Цель: систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.
Задачи:
- Образовательные: научить учащихся находить глаголы в тексте, определять время, число; отработка орфографии, лексики, грамматики изученной части речи, выявление роли глагола в тексте,
- Развивающие: активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда; развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке; развивать монологическую речь учащихся.
- Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Методы: словесный, иллюстративно-словесный, частично-поисковый, наглядный
Тип урока: урок-закрепление/
Оборудование: компьютер, презентация Роwer Роint, экран, С.И. Ожегов Толковый словарь, В.И. Даль. Толковый словарь, rарточки
ХОД УРОКА
1. Самоопределение к учебной деятельности. Мотивация учащихся к учебной деятельности
Солнышко (Слайд 2)
«Добрый день, Солнышко!»
«Добрый день, страна моя!»
«Добрый день, друг мой!»
«Добрый день, учитель!»
«Добрый день, ребята!»
– Сегодня урок русского языка я хочу начать с загадки: (Слайд 3)
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
– Что это?
– Знаете ли вы, как создаются книги?
– Кто работает над созданием книг?
(Слайд 4)
Изготовление книги – весьма сложный процесс.
Помимо непосредственного производства, он
включает в себя различные этапы до- и
постпечатной обработки. Несмотря на великие
достижения в области техники, изготовление книг
до сих пор невозможно представить без применения
ручного труда. Чтобы сделать хорошую книгу,
необходима слаженная работа профессионалов всех
направлений: писателей, поэтов, художников,
редакторов, верстальщиков, технологов,
печатников и многих других. Если мы откроем книгу
и посмотрим, то увидим, какие множество людей
приложило свой труд к её созданию.
– Сегодня на уроке мы с вами создадим книгу. А о
чём эта книга, вы узнаете из орфографической
минутки.
«Орфографическая минутка» (Слайд 5)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)Он ходит, голову задрав, (Слайд 6)
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он... (Жираф)И топчут ее, (Слайд 7)
И режут ее –
Она не серчает,
Добром отвечает. (Земля)
(Слайд 8)
Подберите синоним к слову танцевать (плясать)
Ты весь мир обогреваешь (Слайд 9)
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ... (Солнце)Плещет теплая волна, (Слайд 10)
Под волною белизна.
Отгадайте, вспомните,
Что за море в комнате? (Ванна)
На доске показ.
«Минутка чистописания»
Глагол глагол глагол
Лексическое значение слова «глагол» (Слайд 11)
Работа по словарю
Глагол – греческого происхождения, означающее «речь».
Из словаря В.И. Даля: «Слово, речь. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние».
«И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей!»
А.С.Пушкин
– Объясните значение строк ГЛАГОЛОМ жги сердца (работа по словарю)
Подберите однокоренные слова к слову глагол
Глагол – глаголить, разглагольствовать.
Кто из вас может объяснить лексическое значение
этих слов?
Посмотрим из словаря Ожегова.
Глаголить – говорить
Разглагольствовать – говорить многословно,
бессодержательно. (Слайд 12)
В древности были ещё слова с тем же корнем
например Глаголица –одна из
древнеславянских азбук.
2. Сообщение темы, цели урока
– Как вы думаете, о чём мы будем рассказывать в
нашей книге? (Слайд 13)
– Правильно о глаголе, т.е. мы сегодня на уроке
вспомним то, что узнали о глаголе во 2-3 классе.
– Что такое глагол?
Глагол – это часть речи, которая обозначает
действие предмета или лица, отвечает на вопросы
ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Глагол в
предложении обычно является сказуемым.
– А какие стихотворения о глаголе вы знаете?
Интересная часть речи
В русском языке живёт
Кто, что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит.
Всё расскажет вам … (глагол)
Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
(Слайд 14)
Работа над пословицами (вставьте подходящий по смыслу глагол)
Труд …, а лень… перетрут портит
Смелый …, а робкий …. знает теряет
Терпенье и труд всё …. кормит находит
Кто много …, тот много … читает
(Слайд 15)
Неопределённая форма
– Выпишите глаголы. Что вы о них можете сказать?
