Электронное пособие по информатике "Системы счисления"

Разделы: Информатика


Тема «Системы счисления» является одной из основных тем в разделе «Представление информации». Она имеет прямое отношение к математической теории чисел. Необходимость изучения этой темы в курсе информатики связана с тем фактом, что числа в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления, а для внешнего представления содержимого памяти, адресов памяти используют шестнадцатеричную или восьмеричную системы. Это одна из традиционных тем курса информатики или программирования. Являясь смежной с математикой, данная тема вносит вклад также и в фундаментальное математическое образование студентов (развивается логическое, абстрактное мышление, а также алгоритмичность мышления).

В соответствии с обязательным минимумом среднего (полного) общего образования тема включает в себя:

  • Понятие системы счисления, виды систем счисления (позиционные и непозиционные). Двоичная система счисления, представление чисел в двоичной системе счисления.
  • Системы счисления, используемые в ЭВМ: восьмеричная, шестнадцатеричная и др. Алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления и обратно. Алгоритмы перевода целых чисел из р-ричной в q-ричную систему счисления. Двоичная арифметика, особенности и преимущества использования в ЭВМ двоичной системы счисления. Представление чисел в памяти ЭВМ: представление чисел с фиксированной и плавающей точкой, прямой, обратный и дополнительный коды.

В результате изучения темы студенты должны

Знать:

  • что такое «система счисления»;
  • в чем различие между позиционными и непозиционными системами счисления.

Уметь:

  • переводить целые числа из десятичной системы счисления в другие системы и обратно;
  • выполнять простейшие арифметические операции с двоичными числами;
  • осуществлять перевод целых и дробных десятичных чисел в другие позиционные системы счисления и обратный перевод;
  • переходить от записи двоичной информации к восьмеричной и шестнадцатеричной форме и осуществлять обратный переход.

По тематическому плану на изучение этого материала отводится 8 часов, что, как показала практика, недостаточно любому студенту.

Для повышения интереса студентов к данной теме, помощи в организации самостоятельной работы было разработано электронное пособие по теме «Системы счисления».

Цельсоздания пособия:повышение эффективности преподавания темы «Системы счисления» за счет использования электронного пособия; обеспечение более комфортных условий, как для преподавателя, так и студента.

Для достижения цели необходимо было подобрать необходимый материал по данной теме на основе анализа литературы и ресурсов Internet.

Представим краткую характеристику пособия. Электронное пособие состоит их 3 разделов:

  1. Первая часть Документация, в которую входит:
    • рабочая программа;
    • календарно-тематический план.
  2. Учебно-информационные материалы, включающие в себя:
    • теоретический материал к занятиям;
    • презентации;
    • рабочую тетрадь «Системы счисления»;
    • методические рекомендации для студентов по подготовке к лабораторным и практическим работам, семинарским занятиям;
    • дополнительные дидактические материалы (кроссворды, занимательные задачи и т.д.).
  3. Контрольно-измерительные материалы включают в себя:
    • контрольные и проверочные работы;
    • тесты (в том числе электронные);
    • разработки зачетных материалов.

Предполагая, что использование данного пособия будет способствовать повышению качества и эффективности преподавания учебной дисциплины в целом, а также позволит студентам организовать самостоятельную деятельность по освоению данной темы, при подготовке к семинарским занятиям, оно было оформлено с помощью программы AutoPlay Menu Builder. Это позволило систематизировать весь материал пособия, сделать хранение и использование более удобным. Структурированное содержание и гиперссылки помогают легко выйти на любой нужный раздел и вернуться обратно.

Разработанное пособие может быть использовано преподавателями информатики, студентами, как для самостоятельной работы, так и для подготовки и прохождения практики, учителями школ.