Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогов на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей. Совершенствуя качество дошкольного образования, каждое дошкольное образовательное учреждение, исходя из своих условий и возможностей, выбирает собственный путь развития. Приоритетным направлением МАДОУ ЦРР «Надежда» является «Развитие познавательно – речевой сферы деятельности в творческом союзе педагогов и родителей».
Целью реализации программы развития является обеспечение создания основного фундамента развития ребенка – формирование базовой культуры его личности (базиса личностной культуры). Это позволяет воспитаннику успешно овладеть разными видами деятельности.
Основной задачей педагогического коллектива нашего детского сада, помимо развития общих способностей, коммуникативности, творческого воображения, является развитие любознательности, как основы познавательной активности.
По моему мнению, доступность обучения повышается, если педагоги стремятся воспитывать любознательность у детей, сформировать познавательные интересы. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется в деятельности.
Общеизвестно, что дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятен для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности нейтрализуются: ребенок становиться пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания. Одним из основных педагогических условий формирования познавательных интересов является организация детской деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной.
Наиболее интересным и актуальным считаю свой опыт работы по проблеме: «Развитие познавательной активности дошкольников посредством изобразительной деятельности».
Я убеждена, что изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем – то стихотворения, песни, танцы.
Главным условием развития творческой личности дошкольника является целенаправленный подход к решению проблемы. Решая ее, я стараюсь делать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуацию познавательного, художественного, нравственного творчества.
Для развития творчества детей, использую мультимедийные презентации, игры – путешествий, викторины, дидактические игры по изодеятельности. Инновационные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, но дополняют их, делая педагогический процесс многогранным и интересным, помогают мне заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что очень важно для наших детей. Ведь ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.
Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности – это организация интересной, содержательной жизни ребенка в детском саду и семье, обогащение ее яркими впечатлениями.
В этой связи я работаю в тесном сотрудничестве с семьей и социумом, поскольку убеждена, чем больше взрослых людей работает с детьми, тем активнее развивается личность ребенка. В нашем ДОУ существует хорошая традиция участия родителей в совместных творческих выставках «Осенние фантазии», «Мастерская Деда Мороза», «Пасхальный сувенир» . Эти выставки пользуются большой популярностью и у детей и у родителей. Лучшие работы перекочевывают в коридоры детского сада, превращаясь в элементы постоянного дизайна. Яркое неизгладимое впечатления производит на детей совместное участие с родителями в мастер – классах по декоративно – прикладному искусству. В этом году в нашем детском саду начала свою работу «Творческая мастерская», где родители вместе с детьми учатся рисовать, используя нетрадиционные техники рисования. Эмоционально – интеллектуальный опыт, дети обогащают, посещая созданную в ДОУ мини- галерею. Детская Школа Искусств, предоставляет мини- галерее картины своих воспитанников: «Северные легенды», «Сказки народов мира», «Батик» и др.
Занимаясь изобразительным искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет познавательный кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном. Учитывая, что творчество это всегда выражение индивидуальности, в ДОУ организован кружок «Акварелька», где детскую художественную одаренность я стараюсь развивать средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.
Начинаю работу в этом направлении с таких техник как рисование пальчиками, ладошками, оттиск печаткой, ватными палочками.
Затем знакомимся с более сложными техниками: рисование тычком жесткой полусухой кистью,печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев.
А в старшем дошкольном возрасте дети осваивают еще более трудные методы и техники: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, пластилинография.
Разнообразие материала на занятиях кружка рождает у детей оригинальные идеи, фантазию и познавательную активность, вызывает желание придумывать новые конструкции, использовать их в играх и украшать интерьер. Особенно важно для меня, как для педагога, который придумывает и организовывает эти занятия, понимать какую смысловую нагрузку несет тот или иной материал. Необходимо как можно лучше знать особенности изобразительных материалов, чтобы правильно подбирать и использовать их, а также знакомить детей с доступными способами с каждым материалом в отдельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, пощупать, изучить. Каждая новая вещь – открытие, каждый новый навык – достижение и предмет гордости.
