В работе представлено внеклассное мероприятие по физике на тему: «Путешествие в историю. Подшипники», которое является итогом проектной деятельности учащихся 7 класса к общешкольному КТД «Необычное в обычном».
Цель мероприятия: развитие познавательного интереса учащихся, формирование мотивов к творческой деятельности, развитие умения видеть причинно-следственные связи.
Задачи:
- Образовательная: в увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроке, показать их применение в практике, в жизни, помочь учащимся войти в мир научных и технических знаний.
- Развивающая: развивать у учащихся умения самостоятельно работать, ориентироваться в мире книг и научных идей, извлекать ценные сведения из прочитанного, критически осмысливать и отбирать материал.
- Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за свой народ на примерах исторических фактов; чувство ответственности за порученное дело, дисциплинированность и коммуникабельность.
Ход мероприятия
(Гаснет свет, музыка постепенно нарастающая - «Гимн великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник», одновременно на экране появляется сначала слабое, затем более яркое изображение памятника Петру первому в Санкт-Петербурге) Слайд
Ведущий. (Звучат слова А.С.Пушкина)
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу,
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно;
Ногою твердой встать при море. (музыка стихает)
Ведущий 1 Слайд
Перед вами памятник великому императору России, русскому царю Петру I - это работа французского скульптора Фальконе.
Памятник Петру I или его еще называют "Медный всадник", воздвигнут по приказу Екатерины II в 1782 году.
Он состоит из двух частей: статуи и пьедестала. Статуя отлита из бронзы, на нее ушло 176 тонн бронзы и 4 тонны железа. Петр изображен в виде всадника, поднимающего коня на дыбы. Задние копыта коня попирают змею - традиционный символ зла. Одет царь в простую и легкую одежду, вместо седла – медвежья шкура. Голову венчает лавровый венок, у пояса висит меч.
Ведущий 2
Монумент уникален тем, что имеет всего три точки опоры: задние ноги коня и извивающийся хвост змеи.
В основании памятника (пьедестал) естественная (гранитная) скала в виде волны. Это огромная монолитная (целая, не из кусочков) глыба, ее длина -13,5 м, ширина - почти 7м, высота - больше 8м, а весом 1600 тонн.
По приказу Екатерины II на пьедестале высечено: «Петру Первому Екатерина Вторая».
Ребята, как вы думаете, этот огромный камень был на этом месте, и потому поставили памятник здесь или камень привезли?
Ведущий 3
Оказывается эту огромную глыбу привезли в Петербург из деревни Лахти, что на берегу Финского залива.
Как же в 18 веке, не имея мощных тягачей, ни подъемных кранов, люди могли совершить такое чудо?
Ведущий 4 Слайд
Обнаружена эта глыба была местным крестьянином Вишняковым. Глыбу называли Гром-камнем, так как в него однажды ударила молния, отбив большой осколок. Около 9км пропутешествовал Гром-камень по суше, а потом по Неве на плотах был доставлен в Петербург.
Ведущий 5
Как же это было сделано?
Смелый, остроумный проект передвижения Гром-камня дал кузнец из казенных мужиков, оставшийся, к сожалению, неизвестным. Он предложил перекатить камень на специально отлитых бронзовых шарах, заключенных в салазки. Салазки представляли собой большие бревна с выдолбленными вдоль них желобами, обитыми внутри медью.
( демонстрация модели салазок) (Приложение 1)
Ведущий 6
Гранитную глыбу поместили на помост из нескольких рядов плотно уложенных бревен, под которым находились желоба с шарами. Согнанные из ближайших деревень крестьяне при помощи канатов и воротов двигали камень к берегу.
Несколько мужиков должны были все время смазывать шары говяжьим салом и переставлять их вперед после того, как глыба пройдет через них. Слайд
( демонстрация перевозки камня на салазках)
Ведущий 7
120 дней путешествовал так по суше Гром-камень. Доставленный в Петербург и обработанный мастерами-каменотесами, он стал прекрасным пьедесталом памятника Петру.
(Вновь, постепенно усиливаясь, возникает та же мелодия гимна «Великому городу». На экране появляются фотографии памятника в разных ракурсах) Слайд
Ведущий 8
Небывалый успех русской техники того времени был даже отмечен особой медалью, на которой была вычеканена надпись: «Дерзновению подобно, 1770 год». И, действительно, это был акт дерзновенный! Вся Европа только и говорила об этой невиданной операции, какой не повторялось со времен перевозки в древний Рим египетских памятников. Слайд
Учитель:
«Внимание, вопрос!»
Позднее, на основе этих шаров и салазок, была изобретена деталь, которая есть, маленькая, в велосипеде, большая в турбине, да не одна, а целые десятки, и, вообще, она есть в любой машине, где трутся детали. Назовите эту деталь. Слайд
(демонстрируется подшипник)
Литература
- Интернет-ресурсы
- Браверман Э.М. Вечера по физике в средней школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение».