Цель урока: развитие первичных представлений о христианстве.
Задачи урока:
- Знакомство с композицией и содержанием Библии;
- Знакомство с историей христианства на Руси:
- Освоение понятий Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие, евангелист, апостол.
- Развитие представлений и углубление знаний о традициях православного христианства: о православии как культурообразующей религии для России:
- Воспитание уважения к культурным ценностям, религиозным святыням, к религиозным текстам:
- Совершенствование умений в области коммуникации, умений выстраивать эффективную коммуникацию.
- Совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания;
- Обогащение лексического запаса и формирование эрудиции:
- Развитие интереса к изучению предмета.
Оборудование и средства наглядности: Библия, репродукции с изображениями апостолов и евангелистов, презентация, таблички с опорными словами, учебник Основы мировых религиозных культур Р.Б. Амиров. О.В. Воскресенский. Т.М. Горбачёва. Б.У. Китинов и др.. рабочая тетрадь, листки бумаги.
Ход урока
Актуализация знаний.
Проверяем готовность к уроку. У вас на столе должны лежать: учебник, тетрадь, пенал и дневник.
Организация оформления выставки поделок, заданных на дом (Вертушка из сердечек «Как люди выражают свою любовь»). На прошлом уроке мы с вами читали об изгнании Адама и Евы из рая.
– О чём ещё мы говорили на уроке?
– Расскажите, как объясняет Библия появление в жизни людей страданий, несчастий и смерти?
– Какое было домашнее задание?
Давайте выразим нашу любовь и подарим наши поделки гостям.
Постановка проблемы.
На прошлом уроке мы часто с вами говорили слово Библия.
– А кто знает, что оно обозначает?
Если обратиться к толковому словарю, то в переводе с древнегреческого языка оно переводится как «Книга». В христианской традиции собрание священных, записанных через избранных от Бога людей: пророков и апостолов. Сегодня мы и поговорим об этой книге. Откройте тетради и запишите тему урока.
Слайд 1.
И запишите первое понятие-Библия.(на доске появляется карточка с этим словом)
Решение проблемы и применение полученных знаний.
Многим из вас эта книга знакома (показываю Библию).
– Из каких частей состоит Библия, нам расскажет Настя.
Слайд 2-4.
По ходу рассказа на доску вывешиваются карточки с понятиями: Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие.
– Что мы узнали из рассказа Насти? (Что Библия состоит из трёх частей: Ветхого Завета, Нового Завета и Евангелия).
Слово «завет» в их названии означает союз: ветхий – заключённый Богом с избранным (еврейским) народом: новый со всем человечеством, принявшим веру во Христа.
К Ветхому Завету относятся книги, написанные в дохристианское время на древнееврейском языке и описывающие время ожидания прихода Христа.(записываем это понятие в тетрадь).
В Новом Завете повествуется о жизни, учениях, делах Иисуса Христа. Книги Нового Завета принято разделять на законоположительные, в которых изложена основа всей христианской веры; исторические – Деяния апостолов и историческое изображение жизни Иисуса Христа, (запишем это понятие в тетрадь).
Евангелие – книги Нового Завета, в которых присутствует описание жизни, учения, смерти и воскресения Иисуса Христа. Евангелие – что четыре книги, названные по именам авторов-составителей: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Слайд 5.
В числе 27 книг Нового Завета Евангелия считаются законоположительными. Этим наименованием показывается, что Евангелия имеют для христиан такое же значение, какое имел для евреев Закон Моисеев – Пятикнижие.
Слово «Евангелие» в современном языке имеет два значения: христианское благовестие о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти и книга, излагающая эту весть в форме повествования о воплощении, земной жизни, спасительных страданиях, крестной смерти и воскресении Иисуса Христа.
Первоначально, в греческом языке классического периода, слово «евангелие» имело значение «воздаяния (награда) за радостную весть», «благодарственная жертва за радостную весть».
