Жизнь корня в составе разных частей речи. Заседание клуба "Ключ и заря"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: обобщить учебный материал, обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут относиться к разным частям речи.

Задачи:

  • Образовательные:
    • проконтролировать знания и  умения обучающихся определять части речи;
    • сформировать у обучающихся умения и навыки работы  в группах;
    • продолжить формирование у обучающихся следующих общих учебных умений и навыков:
    • обучать владению приемами устной и письменной речи;
    • учить работать с учебником;
    • учить строить определения понятий, сравнения, доказательства, делать выводы,
  • Воспитательные:
    • формировать этические норм поведения;
    • формировать у обучающихся через работу в группах коммуникативных компетенций;
    • содействовать формированию у учащихся интереса к знаниям.

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Вид урока: клубное занятие.

Оборудование:

1. Компьютер с проектором;
2. Учебник русского языка
3. ватман, фломастеры.
4. Учебник «Русский язык». 3 кл.,  часть 2, авторы учебника: М.Н. Каленчук, Н.А. Чуракова.

Участники:

Председатель младшего научного общества Самарин Даниил.  (Выбирается заранее  и совместно с учителем намечает план проведения заседания.)
Докладчики 2 человека:  Марина, Луарсаб. (Выбираются заранее.) Под руководством учителя они готовят сообщения о корне, родственных словах.
Микрогруппы  по 5 человек.
Приглашённые (завуч школы, учителя начальных классов, библиотекарь,  родители)
Сделать до урока: написать объявление, сделать красочные  пригласительные билеты.

Объявление

 «Члены научного клуба младших школьников приглашают всех желающих принять участие в очередном заседании клуба.Тема заседания: «Жизнь корня в составе слов разных частей речи».
Заседание состоится  28 февраля в классной комнате 3 класса. Докладчики: Атмаджев Луарсаб, Янакова Марина.
Председатель научного клуба младших школьников Самарин Даниил»

Пригласительный билет

Уважаемая, Лидия Юрьевна!
Приглашаем Вас принять участие в работе научного клуба младших школьников «Ключ и заря». Очередное заседание клуба состоится 28 февраля. Тема заседания: «Жизнь корня в составе слов разных частей слова». Начало заседания в 11 часов в классной комнате 3 класса. Председатель научного клуба младших школьников Самарин Даниил. 

ХОД УРОКА

Слайд №1.

1. Организационный момент

Вступительное слово председателя: Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся класса. Сегодня мы проводим заседание клуба «Ключ и заря» по теме: «Жизнь корня в составе слов разных частей речи». Кто из класса является членом этого клуба? (Встают дети, у которых есть членские билеты клуба). Сегодня на заседании присутствуют гости. Разрешите их представить. Кира Дмитриевна – директор школы № 19,  Лидия Юрьевна –  завуч школы, Наталья Тихоновна – библиотекарь школы,  Светлана Алексеевна  – родитель класса.

Слайд № 2.

Предлагаю открыть заседание. Итак, тема сегодняшнего заседания « Жизнь корня в составе слов разных частей речи». Что мы могли бы узнать по теме? Ваши предположения?
– О корне
– Мы будем говорить о том, что в словах есть корень.
– Слова могут быть разных частей речи.
– Слова родственные, но обозначают разные части речи. 

2. Актуализация знаний

Слайд №3.

Учитель:  Вспомните, что такое «корень». Корень – это общая, одинаковая часть родственных слов. У растений тоже есть часть, которую называют корнем. Не будет корня, не вырастет растение. От корня могут расти и другие цветы.
Применим ваши высказывания к нашей теме. Можем ли мы образовать несколько слов от одного корня.?
–  Да, можем.

Учитель: Как называются такие слова? (Слова, у которых одинаковый корень и общий смысл, называются родственными или однокоренные.)

Учитель: К каким частям речи могут относиться родственные слова? Что вы знаете о частях речи?

Ученики: Это могут быть имена существительные, прилагательные и глаголы.
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. В начальной форме отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Имеет род, может изменяться по числам и по команде вопросов. В предложении является главным или второстепенным членом.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета. В начальной форме отвечает на вопросы: КАКОЙ? ЧЕЙ? Может изменяться по родам, по числам, по команде вопросов. В предложении обычно является второстепенным членом предложения.
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. В начальной форме отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? В предложении является главным членом.

