итогов.
- А напоследок хочется сказать,
Что Родина - это как вторая мать.
Ее не выбирают и не губят,
А просто берегут и любят.
Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом будьте патриотами!
Список литературы
- Конституция РФ. М.: 2013. – 40 с.
- Конвенция “О правах ребёнка”. – М.: Издательство “Омега - Л”, 2014 г. – 19 с.
- Конституционный строй России // Вопросы парламентского права. — М., 1995.
- Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. — М., 1997.
- Мухаев Р.Т. Политология. М.: Изд-во "Приор", 2000. - 400 с.