Цели урока:
- Образовательные: углубить представление учащихся о понятие как форме мышления, познакомить с наукой формальной логикой, формирование анализировать, обобщать, сопоставлять и абстрагировать, осмысливать логическую ситуацию, правильно формулировать свою мысль.
- Развивающие: способствовать развитию интеллектуальных способностей, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
- Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формирование УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
- Метапредметные:
- регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; иметь навыки самоконтроля.
- коммуникативные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других, вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе.
- познавательные УУД: умение сравнивать (выбирать основания и критерии для сравнения), структурировать знания; одновременно анализировать несколько разнообразных информационных объектов, делать выводы, умение работать с текстом. Находить в тексте нужную информацию; формирование логического мышления, формирование и развитие ИКТ- компетентности.
- Предметные: умение определять понятия, выделять существенные признаки понятия, уметь отделить понятие от объекта.
Технологическая карта урока
Этап урока | Задачи этапа |
Методы |
Формы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
Слайд |
1. Организация урока | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Разъяснения | Фронтальная | Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания учащихся | Рассаживаются на свои места, включаются в деловой ритм урока | 1 мин. | |
2. Актуализация опорных знаний и мотивация | Выявить уровень знаний. Активизировать знания учащихся, необходимых для изучения нового материала. Формировать познавательные мотивы. | Устный опрос. | Фронтальная | Наблюдает, корректирует Давайте вспомним, как человек познает мир? Как происходит чувственное познание? Как вы думаете восприятие и представление одного и того же объекта разными людьми отличается? Почему? Докажите. Если мы воспринимаем объекты по разному, то образы объектов у людей в мыслях будут разные? Или одинаковые? Что помогает человеку думать? Как человек мыслит? Прежде чем ответить на эти теоретические вопросы выполним практические задачи |
Работают устно, отвечая на вопросы
(человек познает мир через чувства, сначала
ощущаем объект, потом его воспринимаем.) Одна группа говорит, что образы одинаковые, другая разные –получили противоречие |
2 мин. | Слайды2-3. |
3. Постановка учебной задачи | Организация учащихся по принятию учебной задачи | Метод наблюдения Беседа |
Индивидуальная работа | Задание 1. Представьте
(мысленно) дерево. Все представили дерево? Мы
поняли друг друга? Задание 2. Представьте треугольник и нарисуйте его на
листе. Давайте посмотрим на ваши рисунки.
(Учитель вывешивает рисунки на доске). У нас
получились одинаковые треугольники? Скажите, а
почему при слове треугольник вы именно
нарисовали эту фигуру? Дайте определение, что
такое треугольник. Задание 3. Представьте мысленно носитель информации,
нарисуйте этот носитель информации на листе
бумаги. Давайте посмотрим какой образ у вас
получился (учитель вывешивает рисунки на доске).
Какой образ представила Таня? Илья? |
Да, мы поняли друг друга. Все представили дерево, рисуем на бумаге. Дерево (тополь) – это высокое растение, у которого есть ствол и крона. Дерево (ёлка)– это корень, ствол и иголки. Дерево – это растение, у которого есть корень,
ствол, листья. Ученики сравнивают и делают выводы Разные Все треугольники объединяет существенный признак (три угла, три стороны и три вершины) Рисунки детей Ответы детей: |
10 мин. | Слайды 4-9 |
4. Объяснение новых знаний. | Сформировать определение понятия.
Сформировать навыки узнавания основных
существенных признаков понятия. Формулировка темы урока. |
Беседа | Фронтальная. | Когда вы рисовали носитель информации,
о чем вы думали? Вы понимали, о чем вы думали? Все ваши мысли вас привели к одному понятию – носитель информации, т.е ваши мысли приняли общий вид и уложились в форму, т.е в понятие носитель информации. Мысленно представляя образ, что вы вспомнили? Какие бывают признаки? Найдите для ваших образов существенные признаки. Можно ли сделать вывод, что понятие это наши мысли? Чем мы мыслим – понятиями. С помощью чего мы мыслим – мышлением. Значит можно сделать вывод, что Понятие – форма мышления. Отвечая на наш главный вопрос, сделайте вывод. Сделайте вывод, что такое понятие и определите тему нашего урока. Когда мы говорим мы пользуемся словами, когда мы думаем мы пользуемся понятиями Понятие в русском языке выражается словами, одним или несколькими. Например, друг, мороз, персональный компьютер, ученик, треугольник, человек, информация. |
Да, об устройстве, предназначенном для
хранения информации. Характеристики понятия. Да, понятиями мы думаем, с помощью мышления Ответим на наш главный вопрос. Чем мы мыслим и что помогает нам мыслить? Определение совокупность существенных признаков объекта или нескольких объектов называется понятием. Понятие формы мышления. |
7 мин. | Слайды 10-12. |
5. Первичная проверка понимания нового материала. | Установить осознанность восприятия. | Групповая работа. | Фронтальная. Устная и письменная работа |
Задание 1-3. Устно Карточки по определению понятия и выделению существенных признаков (Приложение 1). |
Учащиеся выполняют задания в группах. | 10 мин. | Слайды 13-16. |
6.Физминутка | Организация активности и профилактика утомляемости | Групповая работа | Музыкальная пауза | Учащиеся выполняют физминутку используя различные упражнения профилактики | 2 мин | Слайд 17 | |
6. Закрепление изученного материала. | Организовать деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. | Работа в парах | А теперь, откройте рабочие тетради на
странице 42. И выполняем задание №8. Укажите понятия, определяемые следующими словами: 1) Группа слов, которая выражает законченную
мысль – (предложение) ; |
Учащиеся выполняют задания, готовят выступающих для озвучивания результатов работы, отмечают и демонстрируют результаты работы. | 5 мин. | Слайды 18. |
7. Подведение итогов урока | Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся. | Объяснительно- иллюстрационный (беседа). | Коллективное | Над какой темой сегодня работали? Все ли
получилось? Как вы думаете, помогает нам
мышление? Необходимо его развивать? Оцените свою работу. |
Оценивают свою работу озвучив фразы: Я сегодня узнал, что… У меня получилось… У меня не получилось… Я доказал, что… |
2 мин. | Слайд 19 |
8. Домашнее задание | Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию. | Объяснительно- иллюстрационный (инструктаж) | Фронтальная | Устное сообщение учителя. Выборочно: 1. Вспомнить определение понятия омоним, синоним привести примеры омонимов и синонимов 2. Нарисовать слова омонимы; 3. упр.4,5 на стр.38. |
Слушают и записывают задание в дневник. | 1 мин. | Слайд 20 |