Тип урока: ОНЗ.
Основные цели:
- формирование умения ориентироваться на местности при помощи компаса;
- формирование умения ориентироваться на местности по местным признакам.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
- поговорка для этапа 1: Дело мастера боится;
- задание 1 – интерактивный тест «Стороны горизонта»;
- эталон «Стороны горизонта»:
Раздаточный материал: индивидуальные планшетки.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
- включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
- определение содержательных рамок урока: стороны горизонта;
- актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель открывает на доске поговорку Д-1:
Дело мастера боится |
- Прочитайте слова на доске.
- Как понимаете эти слова? (…)
- Можно ли применить эти слова к предыдущему уроку?
- На этот вопрос легко ответить, если вспомним, с какой темой вы работали на прошлом уроке. (Мы узнали стороны горизонта, что такое горизонт, линия горизонта.)
- Сегодня вы продолжите работать с этими понятиями.
- Чему же будет посвящен урок? (Открытию нового знания)
- Как вы будете узнавать новое? (Постараемся сами понять, что мы еще не знаем, и сами «откроем» новый способ.)
- С чего начнем работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цели:
- актуализировать знание понятий стороны горизонта, горизонт;
- организовать знакомство с понятиями ориентирование и компас;
- актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
- мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
- организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
- организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебной деятельности на этапе 2:
1) Актуализации понятий стороны горизонта.
У учащихся на персональных ноутбуках интерактивный тест (Презентация 1)
- Выполните тест.
- Что мы повторили, выполняя тест. (Есть четыре основные стороны горизонта: север, юг, запад, восток и четыре промежуточные: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток)
Учитель вывешивает эталон. (Презентация 2, слайд 2)
- Знакомство с понятиями ориентирование и компас.
- Чтобы узнать, для чего нам нужно знать стороны горизонта, давайте поиграем в Поле чудес. (Слайд 3)
- Зашифрованное слово обозначает определение своего местоположения и направления пути. (Дети по очереди называют буквы алфавита и получают слово «ориентирование»)
- Значит, ориентирование – это определение своего местоположения и направления пути. (Определение на слайде 3, анимация 1)
- Как мы ориентируемся, когда идём в школу? В спортивную школу? (…)
- Молодцы! В повседневной жизни мы обычно ориентируемся по хорошо заметным, запоминающимся предметам, они называются ориентиры.
- А как быть в лесу, когда все деревья похожи друг на друга? (… возможно кто-то назовет компас)
- А что такое компас? (…) (Слайд 3, анимация 2)
- Где мы можем посмотреть точное определение слова компас? (В толковом словаре)
- Прочитайте, что такое компас в толковом словаре Ожегова. (Гиперссылка на слово компас на слайде 3)
- Компас –физический прибор для распознавания стран света, состоящий из намагниченной стрелки, всегда показывающей на север.
- Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских вельмож устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. (Слайд 3, анимация 3). Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. Как вы думаете, какие? (Основные)
- Затем добавили промежуточные. Назовите их.
- Такое устройство было неудобно и для удобства переноски в любых условиях компас поместили в круглую коробку.
- У вас на партах лежат современные компасы, посмотрите, из чего он состоит? (Магнитная стрелка, предохранитель, корпус) (Слайд 4, анимация 1-3)
3) Задание для пробного действия.
- Что вы повторили и узнали? (Мы повторили стороны горизонта, узнали, что такое ориентирование, компас, из чего состоит компас)
- Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
- Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Учитель открывает на доске задание для пробного действия. (Слайд 5)
Определите по компасу расположение интерактивной доски в классе. |
- Что нужно сделать в этом задании? (Нужно по компасу определить расположение доски в классе)
- Что нового в этом задании? (Мы никогда не определяли стороны горизонта при помощи компаса)
- Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание на индивидуальных планшетках. Учитель ограничивает учащихся во времени.
- Итак, посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли определить расположение доски в классе по компасу)
- Кто определил сторону? Назовите, что у вас получилось?
- Обоснуйте свой ответ. Назовите правило, которым вы воспользовались при работе с компасом.
Учащиеся в замешательстве, так как нет соответствующего правила.
- Что вы не можете сделать? (Мы не можем назвать правила, по которому можно обосновать свой ответ.)
- Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были определить расположение доски в классе при помощи компаса.)
- В чем затруднение? (Мы не можем ориентироваться при помощи компаса.)
- Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем способа ориентирования по компасу)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели:
- согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
- построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать способ ориентирования при помощи компаса и научиться им пользоваться.)
- Как будет называться тема урока? (Ориентирование)
- Давайте подумаем, какие средства вам помогут. (Знание сторон горизонта и компас)
- Теперь я помогу вам продумать дальнейшую работу. Чтобы узнать расположение объекта, нужно узнать, как пользоваться компасом.
