Основополагающим понятием в музыке является ИНТОНАЦИЯ. Почувствовав и поняв интонацию музыки, мы начинаем понимать музыкальный язык и музыкальную речь. В речи музыкальной и разговорной интонация является единым стержнем. Каждый человек, воспринимая речь другого человека, может не разобрать смысла отдельных слов, но догадается по интонации о смысле сказанного в целом. Музыкальная интонация, вобрав в себя всё богатство оттенков музыкального языка и речи человека, несёт в себе смысл образного восприятия окружающего мира. Понимание музыкальной интонации происходит в процессе изучения выразительных средств музыки. Раскрывая для себя свойства каждого выразительного средства музыки и обнаруживая родство музыкальной и разговорной речи, ребёнок учится понимать музыкальный язык, как язык наших чувств и эмоций, язык человеческой души. Тогда душа человека становится чуткой, отзывчивой и разумной.
Целевое назначение игры
Электронная обучающая игра «Секреты интонации» предназначена для музыкальных занятий в общеобразовательной школе, а так же для изучения предметов Мировая музыкальная культура (ММК) и Музыкальная литература в музыкальных школах и ДДЮТ. Она даёт широкие возможности использования её в обучении, как на занятиях в классе, так и при самообучении в домашних условиях при наличии ПК. Применение данной игры целесообразно в изучении следующих тем:
- Темы музыкальных занятий в общеобразовательной школе, связанные с изучением выразительных средств музыки.
- Темы музыкальных занятий в общеобразовательной школе, связанные с изучением творчества Ф. Шопена.
- Музыка и слово. (Первый год обучения, предмет Музыкальная литература).
- Музыка и движение. (Первый год обучения, предмет Музыкальная литература).
- Ф. Шопен. Краткий обзор творчества. (Второй год обучения, предмет Музыкальная литература).
- Ф. Шопен – народный поэт Польши из раздела «Шедевры классического музыкального искусства XVIII-XIX-XX вв.» (5-7 классы, предмет ММК).
- «Великие виртуозы – Паганини, Шопен, Лист» из раздела «Искусство виртуозов» («Музыка для детей», третий год обучения, предмет ММК).
- Музыкальный язык. Ритм, динамика, темп, тембр в жизни, природе, искусстве, музыке.
- Жанры музыки. Танцевальные: народные танцы разных стран, марши, программная музыка, жанры фортепианной музыки, сюиты для фортепиано (Второй год обучения, предмет ММК).
- Изобразительность и выразительность в музыке. (Блок «Музыка», первый год обучения, предмет ММК).
Цель игры: восприятие и понимание музыкальной интонации через умение слышать и анализировать выразительные средства музыки, сопоставляя их с выразительной интонацией разговорной речи.
Поставленная цель реализуется через решение ниже следующих задач:
- Обучающие задачи:
- закрепить знание понятий, связанных с пониманием музыкальной интонации и являющихся основными средствами музыкальной выразительности: лад, темп, тембр, динамика, регистр, ритм, метр, мелодия, сопровождение и склад фактуры;
- научить определять выразительные средства музыки, сопоставляя их с характером звучания музыкального произведения;
- познакомить с творчеством Ф. Шопена на примере жанров польской танцевальной музыки – мазурки и полонеза.
- Развивающие задачи:
- обогащать словарный запас своей речи словами, передающими в художественно-образной форме различную эмоциональную окраску;
- развивать слуховые представления, связанные с пониманием музыкальной интонации;
- развивать образное мышление.
- Воспитательные задачи:
- воспитывать личностную культуру слушателя;
- воспитывать через эмоционально-образное восприятие музыки любовь и эмпатию к окружающему миру.
Краткое содержание игры
Музыкальная интонация представлена в игре символически в виде сказочного цветика-семицветика. Идея изучения музыкальной интонации через знакомый детям сказочный образ взята из программы «Музыка» Г.П. Сергеевой и Е. Д. Критской для 1-4 классов общеобразовательной школы. Возможности современных компьютерных технологий позволили создать на основе этой идеи новую электронную обучающую игру «Секреты интонации» для развития навыков определения выразительных средств музыки, которая представлена в форме учебно-методического пособия.
