Цели урока:
- повторить и обобщить теоретические знания по теме «Частица», вырабатывать навык правописания частиц;
- развивать навык орфографической зоркости, речь, память, внимание;
- воспитывать интерес к родному языку.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: компьютер с интерактивной доской, учебник, тетрадь, карточки для каждой группы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка темы и цели урока.
(Презентация №1 Power Point «Карта путешествия», слайд 1)
КОРАБЛЮ
Морей красавец окрыленный!
Тебя зову — плыви, плыви
И сохрани залог бесценный
Мольбам, надеждам и любви.
Ты, ветер, утренним дыханьем
Счастливый парус напрягай,
Волны внезапным колыханьем
Ее груди не утомляй.
А.С. Пушкин
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Как вы думаете, на чем?
– Найдите в этом стихотворении частицы. Для чего они используются?
Прокладывание маршрута путешествия. (слайд №2)
– А в конце маршрута вас ждет сюрприз.
Таблица ответов
Город Знатоков | Бухта Образований | Река Пониманий | Море Омонимов | Остров Отрицаний |
Оценка работы участников группы (выставляет и обосновывает старший группы)
Фамилия Имя | Оценка | |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. |
III. Работа над темой урока (переход по ссылкам на другие презентации).
1. Город Знатоков.( Презентация №2) Обобщение материала. – Блиц-опрос.
- Служебные части речи, которые служат для связи слов в предложении – это (союз)
- Для чего служат частицы давай, пусть? (для образования повелительного наклонения глагола)
- Если не пишется слитно, то это …? (приставка или часть корня, если без не не употребляется)
- Какова функция частицы ни, если уже есть отрицание в предложении? (усиливает отрицание)
- Частицы, которые внося различные оттенки в предложения, называются …? (смысловыми)
- Частицы то и ка пишутся …? (через дефис)
- Каков смысл предложения, если в нем 2 частицы не: не мочь + н.ф.гл.? (положительный)
- Что образуют частицы самый, более? (сравнительную степень прилагательных и наречий)
- Частица – это …? (служебная часть речи, которая служит для образования форм слов и вносит различные оттенки значения в предложение.
2. Бухта Образований.(Презентация №3)
– Какие частицы участвуют в образовании? Что они образуют? (повелительное и условное наклонение глагола, составную форму сравнительной степени прилагательных и наречий)
– Чтобы нам с вами пройти Бухту Образований, необходимо паруснику помочь. Для этого составьте о нем предложения, используя формообразующие частицы. Назовите, к какая это частица и какую форму слова она образует.(Пусть плывет наша яхта вперед! Наша яхта самая быстрая. Поплыла бы наша яхта сегодня. Давайте поможем нашей яхте покинуть бухту.)
– Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.
3. Река Пониманий. (Презентация №4)
– Скажите, с какими частицами мы с вами здесь встретимся? Как вы думаете, почему?
(– Скажите, какие частицы помогают нам изменить оттенки смысла в предложении?) (смысловые)
На слайде даны предложения.
- Быстро плывет по волнам наша яхта.
- Сегодня у нас прекрасная погода.
- Мы скоро найдем нужный остров.
– Измените смысл данных предложений, используя различные частицы. Назовите частицу, какое значение она вносит?
4. Море Омонимов. (Презентация №5)
– Как вы думаете, кого мы здесь встретим? Какие слова называются омонимами?
Найдите омонимы в данных предложениях. Объясните, чем они здесь являются.
- Имя это я слышал решительно первый раз. – Глядел человек решительно и смело.
- В лесу и в поле было душно. – И в беде человек крепнет.
- Ни звука, ни ветерка, ни вздоха в просыпающемся от спячки весеннем лесу. – Он ни одного слова произнести не мог.
- Да скорей бы уж дождь начинался. – Мал золотник да дорог.
- Держался он просто. – Он просто садовод-любитель.
- Кто-то постучал в мою дверь. – План-то был ведь хороший.
– Чего здесь не хватает? Почему?
5. Остров Отрицаний.
– Какие частицы живут на этом острове?
– Как Вы думаете, почему они так называются?
– Дополните предложения, появившиеся на слайде:
- «Частица не придает…»
- «Частица ни служит…»
- «Не может быть …, тогда ее признаки…»
- «ни может быть…, тогда ее признаки…»
(заполняют схемы на слайдах, используя интерактивную доску, 1ученик у доски все остальные – в тетрадях)
– сейчас будут звучать детские песни. Выпишите, пожалуйста, из них все слова с не и ни. Как они пишутся, чем они являются?
- (гимн Незнайки. Не возможно
- Давай дружить. Не унижать, не обижать, не трудно
- Песня ослика. Не секрет, не растут, не продашь, не купишь
- Песенка ожоры. ни за что, не стану, ненавижу, не люблю, не буду, не перестанем
- Песня разбойников. Ни кола, ни двора, не платят, не желаем
- Пластилиновая ворона. Не сказку, не простую, не с детства, не помним
- Неприятность эту мы переживем. Не найду, неприятность.
IV. Подведение итогов. Гора Победителей.
– мы с вами прошли весь Остров Отрицаний до самой горы Победителей. Давайте посмотрим, кто же сегодня является победителем?
(подведение итогов по таблицам групп, награждение победителей)
– Чем вам запомнился сегодняшний урок?
– Что вам в нем не понравилось?