Слайд № 4

Учитель: Проверьте на слайде правила, которые мы услышали. Предположите, какой мы должны сделать вывод в конце урока?
– Родственные слова могут встречаться в разных частях речи.
– Один и тот же корень  образует слова, которые могут встретиться в разных частях речи.

Учитель: Посмотрим вы правы  или нет. Слово председателю.

Выступление председателя. Продолжением нашего разговора будет доклад на тему: «Корень. Родственные слова». Доклад читает Марина Янакова.

Слайд № 5.

Приложение 1

3. Постановка цели урока

Слайд № 6.

Задание  Анишит Йокоповны – героини учебника.

Учитель: Корни слов живут «семьями». «Квартирами» для них служат слова, принадлежащие к   разным частям речи. В упражнениях учебника представлено нескольких «семей».
На уроке вы будете заниматься исследованием «семей» слов и подтверждать или опровергать сделанный вывод. Для этого мы разделились на три группы. Название групп это части речи: существительное, прилагательное, глагол. Каждая группа будет из «семьи слов» выделять своего члена группы.

4. Работа по учебнику в группах

Слайд № 7.

Учитель: Вспомните о правилах работы. В каждой группе есть руководитель. По сигналу работу заканчиваем и приступаем к проверке.

Упр. 72 (работа в группах)

Цель: показать, что родственные слова могут относиться к разным частям речи; знакомимся с «семьями» и определяем какие 3 столбика мы можем выделить, исследуя данные группы.

Гроза, грозный, погрозить; цветной, цветёт, цвет; зеленеет, зелень, зелёный; побелка, белый, побелить; сторожить, сторож, сторожевой; чистый, чистота, почистить; удалить, даль, дальний; нижний, снизить, низина.

 Первая группа – высказывания ребят:

У  нас существительные, они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?

Вторая группа:

Эти слова нельзя показать, он показывают на предмет и отвечают на вопросы какой? какая? какое? Это признаки предметов.

Третья группа:

У нас слова – действия, отвечают на вопрос что делать? что сделать?

Учитель: Проверяем. Каждая  группа встаёт и представляет свою работу. Затем мы сравним с образцом на слайде. 

Слайд № 8.

Гроза
Цвет
Зелень
Побелка
Сторож
Чистота
Даль
Низина

Все слова отвечают на вопрос что? или кто? и обозначают предметы.

Слайд № 9.

Грозный
Цветной
Зеленый
Белый 
Сторожевой
Чистый
Дальний
Нижний

Эти слова являются прилагательными, т.к. отвечают на вопросы какой? И обозначают признаки предмета.

Слайд № 10.

Погрозить
Цветёт
Зеленеет
Побелить
Сторожить
Почистить
Удалить
Снизить

Это глаголы, они отвечают на вопросы что делать? или сделать? И обозначают действие предмета.

Учитель: Какой вывод делаем?

– В каждой строке  слова являются родственными, т.к. у них одинаковый корень и общий смысл.

Слайд № 11.

Гроза                             грозный                погрозить        -гроз-
Цвет                              цветной                 цветёт             -цвет-
Зелень                           зелёный                зеленеет           -зелен-
Побелка                        белый                    побелить         -бел-
Сторож                         сторожевой           сторожить      -сторож-
Чистота                         чистый                  почистить      -чист-
Даль                              дальний                 удалить           -дал-
Низина                          низкий                   понизить       -низ-

– Один и тот же корень встречается в разных частях речи.

Слайд № 12.

Председатель: Переходим к следующему упражнению № 76. Работаем  в группах.

Цель: учимся выделять корень в родственных словах и определять исходное слово, которое дало жизнь другим однокоренным словам.
Это упражнение также будет проверено на слайде. Вы напишете на альбомных листах и прикрепите на доске свой вариант выполнения.

  • Лунный, луна, прилуниться.
  • Друг, дружный, подружиться.
  • Посинеть, синева, синий.
  • Ходить, приход, ходовой.
  • Ручной, рука, обручиться.

Учитель: Сначала проверим, как вы знаете части речи. Я читаю слово из упражнения, а встаёт та группа чьё слово названо, т.е. часть речи. Докажите

Лунный – 2 гр. (какой?), луна – 1 гр. (что?), прилуниться – 3 гр. (что делать?) и т.д.

Слайд № 13.

Проверяем вариант выполнения на слайде.

  • Луна ( сущ.)
  • Друг ( сущ.)
  • Синий (прил.)
  • Ходить ( глаг.)
  • Рука ( сущ.)

Слайд № 14.

5. Физкультминутка

Слайд № 15.

