Характеристика учебно-педагогической аудитории, в которой предполагается проведение данного урока.
Учащиеся данного класса ответственно относятся к учебной деятельности. У них сформированы навыки учебного труда: умение внимательно слушать, наблюдать, высказывать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения на основе аргументирования, строить доказательства. Ученики обладают достаточно развитой речью, самостоятельно выполняют работы репродуктивного и творческого характера.
У учащихся развит познавательный интерес, эмоциональная сфера личности.
Цели урока:
- Обучающая: дать учащимся представление об однородных членах предложения, об обобщающем слове
- Развивающая: расширить кругозор учеников, обогатить словарный запас с помощью нового понятия синтаксиса – однородные члены предложения, научить конструировать с этими членами предложения, развитие связной устной и письменной речи.
- Воспитывающая: познакомить ребят с городами нижегородской области.
Ход урока
1. Слово учителя:
Дорогие друзья!
Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Это будет урок – путешествие по родному городу Семёнову. Мы узнаем историю возникновения города, посетим историко – художественный музей и даже пригласим жителей города N в наш город Семёнов
Но, совершая экскурсию, давайте не забывать о теме нашего урока: «Однородные члены предложения».
2. Актуализация темы.
Слова есть в русской речи,
Не очень – то внешне похожие,
Но полномочия на них
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставить знаки мы.
Шагают вереницею они
За словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.
Наверное, вы поняли,
Слова те благородные
Все называют в языке,
Конечно, однородными.
3. Объяснение нового материала.
Составление схемы – «кластер» учителем и учениками в ходе аналитической беседы о стихотворении, которое дано выше.
Однородные члены предложения
а) Зависят от одного и того же слова
б) отвечают на один и тот же вопрос
в) являются одинаковыми членами предложения
г) находятся в сочинительных отношениях.
4. Формирование умений находить однородные члены предложения.
Текст выведен на экран и распечатан для каждого ученика.
Задание: Прочитайте текст, соблюдая интонацию перечисления. Обратите внимание на то, что слова, отмеченные стрелкой (выделенные), произносятся одним тоном.
«Много лет тому назад в нижегородской области на реке Санахта жили Семен Ложкарь, его жена Катерина, их дочь Авдотья. Втроем успевали они делать ложки кленовые и березовые, приглядные и ловкие, что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихваливали. И пошла про Семена слава по лесам, городам и весям Поволжья», - так красиво звучит одна из легенд о возникновении города Семенова.
5. Групповая работа учащихся.
Нахождение в тексте однородных членов предложения, ответы одним представлением от группы и запись ответов всеми учащимися класса.
Все необходимые ответы учеников выведены на экран в виде таблицы
- Семен Ложкарь, Катерина, Авдотья жили
- Кленовые, березовые, приглядные, ловкие ложки
- Хлебали, прихваливали тюрю
- По лесам, по горам, по весям пошла
Вывод: однородными членами могут быть все члены предложения.
6. Закрепление изученного материала.
Слово учителя:
А теперь, ребята, давайте вспомним, чем славен город Семенов, я приглашаю вас побывать в историко – художественном музее. Добро пожаловать в первый зал. Это зал игрушки. Здесь представлены токарные расписные игрушки: яркие матрешки в сарафанах, игрушечные самоварчики, подарочные шары, погремушки.
Ребятам на слайде показаны различные экспонаты данного зала.
Следующий зал посвящен семеновскому поэту Борису Корнилову. Здесь представлен интерьер комнаты дома писателя. В экспозиции вы увидите незатейливые часы – ходики на стене, самодельные резные шашки, стол с самоваром. Здесь мы видим первую, детскую, иллюстрированную книгу Б.Корнилова «Как от меда у медведя зубы начали болеть».
На слайде представлен интерьер комнаты Б.Корнилова.
А в зале «Семеновцы в годы ВОВ 1941 – 1945 годов». На стендах, на витринах вы увидите самые разные материалы военной поры: письма, награды, личные вещи партизан, материалы о военных.
Перед ребятами на слайде показан зал музея.
7. Театрализованная групповая работа.
Ребята делятся на группы. Каждая группа должна рассказать об одном зале музея, используя в своем рассказе однородные члены предложения. Поэтому следующие слайды – это экскурсии по историко – художественному музею, где гидами уже выступают сами ребята.
Выступления ребят показывают, были ли внимательны школьники к экскурсии учителя и усвоили ли они новую тему. За данную творческую работу ребятам ставится оценка.
В классе, в котором предполагается провести этот урок, можно рекомендовать групповые и коллективные формы работы, ребята легко кооперируются во временные творческие коллективы, свободно взаимодействуют внутри временных групп.
Также в классе учатся ребята с творческой «жилкой», поэтому они с удовольствием берутся за любые актерские упражнения.
8. Слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами побродили городу Семенову. А давайте мы отправим жителям города N телеграмму с приглашением посетить наш город Семенов. Одно условие: в каждом предложении телеграммы мы должны использовать однородные члены
9. Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы узнали:
- Перечислите признаки однородных членов предложения
- Какие члены (главные или второстепенные) предложения могут быть однородными?
10. Домашнее задание.
Подготовить письменный рассказ о городе Семенове, используя в предложениях однородные члены предложения.
Выставление оценок.