Программа семейной студии "Умный ребенок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка.

«Умный ребёнок» – это программа интеллектуального, творческого, эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста и его социальной адаптации при активном участии членов его семьи.

Нет смысла доказывать важность своевременного развития способностей ребёнка. И ещё, что более важно, не «оторвать» дошкольника от семейных традиций, семейного уклада.

В наше «спешное» время удержать родителей около своих детей, чтобы вместе «расти», сопереживать, накапливать жизненный опыт. Психологическое сопровождение программы помогает родителям понять и принять ребёнка.

Программа направлена на поэтапное формирование интереса дошкольников к познанию окружающей действительности в её многообразии. Обеспечивает их нравственное, интеллектуальное развитие, активно вовлекая, детей в разнообразную игровую деятельность, выступающую в качестве инструмента, с помощью которого осуществляется переход от простейшего желания детей участвовать в совместных игровых действиях – к серьёзной деятельности, в которой они приобретают жизненный опыт, познают окружающий мир, учатся человеческим отношениям.

Программа способствует решению проблем социальной адаптации дошкольников, предоставляя им новые возможности взаимодействия в пространстве МОУ «СОШ № 58» г. Магнитогорска как одной из моделей социума.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей и творческой активности детей в процессе игровой деятельности.

Задачи программы:

  • развивать адаптивные способности детей;
  • приобщать детей к полноценной игровой деятельности;
  • способствовать развитию психических процессов личности;
  • формировать интерес детей к познанию окружающей действительности;
  • приобщить родителей к активной «жизни» студии;
  • работать над созданием детско-родительского коллектива.

Актуальное обоснование программы.

Развитие российской системы образования характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, формирование новых образовательных технологий, подавляющее число которых имеет комплексный характер.

Изменения в школьном образовании влекут за собой и изменения в дошкольном образовании, предъявляя к нему всё более высокие требования.

Становление личности во многом зависит от условий, в которые попадает ребёнок в дошкольном возрасте, от того как будет происходить его воспитание, развитие. Отсюда возникает новая задача – создать не только на студии комфортные условия для воспитания и развития, но и в семье.

Помочь родителям через индивидуальные беседы, педагогические и психологические консультации, психологические тренинги, активные творческие конкурсы и интеллектуальные состязания справиться с воспитанием ребёнка, обеспечивая тем самым максимальную включенность дошкольника в практическую деятельность, ведущую к саморазвитию личности.

В основе программы «Умный ребёнок» лежат идеи развивающего обучения В.В. Давыдова, М. Монтессори, С. Никитина, Л.В. Занкова.

Методологическая основа программы.

Основной идеей программы является концепция личностно-ориентированного образования, направленная на удовлетворение важнейших потребностей ребёнка.

Для успешного развития творческой и свободной личности педагогический процесс раннего развития детей строится в соответствии с принципами:

Целостности – в программе соблюдены единства обучения, воспитания и развития, системность подачи материала.

Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности.

Деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребёнком во время активной деятельности.

Возрастного и индивидуального подхода – предполагает выбор тематики, приёмов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

МОУ «СОШ № 58» – школа без углубленного изучения предметов, набор учеников идёт внутри микрорайона. Лучше если работа по знакомству со школой у будущих первоклассников и их родителей сложится раньше. С одной стороны, школа будет иметь подготовленных учеников и активных родителей, а с другой стороны, и ученики и родители уже знакомы с особенностями функционирования школы и смогут сделать осознанный выбор.

Организация образовательного процесса.

Программа семейной студии раннего интеллектуального развития детей «Умный ребёнок» предназначена для детей дошкольного возраста (3 – 6,6 лет) и рассчитана на 4 учебных года.

(см. Приложение).

Число обучающихся в группе связано с психическими и возрастными особенностями детей:

  • 6–8 человек для детей 3 лет;
  • 8–10 человек для детей 4 лет;
  • 12–15 человек для детей 5–6 лет.

В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями продолжительность одного занятия составляет 10-15 минут – для детей 3 лет; 20 минут – для детей 4 лет; 25–30 минут – для детей 5-6 лет.

В середине занятия проводится динамическая пауза.

Реализовать различные виды деятельности, а также сократить количество занятий в целом позволяют интегрированные занятия.

Максимальная недельная нагрузка:

  • для детей 3 лет – 1 раз в неделю;
  • для детей 4–6 лет – 2 раза в неделю.

Содержание образовательного процесса.

Важнейшим компонентом образования дошкольников является формирование их опыта деятельности, эмоциональное развитие, а уж затем формирование системы знаний и умений и использование их как основы, направленной на реализацию первых двух компонентов.

Этим обосновывается перечень предметов, включённых в учебный план.

Занятия по данным направлениям позволят решить не только задачу развития детей, но и, что очень важно, удовлетворить потребности в различных видах деятельности (игра, различные виды познавательной деятельности, общение с детьми и взрослыми).

Основными задачами курса «Развивающие игры» являются:

  • развитие основных психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения).

Развитие основных психических процессов ребёнка решается через сенсорное развитие ребёнка.

У детей 3 лет формировать сенсорные эталоны ( устойчивые, закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношения их по величине между несколькими предметами).

