“Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром”.
Священное Писание
Цель: формирование нравственных ценностей добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности.
Задачи:
- пробудить стремление совершать добрые дела;
- развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;
- формировать правильную самооценку;
- воспитывать внимательность, уважение к людям.
Основные понятия: добро, зло, скромность, доброта, милосердие, честность, дружелюбие, вежливость.
Ресурсы для проведения урока:
- Средства наглядности:
- Презентация (со слайдами).
- Стихотворение Юрия Шмидта "Добро и Зло"
- В.А. Сухомлинский “Обыкновенные люди”.
- Карточки с пословицами, с изображениями сказочных героев.
- Ватман, картинки с изображениями “добра” и “зла”, фигурки для коллективной работы.
- Музыкальный ряд: “Дорогою добра”
Ход урока
1. Оргмомент
Добрый день, ребята. Повернитесь лицом друг к другу, посмотрите на своего товарища, протяните ему свои ладони, возьмитесь за руки и постарайтесь передать тепло своей души. Ведь улыбка, сопереживание, готовность помочь в беде – это так необходимо в нашей жизни.
Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Садитесь, пожалуйста. Начинаем наш урок.
2. Объявление темы урока
- Послушайте внимательно стихотворение Юрия Шмидта
Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Добро и Зло – их некем заменить.
- Ребята, а как бы вы озаглавили это стихотворение? (Добро и зло)
- Назовите тему нашего урока
3. Сообщение темы урока, постановка проблемы
- Сегодня на уроке наш разговор пойдет о добре и зле. (Слайд 2)
В течение всего урока за правильные ответы вам будут даваться фигурки из бумаги (дерево, домик, цветок , фигурки людей, солнышко и др.)
(Слайд 3, 4, 5)
Древнегреческий философ Платон утверждал: “Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”.
Римский философ Сенека считал: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем пользу, не может быть добрым”.
А святой апостол Павел, проповедуя учение Христа, так наставлял римлян: “Любовь да будет непритворною, отворачивайтесь от зла, притягивайтесь к добру”.
4. Работа по новой теме
- Большинство живущих на земле людей не задается мыслью, что есть “добро”.
В чем оно “добро”? Кому добро? От кого добро?
- Как бы вы смогли ответить на эти вопросы? (ответы детей)
- Какого же человека можно назвать добрым?
Работа со словарём С.И. Ожегова (Слайд 6, 7)
Издавна люди с благодарностью воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их счастья. В древней азбуке буква Д - обозначала “добро”. Видите, какие глубокие корни у этого понятия. Поэтому и заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова, чтобы постигнуть значение слова “добро”.
“Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду”.
Вывод о понятии “добро” (ответы детей: сравнивают свои ответы с толкованием из словаря)
- А что есть зло? (ответы детей)
Зло - это нечто противоположное добру, дурное, плохое, например: беда, зависть... (дети продолжают по цепочке)
Работа со словарём С.И. Ожегова
“Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду”.
Вывод о понятии “зло” (ответы детей: сравнивают свои ответы с толкованием из словаря)
5. Физминутка
6. Сценка (Слайд 8)
В.А.Сухомлинский “Обыкновенный человек”
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
- Что это за человек? – спросил внук деда?
- Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
- Что это за человек? – спросил внук деда.
- И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
- А это что за человек? - спросил внук деда.
- Обыкновенный человек, - ответил дед.
Вопросы:
1. Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?
2.Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?
3. Какое отношение вызывают у вас злые люди? Добрые люди?
7. Работа в группах – Мозговой штурм (Слайд 9)
- 1-я гр. – понятие добра;
- 2-я гр. – понятие зла.
Каждая группа готовит сообщение по памяткам:
1-я группа.
- Для чего люди должны знать, что такое “добро”?
- Что такое добро?
- Как должен совершать человек добрые поступки?
2-я группа.
- Нужно ли знать человеку, что такое “зло”?
- Что такое зло?
- Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла?
Выступление учащихся.
8. Игра-тренинг “Волшебный цветок добра” (тетрадь с.88)
9. Работа с пословицами
1) С древних времён наш народ ценил добро. Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.
Пословицы недаром появляются.
Без них прожить никак нельзя,
Они - великие помощницы
И в жизни - верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то научают
И от беды нас берегут.
- Какие пословицы и поговорки о добре и зле вы знаете?
2) Игра “Составь пословицу”
(каждый учащийся на карточке стрелками соединяет начало пословицы с её концом)
Кто любит добрые дела, | будешь и сам без беды. |
Делай другим добро – | тому и жизнь мила. |
Доброе слово человеку, | на добрые дела. |
Жизнь дана | а злое калечит. |
Доброе слово лечит, | что дождь в засуху |
Добро помни, а | пожнёшь. |
Что посеешь, то и | зло забывай. |
За добро | добра не делает никому. |
Худо тому, кто | добром платим. |
Проверка (Слайд 10)
- Какая пословица понравилась больше других?
- Как вы понимаете её смысл?
10. Работа в группах - дидактическая игра “Я смогу ...” (Слайд 11)
Задание: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.
1. Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка ...
2. У твоего друга (подруги) тяжело заболел близкий человек .
3. Вы нашли у своего дома маленького котенка ...
4. Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка...
Выступление учащихся
11. Синквейн
По результатам выполненных заданий можно сказать, что вы ребята уже хорошо отличаете добро и зло. А теперь следующее задание, составьте “синквейн” со словами “добро” и “зло”.
добро | зло |
бескорыстное, искреннее | жестокое, бессердечное |
присутствует, наделяет, впечатляет | ранит, убивает, уничтожает |
проявление чувств, полезных другим | разрушение души человека |
любовь | беда |
Проверка работ
12. Коллективная творческая работа
Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
Посмотрите , какие фигурки вы получили ,работая на уроке? (Дома, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.)
А сейчас на листе ватмана составим картину. Необходимо правильно расположить и наклеить фигурки.
- Как назовём нашу картину? (“Город добра”)
- Хотелось бы вам стать жителями такого города?
- Почему?
13. Итог
1) вопросы
- Какова была тема нашего урока?
– Как вы считаете, мы ответили на главный вопрос нашего урока?
– Какой момент урока был самым запоминающим для вас?
2) Рефлексия деятельности на уроке
С помощью смайлика оцените своё настроение на уроке:
а) отлично б) хорошо в) скучно
14. Домашнее задание (Слайд 12)
- 1 группа – сочинить сказку о добре и зле;
- 2 группа – найти и подготовить пересказ 1 сказки о добре и зле;
- 3 группа – нарисовать рисунок по теме
(Слайд 13) заключительное высказывание.