Включение в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов позволяет успешнее решать различные дидактические задачи, повысить учебную мотивацию учащихся и включить их в активную познавательную деятельность.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Считаю, что использование компьютерных технологий целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке.
УМК: Перспективная начальная школа, 2 класс.
Цели:
- Систематизировать материал об известных группах животных (насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся);
- познакомить с новой группой: звери (млекопитающиеся);
- выделить существенные признаки зверей;
- способствовать развитию умений сравнивать и выделять главное;
- способствовать развитию познавательного интереса;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: «Окружающий мир», 2 класс, О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.
Оборудование: компьютер, проектор интерактивная доска мультимедийная презентация (показ слайдов).
Ход урока
I. Организационная часть. Подготовка к уроку.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Концентрация внимания:
– Игра «Охотник».
Правило игры: В течение определенного времени прочитать названия животных, запомнить, «стрелять» «лишнего» животного. (Слайд 3)
II. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадок. (Слайды 4-8)
-
Небольшая я лошадка.
Вся в линейку, как тетрадка. -
Лакомлюсь малиной
И медком пчелиным. -
Живу и в тундре, и в лесу.
На голове ношу красу. -
На льдину вылезаю,
Клыками устрашаю. -
Я заглядываю без труда
В окна третьего этажа.
– Назовите животных, одним словом
– Тема нашего урока – «Звери»
– Каких ещё животных можно причислить к этой группе?
– Каких зверей вам приходилось наблюдать в природе, зоопарке, в цирке?
III. Изучение нового материала.
(Слайд 9)- Внимательно рассмотрите картинок, и назовите зверей. (синий кит, волк, лиса) Какие интересные факты знаете о них?
– Представители, ещё каких групп есть на слайде. (птицы, насекомые) Назовите их главные признаки. (у птиц – перья, у насекомых – 6 ног) Ещё какие группы животных вам известны? (земноводные, пресмыкающиеся).
– А знаете ли вы главного отличительного признака зверей? (Слайд 11) Выберите правильный ответ:
- У них 4 ноги.
- Они живут и на суше, и в воде.
- У них тело покрыто шерстью.
- Они не умеют летать.
- У них тело покрыто перьями.
– Подумайте, почему зверей называют млекопитающими?
– Только звери выкармливают своих детенышей молоком. (Слайд 12) Все звери выкармливают своё потомство молоком, но детёнышей рождают не все. По виду продолжения рода, звери делятся на три группы:
- рождающие, яйцекладущие, сумчатые
(Слайд 13) Распредели животных на группы.
– А как питаются взрослые животные?
Скажите, чем питаются олени, кролики, лошади, коровы, козы, носороги, жирафы?
– Чем питаются ёж и землеройка?
– Что едят лиса, волк, хорь, гепард, тигр, лев, рысь?
– Чем питаются белки, медведи, кабаны?
(Слайд 14) –Таким образом, среди взрослых зверей есть растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные животные.
IV. Работа в парах.
– Опиши соседу по парте млекопитающее родного края так, чтобы он догадался , о ком идёт речь.
Продолжение работы по слайду 15. Игра «Кто это? По описанию найти название зверя:
1.
- в летнюю жару им помогают спасаться от перегрева уши. Они активно выводят тепло из организма;
- во время дождя они подгибают уши, чтобы в них не попадала вода и они не простудились;
- они могут несколько километров подряд пружинить на своих лапках со скоростью 50 километров в час,;
- зубы у них растут всю жизнь. Они стираются, когда они грызут еду, но расти никогда не прекращают;
- многие заблуждаются, полагая, что они являются вегетарианцами. На самом деле эти животные едят не только капусту и морковку, но и мясо.
- известен случай, когда его воспитала домашняя собака. Зверек перенял от своего "воспитателя" манеру поведения: бросался на других собак и даже кусал их;
- живут они не более 9 лет, а самцы и того меньше – около 5 лет.
2.
- Они живут в джунглях.
- Это высокие животные до 3,5 метров.
- Питаются они ветвями, листьями, корой, корнями и плодами. Пищу добывают хоботом и бивнями. С целью поиска пищи проходят десятки километров.
- В чаще леса они проделывают такие тропы, по которым могут проехать даже грузовики.
- Они очень любят воду, умеют хорошо плавать.
- Они легко приручаются, могут выступать в цирке.
- Их очень любят дети и взрослые.
V. Физкультминутка.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей.
Мы попрыгаем как зайки!
Сразу станем всех бодрей!
Отдохнули? Отдохнули!
VI. Закрепление изученного материала. Работа по хрестоматии. Учащиеся читают рассказ «Кто такие звери?»
– Работа в тетрадях для самостоятельной работы.
Задание 27.
– Напишите, как называют детёнышей этих зверей? Почему этих животных относят к млекопитающим? Назовите домашних млекопитающих.
Задание 28.
– Как называется нарисованное животное? Чем питаются взрослые кенгуру? Выполнение рисунка.
Задание 29.
Учащиеся составляют меню землеройки.
VII. Итог урока.
– Назовите признаки млекопитающих.
– перечислите группы млекопитающих по способу питания.
Домашнее задание. По тетради для самостоятельной работы задание 30. Заполнить таблицу распределяя млекопитающих по способу питания.