Председатель:  Все группы с заданием справились. Молодцы. Похлопаем друг другу.
Продолжим разговор о корне. Продолжит доклад, который начала Марина, Атмаджев Луарсаб.

Приложение 2

6. Дидактическая игра

Слайд № 16.

Учитель: На слайде вы видите дерево с корнем ВОЗ. Придумайте  слова, с данным корнем.
– Получились слова: повозка, подвоз, возчик, завоз, развоз, привоз, возить.

Слайд № 17.

Учитель: На этом слайде вам надо самим образовать слова с корнем САД.
– Получились слова: посадка, рассада, высадка, подсадка, садовод, садовник, садок, садик , садовый и др.

Слайд №18.

Учитель: Анишит Йокоповна вам тоже приготовила своё дерево. Какие слова можно получить с корнем ЦВЕТ?  Называете слова, которые вы образовали. Затем я покажу слова, которые получились у меня.
– Цветы, цветок, цветёт, цветной, цветочек, цветик, цвести, зацветает, зацвёл, цветовод.

Учитель:  Анишит Йокоповна добавила свои слова: расцветает, цветение, цветочница, цветущий, бесцветный, отцветать, одноцветный.
– Ещё есть слово разноцветный, выцвел.

Учитель:Молодцы. Спасибо за работу.

7. Работа по учебнику в группах

Слайд № 19.

Учитель: Продолжаем работу в группах. Каждая группа сначала работает со своим руководителем, затем побывает  у руководителя другой группы.  Они вам предложат свои упражнения. После выполнения работы послушаем их отчёты. Они расскажут, какая группа лучше справилась с их заданием.

Группа существительных упр. № 74.

Цель: научить детей определять, от какого слова произошли однокоренные слова.

Руководитель Даниил:  Ребята, определите от слов какой части речи образованы слова.

Краснота <–– красный
Воздушный <–– воздух
Жадность <–– жадный
Ходьба <–– ходить
Домашний <–– дом
Серость <–– серый
Книжный <–– книга

Даниил: Сделайте вывод.
– Однокоренные слова относятся к разным частям речи.

Группа прилагательных упр. № 75.

Цель: учить подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи.

Руководитель Феохарис: Я вам предлагаю слова. Напишите к каждому слову однокоренные слова, являющиеся словами других частей речи.

Рыба – рыбак, рыбный, рыбачить
Мир – мирный, перемирие, мириться
Белизна  – белый, белить, побелка

Феохарис: Сделайте вывод.

– Родственные слова относятся к разным частям речи.

Группа глагола упр. № 77.

Цель: научить отличать однокоренные слова от слов, не являющиеся родственными. Они близки по значению. Эту схожесть им придаёт общий корень.

Руководитель Луарсаб:  Ребята, в каждой строке есть лишнее слово. Найдите его.

  • Водяной, водитель, наводнение, водник.  -вод-
  • Ранить, рана, ранний, раненый.                 -ран-
  • Носатый, носить, носик, носище.               -нос-
  • пахучий, пахать, пахнуть, запах.                 -пах-

Луарсаб:  Объясните выбор.

– В первой строке водитель, т.к. у всех значение связано с водой
– Во второй строке ранний, т.к. здесь значение связано с раной, с болью
– В третьей строке носить, т.к. ничего общего с частью лица нет.
– В четвёртой строке пахать, т.к. здесь говорится о том, что пашут землю, а не о запахе чего-то.

Луарсаб: Что скажете про слова, которые остались?

Все слова являются однокоренными и относятся к разным частям речи.

Учитель: Наша работа закончилась. Давайте послушаем руководителей.

Даниил: С моим заданием все группы справились хорошо.

Феохарис: У меня тоже все выполняли правильно. Слова подбирали разные и трудностей не было.

Луарсаб: В моём упражнении немного трудно было со словом ранний в 1 группе и со словом пахать в 3 группе.

Учитель: Спасибо за работу руководителям и ребятам. Молодцы.
На этом мы заканчиваем наше заседание. Нам осталось только сделать вывод.

Слайд № 20.

– Во всех упражнениях, которые наша группа выполняла, мы делали один вывод, корень может жить в разных частях речи. Однокоренные слова могут относиться к разным частям речи.

Учитель: В конце нашего заседания предоставляем слово гостям.

Гости хвалят детей за активную работу. Библиотекарь показывает словари, которые можно посмотреть в библиотеке. Учитель выставляет оценки.