Изучение и закрепление знания выразительных средств музыки происходит в процессе слухового анализа двух музыкальных произведений польского композитора Ф. Шопена – «Мазурка Фа мажор» и «Полонез Ля мажор». Благодаря тому, что в игре использованы два разных музыкальных произведения, создаётся два варианта возможных изменений музыкальной интонации, чтобы ребёнок смог сравнить музыку Мазурки и Полонеза, определяя между ними сходство и отличие. Поэтому, сама игра уже предполагает вариативный подход, т.к. даёт возможности:
- проанализировать все выразительные средства музыки «Мазурки Фа мажор» и «Полонеза Ля мажор» по очереди;
- разобрать каждое выразительное средство в отдельности на примере сравнения двух танцев.
Краткое описание игры
При выборе музыкального произведения на
Домашней странице, происходит переход на слайд,
где условно изображён цветик-семицветик, на
лепестках которого находятся все выразительные
средства музыки. Название каждого
выразительного средства является ссылкой на
свою страницу, где можно ещё раз прослушать
выбранное музыкальное произведение и определить
характерные признаки данного выразительного
средства. При правильном выборе такого
характерного признака на маленьком жёлтом
цветке (символ цветика-семицветика) один из
лепестков начинает светиться переливающимся
цветом. Количество правильных ответов указано в
центре желтого цветка. Чем меньше ошибок, тем
быстрее включаются все лепестки по числу,
указанному в центре цветка. Время, затраченное на
определение всех характерных признаков одного
выразительного средства на одном слайде,
является показателем уровня знания данного
выразительного средства.
Игру можно использовать в различных формах
учебной деятельности: индивидуальной и
групповой, во время работы в классе и дома при
наличии ПК и компьютерной программы Microsoft Office
PowerPoint.
Ход игры
Слайд №1
Домашняя страница – отправной пункт игры.
Подготовительный этап игры:
- Выбираем название музыкального произведения.
- Название музыки – это ссылка на начало игры.
- Двойным щелчком по названию выбранного музыкального произведения переходим к началу игры.
Дальнейший ход игры будет представлен на примере Мазурки Фа мажор, т.к. Мазурка и Полонез – это два варианта одной игры, позволяющие проводить сравнительный анализ выразительных средств музыки двух разных музыкальных произведений.
Слайд «Интонация и выразительные средства музыки»
Начало игры:
- Выбираем для изучения на данном музыкальном примере любое выразительное средство музыки.
- Подчёркнутое название выразительного средства музыки на каждом лепестке цветика-семицветика – это ссылка на слайд с характерными признаками этого выразительного средства.
- Щелчком по подчеркнутому названию выразительного средства музыки переходим на слайд с характерными признаками этого выразительного средства.
Слайды «Выразительные средства музыки»
Структура всех слайдов с выразительными средствами музыки имеет единый принцип и сходные приёмы игрового обучения. Рассмотрим это на примере некоторых из этих слайдов.
Условия игры:
- Играющему нужно набрать нужное количество баллов, число которых указано в центре жёлтого цветка за минимальное количество времени.
- В центре слайда выбирается один или два правильных варианта характерных признаков заданного выразительного средства музыки.
- На цветных полосках выбираются слова, наиболее точно отражающие в литературно-образной форме черты этих признаков и особенности музыкальной интонации.
- При правильном выборе начинает переливаться один из лепестков желтого цветка.
- В случае ошибочного выбора характерный признак или полоска со словом исчезают.
- Когда разгаданы «секреты интонации» по заданному выразительному средству, то количество «высвечивающихся» лепестков должно совпадать с цифрой в центре жёлтого цветка.
- Во время игры в группе при ошибочном ответе ход переходит к следующему участнику игры.
- Побеждает тот, кто быстрее находит правильные ответы.
Описание мультимедийных компонентов игры
Операционная система, с помощью которой
подготовлен мультимедийный компонент: Windows
Форма представления: презентация
(авторская интерактивная игра)
Компьютерная программа: Microsoft Office PowerPoint
Электронные ресурсы: графические
изображения, фото, звуковые файлы, анимационные
эффекты.