Урок-экскурсия по теме "Длина окружности и площадь круга". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Тип урока: повторение пройденного материала.

Цели:

  • обучающая – актуализировать знание свойств окружности и её элементов; проверить знание и понимание изученных формул длины окружности, площади круга;
  • развивающая – развитие логического мышления; познавательных умений, самостоятельности, внимательности, настойчивости в достижении цели;
  • воспитывающая – воспитание интереса к предмету.

Оборудование: мультимедийная презентация, калькуляторы, линейки, циркули; раздаточный материал (карточки – инструкции для работы на компьютере с программой «MyTestStudent».

Структура урока:

  1. Мотивация учебной деятельности – 1 мин.
  2. Определение темы, целей и задач урока – 1 мин.
  3. Актуализация знаний учащихся – 12 мин.
  4. Восприятие и осознание учащимися изученного материала – 21 мин.
  5. Путешествие в музей – 7 мин.
  6. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания. Рефлексия – 3 мин.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности

На доске эпиграф к уроку «Приобретать знания – это храбрость, приумножать знания – это мудрость, а умело применять – великое искусство» (Восточная мудрость)

II. Определение темы, целей и задач урока.

Учитель: Здравствуйте. У нас с вами сегодня несколько необычный урок. Мы посетим музей «Круга и окружности» не покидая стен класса. Создали этот уникальный музей ваши одноклассники. Обычно, при входе в музей каждый посетитель приобретает билет. Вам тоже предстоит это сделать. Вашим входным билетом станет выполненный тест в программе «MyTestStudent». (На партах карточки – инструкции по работе в программе (Приложение 1)).

III. Актуализация знаний учащихся

Итак, перед вами тест «Окружность и ее свойства». Тест ограничен по времени. Его продолжительность 12 минут. На каждый вопрос один правильный ответ. Приступайте к работе. (Приложение 2)

(Тест проводится в режиме он-лайн и программа сама оценит работу учащихся)

Учитель: Билет в музей приобретен. Через 20 минут его открытие. Чтобы нам не было скучно в ожидании чуда, поработаем…

IV. Восприятие и осознание учащимися изученного материала.

Учитель: Мы уже с вами не раз говорили, что знания нам нужны для того, чтобы суметь применить их на практике. Эпиграфом к нашему уроку я выбрала очень актуальное высказывание. Как вы его понимаете? (выслушать мнение учащихся). Решим несколько прикладных задач. (Презентация)

  1. Минутная стрелка кремлевских курантов имеет длину 3,6 м. Какова длина дуги, которую описывает конец стрелки в течении 5 минут; 1 часа? (ответ:≈1,9 м; ≈22,6 м)
  2. Вычислить длину круговой орбиты искусственного спутника Земли, если спутник вращается на расстоянии 320 км от Земли, а радиус Земли равен 6370 км. (ответ: ≈42013 км)
  3. Найти длину маятника настенных часов, если угол его колебания составляет 38⁰, а длина дуги, которую описывает конец маятника, равен 24 см. (ответ: ≈ 36,2см)
  4. Диаметр основания Царь-колокола, находящегося на территории Московского Кремля, равен 6,6 м. Найти площадь основания колокола. (ответ: ≈34,2 м²)
  5. Вокруг круглой клумбы, радиус которой равен 3 м, проложена дорожка шириной 1 м. Сколько нужно песка, чтобы посыпать дорожку, если на 1 м² дорожки требуется 0,8 дм² песка? (ответ: ≈17,6 дм²)
  6. Лесной участок имеет форму круга. Чтобы обойти этот участок по опушке, идя со скоростью 4 км/ч, нужно затратить на 45 минут больше, чем для того, чтобы пересечь его по диагонали. Найти длину опушки данного участка. (ответ: ≈4,4 км)

V. Путешествие в музей

Вот и распахнулись перед нами двери музея.

(Демонстрация видеофайла. Приложение 3)

VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия.

Учитель. Бесконечно интересны и загадочны круги и окружности. Круг – это мифологический символ гармонии, устойчивости мира. Окружность, как совершенная геометрическая фигура, всегда привлекала к себе внимание художников, архитекторов. Каждый из вас в скором времени выберет какую то профессию. Возможно, будут среди вас и те, кому обязательно понадобятся знания свойств окружности и круга

Подведём итоги урока. (Выставляются оценки за тест с учетом работы каждого учащегося при решении практических задач.)

Задание на дом: Решить 4 задачи. Тексты задач в «Беседку» поместит …

(задание «скинуть» в «Беседку» задачи можно дать любому ученику)

  1. Диаметр колеса тепловоза равен 180см. За 2,5мин. колесо сделало 500 оборотов. С какой скоростью идет тепловоз? (С = 5,652м, s = 500× С = 2826м, v = 1130,4м/мин, v = 67,824 км/ч)
  2. Площадь поверхности Луны приближенно равна 36298400км². Найдите радиус Луны. (R = 1700км)
  3. Останкинская телебашня в Москве опирается на площадку, имеющую форму кольца. Диаметр наружной окружности 62м, а внутренней окружности 44м. Вычислите площадь фундамента Останкинской телебашни. (Sвнутр. = 1519,76м², Sвнешн. = 3017,54м², Sкольца = 1497,78м²)
  4. Каков диаметр опаленной площади тайги от взрыва Тунгусского метеорита в 1908 году, если 2/19  площади пострадавшей от метеорита тайги равны 119,32км², будем считать, что пострадавшая часть тайги имеет форму круга. (D = 38км)

Рефлексия

Учитель. Как вам путешествие в музей?

Желаю всем хорошего настроения на весь день.

Литература

  1. Л.С. Атанасян: Геометрия 7–9
  2. А.В. Погорелов: Геометрия 7–11 .
  3. Изучение геометрии в 7–9 классах. Методическое пособие.
  4. Г.И. Григорьева: Нестандартные уроки геометрии 9 класс.
  5. Н.Ф. Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – М: ВАКО, 2011.
  6. П.И. Алтынов, Л.И. Звавич, А.И. Медяник: Математика: 2600 тестов и проверочных заданий.
  7. Интернет ресурсы: urok.1sept.ru
  8. art-labirint