Пояснительная записка.
«Умный ребёнок» – это программа интеллектуального, творческого, эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста и его социальной адаптации при активном участии членов его семьи.
Нет смысла доказывать важность своевременного развития способностей ребёнка. И ещё, что более важно, не «оторвать» дошкольника от семейных традиций, семейного уклада.
В наше «спешное» время удержать родителей около своих детей, чтобы вместе «расти», сопереживать, накапливать жизненный опыт. Психологическое сопровождение программы помогает родителям понять и принять ребёнка.
Программа направлена на поэтапное формирование интереса дошкольников к познанию окружающей действительности в её многообразии. Обеспечивает их нравственное, интеллектуальное развитие, активно вовлекая, детей в разнообразную игровую деятельность, выступающую в качестве инструмента, с помощью которого осуществляется переход от простейшего желания детей участвовать в совместных игровых действиях – к серьёзной деятельности, в которой они приобретают жизненный опыт, познают окружающий мир, учатся человеческим отношениям.
Программа способствует решению проблем социальной адаптации дошкольников, предоставляя им новые возможности взаимодействия в пространстве МОУ «СОШ № 58» г. Магнитогорска как одной из моделей социума.
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей и творческой активности детей в процессе игровой деятельности.
Задачи программы:
- развивать адаптивные способности детей;
- приобщать детей к полноценной игровой деятельности;
- способствовать развитию психических процессов личности;
- формировать интерес детей к познанию окружающей действительности;
- приобщить родителей к активной «жизни» студии;
- работать над созданием детско-родительского коллектива.
Актуальное обоснование программы.
Развитие российской системы образования характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, формирование новых образовательных технологий, подавляющее число которых имеет комплексный характер.
Изменения в школьном образовании влекут за собой и изменения в дошкольном образовании, предъявляя к нему всё более высокие требования.
Становление личности во многом зависит от условий, в которые попадает ребёнок в дошкольном возрасте, от того как будет происходить его воспитание, развитие. Отсюда возникает новая задача – создать не только на студии комфортные условия для воспитания и развития, но и в семье.
Помочь родителям через индивидуальные беседы, педагогические и психологические консультации, психологические тренинги, активные творческие конкурсы и интеллектуальные состязания справиться с воспитанием ребёнка, обеспечивая тем самым максимальную включенность дошкольника в практическую деятельность, ведущую к саморазвитию личности.
В основе программы «Умный ребёнок» лежат идеи развивающего обучения В.В. Давыдова, М. Монтессори, С. Никитина, Л.В. Занкова.
Методологическая основа программы.
Основной идеей программы является концепция личностно-ориентированного образования, направленная на удовлетворение важнейших потребностей ребёнка.
Для успешного развития творческой и свободной личности педагогический процесс раннего развития детей строится в соответствии с принципами:
Целостности – в программе соблюдены единства обучения, воспитания и развития, системность подачи материала.
Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности.
Деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребёнком во время активной деятельности.
Возрастного и индивидуального подхода – предполагает выбор тематики, приёмов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
МОУ «СОШ № 58» – школа без углубленного изучения предметов, набор учеников идёт внутри микрорайона. Лучше если работа по знакомству со школой у будущих первоклассников и их родителей сложится раньше. С одной стороны, школа будет иметь подготовленных учеников и активных родителей, а с другой стороны, и ученики и родители уже знакомы с особенностями функционирования школы и смогут сделать осознанный выбор.
Организация образовательного процесса.
Программа семейной студии раннего интеллектуального развития детей «Умный ребёнок» предназначена для детей дошкольного возраста (3 – 6,6 лет) и рассчитана на 4 учебных года.
(см. Приложение).
Число обучающихся в группе связано с психическими и возрастными особенностями детей:
- 6–8 человек для детей 3 лет;
- 8–10 человек для детей 4 лет;
- 12–15 человек для детей 5–6 лет.
В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями продолжительность одного занятия составляет 10-15 минут – для детей 3 лет; 20 минут – для детей 4 лет; 25–30 минут – для детей 5-6 лет.
В середине занятия проводится динамическая пауза.
Реализовать различные виды деятельности, а также сократить количество занятий в целом позволяют интегрированные занятия.
Максимальная недельная нагрузка:
- для детей 3 лет – 1 раз в неделю;
- для детей 4–6 лет – 2 раза в неделю.
Содержание образовательного процесса.
Важнейшим компонентом образования дошкольников является формирование их опыта деятельности, эмоциональное развитие, а уж затем формирование системы знаний и умений и использование их как основы, направленной на реализацию первых двух компонентов.
Этим обосновывается перечень предметов, включённых в учебный план.
Занятия по данным направлениям позволят решить не только задачу развития детей, но и, что очень важно, удовлетворить потребности в различных видах деятельности (игра, различные виды познавательной деятельности, общение с детьми и взрослыми).
Основными задачами курса «Развивающие игры» являются:
- развитие основных психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения).
Развитие основных психических процессов ребёнка решается через сенсорное развитие ребёнка.
У детей 3 лет формировать сенсорные эталоны ( устойчивые, закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношения их по величине между несколькими предметами).
