Урок-мастерская по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Тема: "Пасха"

Разделы: Начальная школа


Модуль: Основы светской этики.

Класс: 4.

Тип занятия: мастерская.

Цели:

  • Познакомить детей с христианским праздником Пасхи и его обычаями.
  • Создать условия для развития способностей учащихся к общению в полиэтнической и многоконфессиальной среде на основе взаимного уважения и диалога.
  • Вызвать интерес к истории культуры русского народа, его традициям, обычаям, обрядам.
  • Создать условия для формирования эстетического сознания учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширение знаний детей о народных обычаях и традициях.
  • Ознакомление детей с понятиями: «Воскресение Христова», «Пасха».
  • Создание условий для свободного написания текстов.

Развивающие:

  • Развитие устной речи учащихся, способности анализировать.
  • Пополнение словарного запаса детей.
  • Развитие познавательной активности, ассоциативного мышления, коммуникативных навыков и самооценки.
  • Расширение кругозора учащихся.

Воспитывающие:

  • Воспитание уважительного отношения к народным традициям и обычаям.
  • Создания условий для умения работать в группах, способности к сотрудничеству.
  • Эмоциональное сопереживание духовно-нравственного события (Воскресения Христова).

Межпредметные связи:

  1. Окружающий мир (Глава «Твои родные и твоя Родина в потоке времени». 3 класс) (Главы «Человек и его внутренний мир» и «Человек и мир людей». 4 класс)
  2. Литературное, в том числе внеклассное чтение.

Ресурсы:

  1. Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс. Авторы: Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва. Москва БАЛАСС 2012 ФГОС Образовательная система «Школа 2100».
  2. Компьютерная презентация «Пасха».
  3. Карточки с перечнем пословиц и поговорок о «Пасхе».
  4. Карточки с распечатанными текстами для работы в группах.

Источники информации:

  1. Старостенко Е. «Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС.»
  2. Ямшина С.Н., Кувшинова С.А.«Реализация ФГОС в образовательном учреждении. Проектирование современного урока в начальной школе»
  3. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И., Уразова Е.А., Петрович В.Г. Как формировать УУД в курсе «Основы религиозных культур и светской этики». (Выдержка из программы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика для 4-5 классов».)
  4. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И., Уразова Е.А., Петрович В.Г. Специфика предмета. (Выдержка из программы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика для 4-5 классов».)

Организация пространства: Сначала столы стоят по кругу, стулья за кругом, затем – посадка по группам со свободным пространством для выступления групп, далее – свободная посадка с возможностью выхода к доске.

Оборудование: Бумага для текстов А4, скотч или магниты, ручка, цветные карандаши или фломастеры, тексты о Пасхе и приметы на карточках по количеству групп, презентация и оборудование для ее показа. Слайды презентации появляются по мере необходимости как наглядная иллюстрация или подтверждение предположений после ответов, музыкальное сопровождение. Возможна демонстрация символов Пасхи на различных изделиях (пасхальные открытки, пасхальные яйца, выполненные в разной технике оформления, куличи, полотенца, подставки и др.)

Мастерская проводится примерно за 10 дней до Пасхи.

Ход занятия

Организационный момент.

Индуктор. Актуализация

Все ученики сидят по кругу.

Учитель: Запишите на листе слова: «Весна, верба, уборка, колокольный звон, радость, очищение, освобождение».

Ученики (записывают их)

Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Самоконструкция.

Учитель: Объедините эти слова в единый символ в центре листа и изобразите его.

Ученики: (выполняют задание)

Афиширование.

Учитель: Передайте этот лист по кругу соседу слева.

Ученики: (передают листы)

Самоконструкция.

Учитель: Напишите фразу или несколько фраз вокруг символа, используя эти слова.

Ученики: (записывают фразы)

Афиширование.

Учитель: Передайте этот лист дальше.

Ученики: (передают листы с выполненным заданием соседу слева)

Самоконструкция.

Учитель: Послушайте музыкальный фрагмент (звон колоколов), запишите слова-ассоциации, которые у вас возникли на лист.

Ученики: (слушают музыкальный фрагмент и записывают слова-ассоциации)

Афиширование.

Учитель: Передайте лист дальше.

Ученики: (передают свои листы друг другу)

Самоконструкция.

Учитель: Послушайте пословицы и поговорки (чтение учителем). Напишите, что запомнили.

Ученики: (слушают пословицы и поговорки и записывают)

Афиширование.

Учитель: – Передайте дальше.

Ученики: (передают листы по кругу)

Самоконструкция.

Учитель: Кто может объяснить любую из этих пословиц?

Ученики: (думают)

Афиширование.

Учитель: – Напишите – передайте лист дальше. Кто хочет прочитать вслух, если согласен с объяснениями.

Ученики: (записывают и по желанию выступают)

Самоконструкция.

Учитель: Напишите ключевую фразу на листе так, чтобы она объясняла всё, написанное ранее (цветной ручкой).

Ученики: (записывают ключевую фразу цветной ручкой) Афиширование.

Учитель: Передайте дальше.

Ученики: (передают)

Этап усвоения новых знаний.

Самоконструкция.

Учитель: На новом листе отсеките лишнее пространство на бумаге, изобразите новый символ.

Ученики: (выполняют задание)

Афиширование.

Учитель: Вывесьте на доску, объясните.

Ученики: (вывешивают свои работы и объясняют по– своему желанию)

Социоконструкция.

Учитель: Разделитесь на группы, возьмите со стола листочек с текстом и ознакомьтесь с ним (основные понятия и традиции, связанные с праздником Пасха).

– Расскажите (опишите) в соответствии с карточкой об истории и традициях Пасхи ученикам других групп.

Ученики: (делятся на группы и готовятся к выступлениям)

Социализация.

Учитель: Задание слушающим: на листе бумаги индивидуально составьте пасхальный словарь, слушая выступления одних групп и дополняя других. (Чтение учителем отрывков, посвященных этому празднику).

Ученики: (слушают и дополняют)

Учитель: После выступлений. Подчеркните слова из пасхального календаря значения, которых вы знали – одним цветом, а те о которых узнали сегодня – другим.

Ученики: (выполняют)

Афиширование (демонстрация выполненной работы).

Учитель: Кто хочет поделиться своими мыслями?

Ученики: (пожеланию рассказывают)

Самоконструкция.

Учитель: Закройте глаза, послушайте музыкальный фрагмент.

Ученики: (слушают)

Учитель: Запишите, какие мысли, и чувства у вас возникли во время звучания. Что себе представляли?

Ученики: (записывают)

Социоконструкция.

Учитель: Выберите группой одну примету этого праздника, подготовьтесь объяснить её другим.

Ученики: (выбирают приметы )

Социализация.

Учитель: Расскажите о приметах на Пасху.

Ученики: (готовятся к выступлению от групп)

Самоконструкция.

Учитель: Найдите свой первый символ. Ознакомьтесь с ним.

Ученики: (находят свою первую работу)

Этап усвоения новых знаний. Разрыв. Афиширование.

Учитель: На новом листе напишите вашу главную мысль о Пасхе и вывесьте его. (Звучит музыкальное сопровождение).

Ученики: (записывают и демонстрируют )

Социализация.

Учитель: Выберите и снимите со стены не свой лист с высказыванием или прочитайте мысль из другого текста, которая вам понравилась.

Ученики: (выполняют)

Рефлексия

Учитель: Запишите небольшой текст на тему « Дума о Пасхе».

Ученики: (записывают и читают окружающим)

Этап подведения итога занятия.

Технологическая карта занятия