Тип урока: повторение пройденного материала.
Цели:
- обучающая – актуализировать знание свойств окружности и её элементов; проверить знание и понимание изученных формул длины окружности, площади круга;
- развивающая – развитие логического мышления; познавательных умений, самостоятельности, внимательности, настойчивости в достижении цели;
- воспитывающая – воспитание интереса к предмету.
Оборудование: мультимедийная презентация, калькуляторы, линейки, циркули; раздаточный материал (карточки – инструкции для работы на компьютере с программой «MyTestStudent».
Структура урока:
- Мотивация учебной деятельности – 1 мин.
- Определение темы, целей и задач урока – 1 мин.
- Актуализация знаний учащихся – 12 мин.
- Восприятие и осознание учащимися изученного материала – 21 мин.
- Путешествие в музей – 7 мин.
- Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания. Рефлексия – 3 мин.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности
На доске эпиграф к уроку «Приобретать знания – это храбрость, приумножать знания – это мудрость, а умело применять – великое искусство» (Восточная мудрость)
II. Определение темы, целей и задач урока.
Учитель: Здравствуйте. У нас с вами сегодня несколько необычный урок. Мы посетим музей «Круга и окружности» не покидая стен класса. Создали этот уникальный музей ваши одноклассники. Обычно, при входе в музей каждый посетитель приобретает билет. Вам тоже предстоит это сделать. Вашим входным билетом станет выполненный тест в программе «MyTestStudent». (На партах карточки – инструкции по работе в программе (Приложение 1)).
III. Актуализация знаний учащихся
Итак, перед вами тест «Окружность и ее свойства». Тест ограничен по времени. Его продолжительность 12 минут. На каждый вопрос один правильный ответ. Приступайте к работе. (Приложение 2)
(Тест проводится в режиме он-лайн и программа сама оценит работу учащихся)
Учитель: Билет в музей приобретен. Через 20 минут его открытие. Чтобы нам не было скучно в ожидании чуда, поработаем…
IV. Восприятие и осознание учащимися изученного материала.
Учитель: Мы уже с вами не раз говорили, что знания нам нужны для того, чтобы суметь применить их на практике. Эпиграфом к нашему уроку я выбрала очень актуальное высказывание. Как вы его понимаете? (выслушать мнение учащихся). Решим несколько прикладных задач. (Презентация)
- Минутная стрелка кремлевских курантов имеет длину 3,6 м. Какова длина дуги, которую описывает конец стрелки в течении 5 минут; 1 часа? (ответ:≈1,9 м; ≈22,6 м)
- Вычислить длину круговой орбиты искусственного спутника Земли, если спутник вращается на расстоянии 320 км от Земли, а радиус Земли равен 6370 км. (ответ: ≈42013 км)
- Найти длину маятника настенных часов, если угол его колебания составляет 38⁰, а длина дуги, которую описывает конец маятника, равен 24 см. (ответ: ≈ 36,2см)
- Диаметр основания Царь-колокола, находящегося на территории Московского Кремля, равен 6,6 м. Найти площадь основания колокола. (ответ: ≈34,2 м²)
- Вокруг круглой клумбы, радиус которой равен 3 м, проложена дорожка шириной 1 м. Сколько нужно песка, чтобы посыпать дорожку, если на 1 м² дорожки требуется 0,8 дм² песка? (ответ: ≈17,6 дм²)
- Лесной участок имеет форму круга. Чтобы обойти этот участок по опушке, идя со скоростью 4 км/ч, нужно затратить на 45 минут больше, чем для того, чтобы пересечь его по диагонали. Найти длину опушки данного участка. (ответ: ≈4,4 км)
V. Путешествие в музей
Вот и распахнулись перед нами двери музея.
(Демонстрация видеофайла. Приложение 3)
VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия.
Учитель. Бесконечно интересны и загадочны круги и окружности. Круг – это мифологический символ гармонии, устойчивости мира. Окружность, как совершенная геометрическая фигура, всегда привлекала к себе внимание художников, архитекторов. Каждый из вас в скором времени выберет какую то профессию. Возможно, будут среди вас и те, кому обязательно понадобятся знания свойств окружности и круга
Подведём итоги урока. (Выставляются оценки за тест с учетом работы каждого учащегося при решении практических задач.)
Задание на дом: Решить 4 задачи. Тексты задач в «Беседку» поместит …
(задание «скинуть» в «Беседку» задачи можно дать любому ученику)
- Диаметр колеса тепловоза равен 180см. За 2,5мин. колесо сделало 500 оборотов. С какой скоростью идет тепловоз? (С = 5,652м, s = 500× С = 2826м, v = 1130,4м/мин, v = 67,824 км/ч)
- Площадь поверхности Луны приближенно равна 36298400км². Найдите радиус Луны. (R = 1700км)
- Останкинская телебашня в Москве опирается на площадку, имеющую форму кольца. Диаметр наружной окружности 62м, а внутренней окружности 44м. Вычислите площадь фундамента Останкинской телебашни. (Sвнутр. = 1519,76м², Sвнешн. = 3017,54м², Sкольца = 1497,78м²)
- Каков диаметр опаленной площади тайги от взрыва Тунгусского метеорита в 1908 году, если 2/19 площади пострадавшей от метеорита тайги равны 119,32км², будем считать, что пострадавшая часть тайги имеет форму круга. (D = 38км)
Рефлексия
Учитель. Как вам путешествие в музей?
Желаю всем хорошего настроения на весь день.
Литература
- Л.С. Атанасян: Геометрия 7–9
- А.В. Погорелов: Геометрия 7–11 .
- Изучение геометрии в 7–9 классах. Методическое пособие.
- Г.И. Григорьева: Нестандартные уроки геометрии 9 класс.
- Н.Ф. Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – М: ВАКО, 2011.
- П.И. Алтынов, Л.И. Звавич, А.И. Медяник: Математика: 2600 тестов и проверочных заданий.
- Интернет ресурсы: urok.1sept.ru
- art-labirint