Свою задачу, как педагога осваивающего новые виды работы с детьми дошкольного возраста, я вижу в том, чтобы как можно полнее ознакомить их с прекрасным и удивительным миром искусства, приобщить их к художественной деятельности, развивать их познавательную активность и творческие способности.
Поэтапно осуществляя поставленную задачу, вижу результативность своей работы в достижениях своих воспитанников, которые с удовольствием участвуют и побеждают Всероссийских конкурсах детского творчества ( «Талант с колыбели» диплом лауреата, «Семицветик», «Азбука и флора родного края –дипломы победителей), международных ( «Пасхальная радость»).
в городских конкурсах ( «Дорога к храму» - поощрительный приз, диплом лауреата, «Здравствуй, Мишка» - диплом лауреата), окружных конкурсах ( «Мой самый лучший день рожденья» - диплом).
Таким образом, деятельность педагога, направленная на развитие познавательной активности у дошкольников в изобразительной деятельности, является актуальной и результативной.
Непосредственно-организованная деятельность Путешествие с Акварелькой
Программное содержание:
- Закрепить знания и умения детей в области изобразительного искусства. - Доставить детям радость и удовольствие.
- Поддерживать интерес к изобразительной деятельности, желание играть в игры с изобразительным содержанием.
Оборудование: Кукла Акварелька или изображение куклы, картинки ( иголки, зонтика, окна), кроссворд, разноцветная дорожка, шары по цветам радуги, иллюстрации ( натюрморты, портреты, пейзажи), картинки с изображением солнышка и снеговика и цветные фишки холодных и теплых оттенков, цветные карточки для игры «Нарисуй настроение».
Ход деятельности
Слайд №1. Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришла принцесса Акварелька.
Она приглашает нас совершить увлекательное путешествие по необычной стране. А название спряталось в этих картинках. Рассмотрите, что здесь изображено? Выделите первый звук из каждого слова и соедините их вместе.
Слайд №2. Иголка. Зонтик. Окно
Воспитатель. - Какое слово получилось? ( Дети читают «ИЗО»)
- Что же обозначает слово « ИЗО»? (Ответы детей)
- Правильно, ИЗО это «изобразительное искусство»- от слова изображать, что значит рисовать. Так вот куда приглашает нас Акварелька. Согласны отправиться в путешествие по стране ИЗО? Тогда в путь.
- Хотите узнать, как называется помещение, где работает художник?
- Для этого нам нужно разгадать кроссворд, в котором зашифровано слово из 10 букв. Если вы правильно отгадаете все предметы, которыми пользуются художник, то узнаете, как же называется помещение, где он работает.
Слайд №3 Вопросы:
- На ней мы рисуем (бумага).
- Ей обрамляют картину (рамка).
- Свою косичку без опаски она обмакивает в краски (кисть).
- На ней смешивают краски (палитра).
- Белый камушек растаял на доске следы оставил (мел).
- Если ты его поточишь, нарисует все, что хочешь (карандаш).
- Разноцветные сестрицы, заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой, носит воду бородой,
А сестрицы вместе с ним, нарисуют дом и дым (краски). - В нее наливают воду, чтобы промывать кисти (банка).
- Цель каждого художника ее нарисовать (картина).
- Кто хочет стать художникам (я)?
Воспитатель. Какое слово получилось? (мастерская)
Молодцы! Правильно отгадали кроссворд. Художник работает в мастерской. Ну вот, вспомнили верных друзей художника. Можно отправляться в путь. Но как- же нам найти дорогу в эту волшебную страну? Давайте отправимся по разноцветной дорожке.
(Дети идут по дорожке и попадают в комнату, где находят воздушные шары, цветов радуги)
Слайд №4 Воспитатель. Принцесса Акварелька приготовила загадку.