Птицы могут летать высоко,
Пролетать над озёрами синими,
Улетать от гнезда далеко,
Ввысь взлетать над горами красивыми.
(Слайд 16)
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? Неопределённая форма не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода
(Слайд 17)
Физминутка (танцевальная)
(Слайд 18)
Работа по группам
– Отгадайте загадки.Найдите глаголы. Каждая группа выписывает глаголы в три столбика. Глаголы записаны по столбикам. Сравните их. Что вы о них можете сказать?
1 группа:
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним прохода не даёт,
Других он подгоняет. (Ветер)
2 группа:
Длинной шеей поверчу –
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут – положу:
Человеку послужу. (Подъёмный кран)
3 группа
Принялась она за дело,
Завизжала и запела:
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)
(Слайд 19)
Уч-ся делают вывод, что глаголы даны в разных временах. На доске появляются слова в 3 столбика, учащиеся сверяются и делают вывод, что глаголы даны в разных временах.
– Что вы можете сказать о настоящем времени? О будущем времени? О прошедшем времени?
(Слайд 20)
настоящее
время
будущее
время
прошедшее время
в момент
речи
после момента
речи до момента
речи
(Слайд 21)
Упражнение «Четвёртый лишний»
- Трещит, скрипит, воет, скулил.
- Прочитает, запишет, нарисует, удивил.
- Встречает, визжал, поскрипывал, дул.
(Слайд 22)
Число глаголов
– Запишите действия предметов, которые вы
видите на данном рисунке.
– Чем отличаются друг от друга эти глаголы? (Они
даны в разном числе)
(Слайд 23)
Род глаголов
– Сравните действия этих лиц и предметов. Что вы можете сказать об этих глаголах?
(Слайд 24)
Работа по учебнику
Упражнение 343. Стр. 96
Задание:
- Выпишите глаголы, определите время, число.
- 1 предложение разберите по членам предложения
(Слайд 25)
– Ребята, давайте вспомним о правилах пользования учебником?
Береги книгу!
/Не/ бери её грязными руками
И /не/ клади на грязный стол.
/Не/ перегибай книгу
/Не/ загибай у неё листов.
Если ты взял книгу в библиотеке,
То /не/ забудь её вернуть в срок..
– Что вы заметили в этом правиле?
– Что вы можете сказать о написании частицы НЕ?
(Слайд 26)
Частица НЕ с глаголами
Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.
Рефлексия
– Дома вы будете учить глаголы, но не так, как это делал один ученик. Послушайте. (Слайд 27)
Я учу глаголы
Я пришел из школы, Я учу глаголы. Мне их выучить – пустяк! У меня свой метод! Применяется он так, Новый метод этот: “кричать” – кричу, “вертеть” – верчу, “двигать” – двигаю, “прыгать” – прыгаю. Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел! Пел, пока у нас в прихожей Вдруг звонок не зазвенел! |
Открываю: наш сосед Он живет под нами Не причесан, не одет – В тапках и в пижаме. Он кричит: – Прошу прощенья! Это что – землетрясенье? Или, может быть слоны Надо мной поселены?! – Уважаемый сосед, Никого в квартире нет. Я пришел из школы И учу глаголы… |
– Я надеюсь, когда вы будете учить глаголы,
соседи от вас не пострадают. (Слайд 28)
– А сейчас, ребята, я предлагаю вам сделать обзор
по нашей книге, т.е. просмотреть материал, который
мы сегодня повторили. (Слайд 29)
Роль глаголов
Глаголы важны при построении предложения, для передачи какого-либо сообщения, оживляют речь, помогают точно понять смысл сказанного.
Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.
Алексей Югов
(Слайд 30)
Оценивание учащихся. Пожелания.