Тема «Системы счисления» является одной из основных тем в разделе «Представление информации». Она имеет прямое отношение к математической теории чисел. Необходимость изучения этой темы в курсе информатики связана с тем фактом, что числа в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления, а для внешнего представления содержимого памяти, адресов памяти используют шестнадцатеричную или восьмеричную системы. Это одна из традиционных тем курса информатики или программирования. Являясь смежной с математикой, данная тема вносит вклад также и в фундаментальное математическое образование студентов (развивается логическое, абстрактное мышление, а также алгоритмичность мышления).
В соответствии с обязательным минимумом среднего (полного) общего образования тема включает в себя:
- Понятие системы счисления, виды систем счисления (позиционные и непозиционные). Двоичная система счисления, представление чисел в двоичной системе счисления.
- Системы счисления, используемые в ЭВМ: восьмеричная, шестнадцатеричная и др. Алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления и обратно. Алгоритмы перевода целых чисел из р-ричной в q-ричную систему счисления. Двоичная арифметика, особенности и преимущества использования в ЭВМ двоичной системы счисления. Представление чисел в памяти ЭВМ: представление чисел с фиксированной и плавающей точкой, прямой, обратный и дополнительный коды.
В результате изучения темы студенты должны
Знать:
- что такое «система счисления»;
- в чем различие между позиционными и непозиционными системами счисления.
Уметь:
- переводить целые числа из десятичной системы счисления в другие системы и обратно;
- выполнять простейшие арифметические операции с двоичными числами;
- осуществлять перевод целых и дробных десятичных чисел в другие позиционные системы счисления и обратный перевод;
- переходить от записи двоичной информации к восьмеричной и шестнадцатеричной форме и осуществлять обратный переход.
По тематическому плану на изучение этого материала отводится 8 часов, что, как показала практика, недостаточно любому студенту.
Для повышения интереса студентов к данной теме, помощи в организации самостоятельной работы было разработано электронное пособие по теме «Системы счисления».
Цельсоздания пособия:повышение эффективности преподавания темы «Системы счисления» за счет использования электронного пособия; обеспечение более комфортных условий, как для преподавателя, так и студента.
Для достижения цели необходимо было подобрать необходимый материал по данной теме на основе анализа литературы и ресурсов Internet.
Представим краткую характеристику пособия. Электронное пособие состоит их 3 разделов:
- Первая часть Документация, в которую входит:
- рабочая программа;
- календарно-тематический план.
- Учебно-информационные материалы, включающие в себя:
- теоретический материал к занятиям;
- презентации;
- рабочую тетрадь «Системы счисления»;
- методические рекомендации для студентов по подготовке к лабораторным и практическим работам, семинарским занятиям;
- дополнительные дидактические материалы (кроссворды, занимательные задачи и т.д.).
- Контрольно-измерительные материалы включают в себя:
- контрольные и проверочные работы;
- тесты (в том числе электронные);
- разработки зачетных материалов.
Предполагая, что использование данного пособия будет способствовать повышению качества и эффективности преподавания учебной дисциплины в целом, а также позволит студентам организовать самостоятельную деятельность по освоению данной темы, при подготовке к семинарским занятиям, оно было оформлено с помощью программы AutoPlay Menu Builder. Это позволило систематизировать весь материал пособия, сделать хранение и использование более удобным. Структурированное содержание и гиперссылки помогают легко выйти на любой нужный раздел и вернуться обратно.
Разработанное пособие может быть использовано преподавателями информатики, студентами, как для самостоятельной работы, так и для подготовки и прохождения практики, учителями школ.