Позднее так стала называться сама радостная весть. Далее слово «евангелие» приобрело религиозный смысл. В Новом Завете оно стало употребляться в специфическом смысле. В нескольких местах «евангелие» обозначает проповедь самого Иисуса Христа(Мф.4:23: Мк.1,14-15), но чаще всего «евангелие» – это христианское провозвестие, весть о спасении во Христе и проповедь об этой вести, (запишем это понятие в тетрадь).
Обратимся к статье учебника. Ангелина, прочитай нам два первых предложения из этой статьи стр.97.
– Что ещё мы узнали о Библии? ( Она состоит из 77 книг. Они были написаны разными авторами).
– А как вы думаете могло ли большое количество авторов написать одну книгу?
Физ. Пауза.
Давайте проверим эту гипотезу. Возьмите листочек бумаги на своём столе и напишите по одному предложению о погоде за окном. Затем встаньте и отдайте этот листочек мне. (Учитель собирает листочки и читает предложение за предложением, а ученики слушают, что из этого получилось)
– Получился единый рассказ? (нет).
– Какой вывод можно из этого сделать?
Для того чтобы написать рассказ или тем более книгу, нужен один автор или совместная работа нескольких авторов. А чтобы получилась хорошая, интересная книга, нужен хороший автор. Но есть книга, которую писали более 40 авторов (показываю Библию), которые не могли договориться между собой так как жили в разное время и разных странах, но книга представляет собой единое целое, хоть и писалась на протяжении 1500 лет. Писатели Библии только передавали то, что им было сказано Богом. Люди, которым Бог диктовал свои мысли, были совершенно разные. Это были:
По классу развешаны репродукции по ходу перечисления они поворачиваются к изображению и меняют позу.
- Цари – Давид и Соломон;
- Врач – Лука;
- Богослов – Павел и Ездра;
Слайд 6-10.
- Государственные деятели – Моисей, Даниил;
- Рыбак – Пётр;
- Музыкант – Асаф;
- Пророки – Иеремия, Иоиль, Авдий.
– Вспомните, какая книга была напечатана в России самой первой? (Евангелие)
– Кто её напечатал'? (Кирилл и Мефодий)
Откройте ваши учебники на стр. 97 и посмотрите как они выглядели. А вот так выглядела первая печатная книга.
– Найдите в тексте статьи, что ещё для России сделали эти люди? (создали алфавит). Именно поэтому во многих городах стоят памятники Кириллу и Мефодию.
Физ. Мин.
Побудем и мы в роли скульпторов. Встаньте у своих мест и изобразите как будто вы делаете памятник Кириллу и Мефодию. Садитесь.
Рефлексия и оценивание.
– Вспомните из каких частей состоит Библия? (Ветхого Завета, Нового Завета и Евангелие).
С Ветхим Заветом мы уже знакомились на прошлых уроках.
– А вот кто же записал Новый Завет?
Обратимся к учебнику стр.99 статья Р. Паша читает нам её вслух. (По ходу чтения прикрепляю ещё 2 карточки к уже висящим – евангелисты и апостолы).
Евангелисты – это люди записавшие Евангелие.
– Кто эти люди? (Матфей, Марк, Лука и Иоанн).
А постолы – это первые ученики Иисуса Христа, в переводе с греческого вестник.
– Сколько было учеников у Иисуса Христа? (12).
На стр. 98 учебника рассмотрите репродукцию Византийской иконы. На ней вы можете видеть всех 12 апостолов. Из предыдущих уроков мы с вами знаем, что Русь была языческим государством. Узнать об истории принятия православия на Руси нам поможет статья учебника стр.99
(чтение по цепочке).
– В каком году приняли православие на Руси? (988г.)
– По чьей инициативе было принято Православие? (киевского князя Владимира)
– Расскажите, что вы узнали о Библии?
– О чём говорится в Ветхом Завете?
– А в Новом?
– Кто такие евангелисты и апостолы?
– Объясните, что означает слово «православие»?
Молодцы, вы хорошо поработали на уроке. А более подробно о православии мы поговорим на следующем уроке.