Дальнейшее развитие сенсорных способностей ребёнка продолжает курс «Логика»:
- развитие аналитического восприятия. Умение видеть главные и второстепенные признаки.
В курсе «Шахматы» дети учатся планированию своих действий и «стратегическому» мышлению.
Задачами курса «Конструирование» является формирование пространственного мышления дошкольника; умение работать со схемами; развитие умения работать в двухмерном пространстве; развитие умения работать с объёмными телами и предметными моделями.
Задачами курса «Развитие речи» является развитие лингвистических способностей и языкового «чутья» ребёнка через:
- пополнение активного и пассивного словарного запаса;
- расширение в сознании ребёнка смысловых границ слова через знакомство с многозначными словами; синонимами, «крылатыми» выражениями, пословицами.
Знакомство с детской литературой.
Развитие умения ребёнка выражать себя при помощи разных видов коммуникаций (слово, мимика, жест).
Задача курса «Занимательное азбуковедение» является знакомство со звуками и буквами русского языка.
Задача педагогов студии дать раскрыться всем обучающимся у нас детям и их родителям. Все дети разные – по-разному физиологически зрелые, с разным «багажом» жизненного опыта, разного темперамента. Группы обучающихся детей зачастую разнятся: по темпу усвоения материала, по интересу к выбранной теме; поэтому на студии «Умный ребёнок» тематическое планирование составляется индивидуально для каждой группы.
Контроль и диагностика образовательного процесса.
Уровень освоения детьми образовательных курсов в соответствии с задачами каждого направления предлагается родителям. Используя домашние задания, как тест на понимание ребёнком пройденной темы. Родитель легко может понять: усвоена тема ребёнком или нет. Педагоги консультируют родителей. Проводятся открытые занятия для родителей. Если есть необходимость, то с ребёнком и его родителем проводятся индивидуальные занятия. Динамику развития ребёнка отслеживает педагог-психолог.
Ожидаемый результат.
- Создание детско-родительского коллектива;
- Сохранность контингента.
- Высокая активность участия семей в мероприятиях не только внутри студии, но и в городе, регионе.
- Продолжение работы с выпускниками – дошкольниками и их семьями, уже в их новом качестве – учениками МОУ «СОШ № 58» г. Магнитогорска.
Студия «Умный ребёнок» на базе МОУ «СОШ № 58» начала свою работу в 2010 году.
За истекшее время педагоги студии «Умный ребёнок» достигли следующих результатов.
1. Сохранность контингента 1 года обучения составляет 90%; 2-3 годов обучения – 80%;
Выпускники-дошкольники продолжили работать на студии по предложению родителей.
2. Сложился детско-родительский коллектив:
а) родители с детьми активно участвуют в выполнении домашних заданий.
В конце каждой рабочей недели родители и дети получают домашние задания, где суммирован весь изученный материал за неделю. Все с готовностью выполняют домашние задания, несмотря на то, что задания не оцениваются.
б) родители вместе с детьми активно участвуют в различных конкурсах:
- Театральный проект. Родители вместе с группой детей выбирают сказку, готовят к постановке, выступают в назначенное время. Дети «раскрепощаются», а родители учатся сопереживать не только успеху своего ребёнка.
- Защита проекта по выбранной теме. Родители со своим ребёнком выбирают тему, проводят эксперименты, опыты. Цель – «прожить и понять процесс изнутри» На защите своей темы ребёнок рассказывает, и отвечает на вопросы).
- Международная интернет-олимпиада «Сократ». Родители вместе с детьми в домашних условиях в течение 1 недели выполняют предложенные задания, по окончании олимпиады получают диплом.
- Некоторые конкурсы стали традиционными по просьбе родителей:
- «У меня растёт цветок». В конце зимы дети вместе с родителями приступают к посадке растения и ведут дневники наблюдения. В назначенное время ребёнок выступает, представляет растение и рассказывает о «пережитом».
- Праздник стихотворения. (Как правило, выбирается один автор, дети разучивают стихотворения, создают костюмы, представляют рисунки; разыгрывают мини-сценки с членами семьи).
- Поделки своими руками из природных материалов;
- Конкурсы рисунков;
- Конкурс «Креативный костюм» Многие родители обучающихся детей занимаются прикладным творчеством: валянием, батиком, вязанием. Для своих детей делают оригинальные костюмы. По предложению родителей был организован этот конкурс. Родители сами обучали друг друга при создании костюмов.
Родители и дети активно сотрудничают, вместе растут и развиваются. Каждый находит «отправную точку» для своего развития.
Литература:
- Давыдов В.В.Виды обобщения в обучении. М., Педагогика, 1972.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Ляшко Т.В. «Через игру – к творчеству». Разработки развивающих занятий. Обнинск, 2000.
- Синицына Е. Умные занятия. М., Лист, 1998.
- Монтессори М. Метод начальной педагогики. М., АСТ, 2010.
- Монтессори – материалы. Школа для малышей. М., Астрель, 2004.
- Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. – М. : Педагогика, 1990.
- Занков, Л.В. Беседы с учителями: вопросы обучения в нач. классах. – 2-е изд., перераб. / Л.В. Занков. – М. : Просвещение, 1975.