- Предлагаю вам поработать в группах. Посмотрите на доску и скажите, все ли правила работы в группе я вспомнила? Если что-то не так, поправьте меня. (Пропущено одно правило: работать должен каждый на общий результат) (Слайд 6)
- Молодцы! У вас на партах в конверте лежат шаги алгоритма работы с компасом. Скажите, как вы будете работать. (Дети называют шаги плана «открытия», учитель фиксирует на доске)
План «открытия». (Слайд 7)
- Ознакомиться с шагами алгоритма.
- Выстроить их в правильном порядке.
- Зафиксировать шаги на листе.
- Проверить свою гипотезу и сделать вывод.
5. Реализация построенного проекта.
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать способы ориентирования по компасу на эталоне;
- организовать фиксацию преодоления затруднения;
- организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Вы выполняете 1-3 пункты плана, а 4 – вместе.
Ученики читают шаги, устанавливают последовательность и приклеивают на лист А4.
Учитель организует защиту результата. При защите проекта учащиеся показывают составленные эталоны.
Правила пользования компасом.
- Положить компас на ровную горизонтальную поверхность.
- Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится)
- Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.
- Закончив работу, поставить стрелку на предохранитель.
- Как проверить ваше «открытие»? (Нужно попробовать определить нахождение какого-нибудь объекта в классе при помощи компаса.)
- Давайте определим, где находится наш классный уголок. (Дети действуют по эталону и определяют местонахождение уголка)
- Сделайте вывод. (Мы правильно составили алгоритм работы с компасом)
- Чтобы точно убедиться, что наше «открытие» верно, что надо сделать? (Проверить по учебнику)
- Откройте учебник на странице 75. Прочитайте правила.
Один из учащихся читает правило вслух. (Слайды 8-9)
- Сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.)
- Воспользуйтесь новым эталоном и компасом и выполните наше пробное задание. (Интерактивная доска находится на юго-востоке)
- Смогли ли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что теперь вы можете делать? (Ориентироваться по компасу)
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить свои знания.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: зафиксировать во внешней речи правила пользования компасом.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Фронтальная работа.
- Подготовьте компас к работе. Определите по компасу, где у нас в классе север и встаньте лицом на север.
- Какая сторона горизонта расположена у вас сзади? (юг)
- Какая сторона горизонта расположена у вас справа? (восток)
- Какая сторона горизонта расположена у вас слева? (запад)
- Вытяните вперёд правую руку, в сторону – левую. Соединяйте их одновременно. Какое направление вы показываете? (Северо-запад)
- Вытяните вперёд левую руку, в сторону – правую. Соедините их одновременно. Какое направление вы показываете? (северо-восток)
- Определите, в какую сторону обращены окна в классе? (юг)
2) Работа в парах.
- Определите, в какой стороне находится в классе дверь?
- Определите, в какой стороне находится в классе шкаф?
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу.(Слайд 10)
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка?
- Исправьте ошибки.
- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цели:
- тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
- проверить умение ориентироваться по компасу.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Определите, в какой стороне находится стол учителя?
- Определите, в какой стороне находится сейф для ноутбуков?
Учащиеся выполняют самостоятельную работу на планшетах. Проверка организуется по образцу. (Слайд 11)
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка? (...)
- Исправьте ошибку.
- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
- Кто не ошибся?
- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включить новое знание в систему знаний;
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Ребята, как вы думаете, кому нужно уметь хорошо пользоваться компасом? (Летчикам, мореплавателям, путешественникам…)
- Давайте сейчас отправимся в путешествие. У каждого ряда будет своя маршрутная карта. (Карта вручается представителям рядов)
- Вам нужно выйти из класса в коридор, определить место начала путешествия, пройти по указанному в карте маршруту и найти клад. (Дети читают карту и выполняют действия, указанные в карте и находят записки: «Вы молодцы! Настоящие путешественники. Я благодарю Вас за урок.»)
После путешествия дети возвращаются в класс.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- оценить свою работу и работу класса на уроке;
- наметить направления будущей учебной деятельности;
- обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Узнать способ ориентирования при помощи компаса и научиться им пользоваться.)
- Вам удалось достичь цели? (Да)
- Докажите. (…)
- Вспомните пословицу, с которой начали урок. (Дело мастера боится.)
- Кого из вас дело испугалось? Докажите. Кто смог открыть способ сам?
- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы не поняли, как пользоваться компасом, есть ошибки, поставьте себя на нижнюю ступеньку. Если поняли, но сеть вопросы и допустили ошибки – на вторую или третью ступеньку. Если поняли и можете рассказать дома, поделиться с товарищами – на четвертую ступеньку
- Учитель анализирует результаты оценивания. (Слайд 12)
- Как быть, если вы пошли за грибами и у вас нет с собой компаса?(…)
- Вы правы. Можно ориентироваться по местным признакам.
- Дома первый вариант готовит сообщение о том, как можно ориентироваться по солнцу и звездам, а второй вариант – по местным природным признакам. (Слайд 13)