Интеллектуальная игра "Сдать экзамен на отлично"

Разделы: Математика, Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Вводные замечания

Проведение итоговой аттестации за курс основной школы в тестовой форме (ГИА) позволяет за достаточно ограниченный промежуток времени выявить знания обучающегося по всем разделам математики и его способности использования их для решения жизненно важных задач. Это сложный и ответственный момент в жизни ребенка, важно подготовить его как в плане умения работать с тестами, так и психологически, снизить состояние тревожности. Это можно сделать, если превратить занятие в игру. Соревновательность, фактор времени, присутствующие в игре работают на ту же цель – получить максимальное количество баллов за решение задач в ограниченный промежуток времени.

Умение использовать «математические» знания на уроках других предметов, особенно информатике, дает возможность учителю акцентировать внимание на технологии создания информационных моделей, объектов и их использования, а не на разъяснении, откуда взялась та или иная формула. И, наоборот, работа в электронных таблицах на построение и преобразование графиков функций, быстрота проведения вычислений и наглядность представления результатов дают ребенку возможность лучше усваивать аналогичный материал в курсе математики. Умение «разбивать» сложные изображения на простые фигуры, владеть пространственным видением необходимо как математике, так и в компьютерной графике. Все, что не связано с реальным опытом, потребностями быстро уходит из памяти ученика. Поэтому необходимо чтобы задачи, решаемые на уроках информатики, соответствовали изучаемому материалу по другим предметам, повышали уровень коммуникабельности, развивали способность брать ответственность за себя и команду.

Уроки в игровой форме, в форме интеллектуальных конкурсов, в том числе и данная разработка, направлены на решение этих педагогических задач. Игра «Сдать экзамен на отлично» построена на основе презентации. Презентация представляет собой заготовку с вопросами для проведения викторины по типу телевизионных игровых шоу («Своя игра» и т.п.). Вопросы викторины разделены на 5 разделов, в каждом разделе по 4 вопроса.

Тип урока: интегрированный, акрепление материала.

Цели урока:

  • закрепить знания учащихся через решение некоторых типовых заданий ГИА по математике в игровой форме;
  • формирование коммуникативной компетенции и мотивации к изучению математики и информатики;

Оборудование: мультимедийный компьютер, экран, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент и вступительное слово учителя

Во вступительном слове учитель обращает внимание обучающихся на то, что возможности программы Power Point позволяют создавать приложения, которые можно настроить для работы в интерактивном режиме. Предлагает принять участие в игре «Сдай экзамен на отлично», объясняет правила.

Для игры выбирают ведущего и жюри для подсчета баллов, набранных игроками.

Играть можно командами или индивидуально. Игрок (представитель команды) выходит к компьютеру и щелчком мыши выбирает раздел, номер вопроса (кнопки являются гиперссылками), обдумывает ответ и в течение ограниченного времени делает выбор, а затем возвращается на слайд «Разделы» для дальнейшего продолжения игры.

Презентация настроена таким образом, что смена слайдов происходит автоматически через 2 минуты, либо по гиперссылкам. Отвечающий на вопрос должен уложиться в это время, т.е. дать ответ (выбрать щелчком мыши) и перейти по управляющей кнопке на слайд «Разделы». Правильность ответа подтверждается высвечиванием кнопки с верным ответом. Неверный ответ сопровождается звуковым эффектом. Таким образом, если игроков не более 4, то каждый из них может набрать по 5 баллов (по количеству разделов).

Материал презентации включает следующие разделы:

  1. Взаимное расположение чисел на прямой;
  2. Графики функций;
  3. Анализ графиков функций;
  4. Задачи с практическим содержанием. Диаграммы;
  5. Задачи на клетчатой бумаге.

Каждый раздел содержит по 4 типовых задания, аналогичных предлагаемым в сборниках по подготовке к ГИА.

II. Проведение игры

Ведущий проводит жеребьевку и предлагает игроку 1-й команды выбрать раздел и задание. Игрок или команда в течение 2-х минут должны произвести необходимые вычисления, рассуждения и определиться с ответом. Жюри начисляет баллы, и право выбора задания переходит к следующему игроку или команде. Игрок имеет возможность выбирать любые разделы и задания из тех, которые не рассматривались в игре.

Когда все предложенные задания будут выполнены, жюри подводит окончательные итоги и объявляет результаты.

III. Примерные задания

1. Взаимное расположение чисел на прямой

На координатной прямой отмечены числа а и с. Какое из следующих утверждений неверно?

1) с/а < 0         2) a +c < 0       3) –c < -1        4) c –a < 4

2. Графики функций

Установите соответствие между графиками функций и формулами

3. Анализ графиков функций

4. Задачи с практическим содержанием (диаграммы)

5. Задачи на клетчатой бумаге

Найди площадь треугольника, размер клетки 1 см2

IV. Итоги урока

Навыки, приобретенные в школе, являются наиболее стойкими и сопровождают выпускников далее по жизни. Поэтому важно научиться не только решать задачи конкретного вида, но важен и сам подход к решению задач, анализ и поиск путей их решения. Обучающийся должен научиться видеть в компьютере средство автоматизации умственного труда и рационально использовать информационные технологии.