Разноцветные ворота
На пути построил кто-то,
Но пройти в них нелегко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер этот,
Взял он красок для ворот
Не 1, не 2, не 3 -
Целых 7, ты посмотри!
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать. (Радуга).
Сейчас мы с вами немножко поиграем. Игра называется «Построй радугу». Я раздам вам воздушные шары семи цветов. Пока будет звучать музыка, вы будете свободно двигаться по залу. Как только музыка утихнет, вы должны быстро и правильно построиться в 1 шеренгу, в порядке расположения цветов в спектре.
(Звучит музыка, дети двигаются по залу).
Воспитатель.Чтобы проверить правильность построения красок, давайте вспомним волшебную фразу:
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Слайд №5. А теперь принцесса Акварелька приглашает нас в музей.
В музее картины были развешены в строго заведенном порядке: Пейзажи - первом зале, натюрморты – во втором зале, портреты –в третьем.
Во время реставрации все картины перепутали, вам необходимо разобрать картины по жанрам: натюрморты к натюрмортам, пейзажи к пейзажам, портреты к портретам.
Слайд №6. Но вначале давайте вспомним эти жанры живописи (стихи М. Ясного): Если видишь на картине:
Чашку кофе на столе
морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это …. Натюрморт.Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака.
Или снежная равнина
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется …. Пейзаж.Если видишь, что с картины
Смотрит кто- нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька – твой сосед,
Обязательно картина
Называется ….Портрет.
Теперь пейзажи положите на стол с красной табличкой, натюрморты на стол с желтой, а портреты на стол с зеленой табличкой.
Слайд №7. Воспитатель. Молодцы, хорошо справились с заданием. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
Чтобы отправиться дальше, нам нужно ответить на вопросы, которые приготовила принцесс.
- На минутку в землю врос
Разноцветный чудо – мост. ( Радуга) - Назовите все цвета радуги
(Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) - Какие цвета являются основными или главными?
(Синий, красный, желтый – с их помощью получаются все остальные цвета) - Как получается фиолетовый цвет?
(Смешиваем синий и красный цвет) - А если мы желтый смешаем и красный,
Какой тогда цвет получаем? (оранжевый) - Перечислить теплые цвета.
- Назвать холодные цвета.
- Какой из цветов радуги бывает и теплым и холодным. (зеленый)
Слайд №8
Слайд №9 А вот и новое задание от Акварельки. Она хочет посмотреть, знаете ли вы холодные и теплые цвета и просит «Подобрать любимые цвета Снеговика и Солнышка» Снеговику (холодные) и Солнышка (тёплые).
Команда мальчиков будет подбирать любимые цвета Снеговика - холодных оттенков, а команда девочек будет собирать любимые цвета Солнышка -теплых оттенков. Каждой команде нужно взять панно с изображением снеговика и солнышка и бумажные круги различных цветов и оттенков (Дети выполняют задание)
А вы знаете, что каждый цвет имеет свое настроение? (ответы детей)
Слайд №10
Детям раздаются наборы цветных карточек; предлагают их выложить перед собой.
Воспитатель: Принцесса приготовила стихи поэта Владимира Коркина, я вам их сейчас прочту, а вы, подберете и поднимите карточку подходящего, на ваш взгляд цвета.
- За окном туман и слякоть,
Звезды прячутся во тьму.
Очень хочется заплакать,
Неизвестно почему.
(Дети выкладывают фишки на палитре). Какая палитра получилась? (холодная, тусклая).
- Утром ветки золотятся,
В голубом как сон дыму.
Очень хочется смеяться,
Неизвестно почему.
(Дети выкладывают цветовые фишки на палитре). Какая палитра получилась?
(теплая, контрастная).
Слайд №11. Воспитатель: Молодцы ребята! Вы сегодня очень старались, показали свои знания и умения. Но пора прощаться. Нам было приятно путешествовать с принцессой Акварелькой по стране ИЗО.
Итог.
вам понравилось наше путешествие?
- какое задание было самым трудным?
- какое задание понравилось больше всего?