Дальнейшее развитие сенсорных способностей ребёнка продолжает курс «Логика»:

  • развитие аналитического восприятия. Умение видеть главные и второстепенные признаки.

В курсе «Шахматы» дети учатся планированию своих действий и «стратегическому» мышлению.

Задачами курса «Конструирование» является формирование пространственного мышления дошкольника; умение работать со схемами; развитие умения работать в двухмерном пространстве; развитие умения работать с объёмными телами и предметными моделями.

Задачами курса «Развитие речи» является развитие лингвистических способностей и языкового «чутья» ребёнка через:

  • пополнение активного и пассивного словарного запаса;
  • расширение в сознании ребёнка смысловых границ слова через знакомство с многозначными словами; синонимами, «крылатыми» выражениями, пословицами.

Знакомство с детской литературой.

Развитие умения ребёнка выражать себя при помощи разных видов коммуникаций (слово, мимика, жест).

Задача курса «Занимательное азбуковедение» является знакомство со звуками и буквами русского языка.

Задача педагогов студии дать раскрыться всем обучающимся у нас детям и их родителям. Все дети разные – по-разному физиологически зрелые, с разным «багажом» жизненного опыта, разного темперамента. Группы обучающихся детей зачастую разнятся: по темпу усвоения материала, по интересу к выбранной теме; поэтому на студии «Умный ребёнок» тематическое планирование составляется индивидуально для каждой группы.

Контроль и диагностика образовательного процесса.

Уровень освоения детьми образовательных курсов в соответствии с задачами каждого направления предлагается родителям. Используя домашние задания, как тест на понимание ребёнком пройденной темы. Родитель легко может понять: усвоена тема ребёнком или нет. Педагоги консультируют родителей. Проводятся открытые занятия для родителей. Если есть необходимость, то с ребёнком и его родителем проводятся индивидуальные занятия. Динамику развития ребёнка отслеживает педагог-психолог.

Ожидаемый результат.

  • Создание детско-родительского коллектива;
  • Сохранность контингента.
  • Высокая активность участия семей в мероприятиях не только внутри студии, но и в городе, регионе.
  • Продолжение работы с выпускниками – дошкольниками и их семьями, уже в их новом качестве – учениками МОУ «СОШ № 58» г. Магнитогорска.

Студия «Умный ребёнок» на базе МОУ «СОШ № 58» начала свою работу в 2010 году.

За истекшее время педагоги студии «Умный ребёнок» достигли следующих результатов.

1. Сохранность контингента 1 года обучения составляет 90%; 2-3 годов обучения – 80%;

Выпускники-дошкольники продолжили работать на студии по предложению родителей.

2. Сложился детско-родительский коллектив:

а) родители с детьми активно участвуют в выполнении домашних заданий.

В конце каждой рабочей недели родители и дети получают домашние задания, где суммирован весь изученный материал за неделю. Все с готовностью выполняют домашние задания, несмотря на то, что задания не оцениваются.

б) родители вместе с детьми активно участвуют в различных конкурсах:

  • Театральный проект. Родители вместе с группой детей выбирают сказку, готовят к постановке, выступают в назначенное время. Дети «раскрепощаются», а родители учатся сопереживать не только успеху своего ребёнка.
  • Защита проекта по выбранной теме. Родители со своим ребёнком выбирают тему, проводят эксперименты, опыты. Цель – «прожить и понять процесс изнутри» На защите своей темы ребёнок рассказывает, и отвечает на вопросы).
  • Международная интернет-олимпиада «Сократ». Родители вместе с детьми в домашних условиях в течение 1 недели выполняют предложенные задания, по окончании олимпиады получают диплом.
  • Некоторые конкурсы стали традиционными по просьбе родителей:
  • «У меня растёт цветок». В конце зимы дети вместе с родителями приступают к посадке растения и ведут дневники наблюдения. В назначенное время ребёнок выступает, представляет растение и рассказывает о «пережитом».
  • Праздник стихотворения. (Как правило, выбирается один автор, дети разучивают стихотворения, создают костюмы, представляют рисунки; разыгрывают мини-сценки с членами семьи).
  • Поделки своими руками из природных материалов;
  • Конкурсы рисунков;
  • Конкурс «Креативный костюм» Многие родители обучающихся детей занимаются прикладным творчеством: валянием, батиком, вязанием. Для своих детей делают оригинальные костюмы. По предложению родителей был организован этот конкурс. Родители сами обучали друг друга при создании костюмов.

Родители и дети активно сотрудничают, вместе растут и развиваются. Каждый находит «отправную точку» для своего развития.

Литература:

  1. Давыдов В.В.Виды обобщения в обучении. М., Педагогика, 1972.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  4. Ляшко Т.В. «Через игру – к творчеству». Разработки развивающих занятий. Обнинск, 2000.
  5. Синицына Е. Умные занятия. М., Лист, 1998.
  6. Монтессори М. Метод начальной педагогики. М., АСТ, 2010.
  7. Монтессори – материалы. Школа для малышей. М., Астрель, 2004.
  8. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. – М. : Педагогика, 1990.
  9. Занков, Л.В. Беседы с учителями: вопросы обучения в нач. классах. – 2-е изд., перераб. / Л.В. Занков. – М. : Просвещение, 1975.