Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.
Интерес к математике зависит от методики преподавания. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно.
Немаловажная роль отводится играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.
Назначение игр на уроках математики – развитие познавательных процессов у школьников и закрепление знаний, приобретаемых на уроках. Основная цель использования игровых технологий – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету.
Цели применения математических игр: развитие мышления, углубление теоретических знаний, организация свободного времени, общение со сверстниками, приобретение новых знаний, умений и навыков, развитие волевых качеств, контроль знаний, мотивация учебной деятельности.
Игра – творчество, игра – труд. В своей работе я использую урок – игру или элементы игры. Начиная с 5-го класса, применяю уроки с элементами театрализации, на которых присутствуют персонажи сказочных героев, которые заставляют детей с радостью выполнять любое задание. Это создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, делает восприятие более активным, эмоциональным, творческим.
Также провожу уроки-соревнования: "Звёздный час”, «Поле чудес», «Кто хочет стать отличником» и т.д. (Презентация 1)
Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога в создании игр или игровых моментов. Математические игры должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Они должны быть такими, чтобы каждый учащийся смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, настойчивость, смекалку, испытать чувство удовлетворенности, успеха.
При использовании гиперссылок и триггеров презентация становится интерактивной. При щелчке по объекту выполняется какое-либо заданное действие. Но иногда по задумке педагога надо переместить объект по слайду произвольно, схватив его мышкой. Казалось бы это невозможно без использования интерактивной доски. Оказывается, возможно. В этом нам поможет макрос DragAndDrop (в переводе с англ. – Тащить И Опустить).
С помощью этого макроса можно переместить объекты с одного места в другое с помощью компьютерной мышки. Например, собрать формулы, собрать разбросанные данные таблиц, задать объекту единственное возможное место, куда можно его переместить (все другие места перемещения будут недоступны), переместить нужную букву (или цифру) в нужное место и т.д. (Презентация 4 – «Алгебра 7 класс» и Презентация 5 «Создание игры: Скоро Новый год»)
В создании игр очень часто использую участие самих ребят: кроссворды; сюжетные игры. (Презентация 2 и Презентация 3). В процессе создания игры у учащихся вырабатывается положительное отношение к учёбе. Ценность данного вида работы заключается в том, что в процессе создания игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Творческая деятельность даёт возможность ребенку реализовать собственные жизненные замыслы, занять позицию активного изобретателя, созидателя, открывателя в процессе обучения. В вопросе формирования творческой личности мною отводится важное место.
Математическая игра удачно соединяет игровые и познавательные мотивы, и в такой игровой деятельности постепенно происходит переход от игровых мотивов к учебным мотивам.
Для меня, как для учителя математики, при использовании игровых технологий на уроках важно: определить место дидактической игры в системе других видов деятельности на уроке, целесообразность использования игры на разных этапах изучения материала, разработка методики проведения игры с учётом цели урока и уровня подготовленности учащихся.