Урок химии по теме "Химическая связь. Типы химической связи". 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (160 кБ)


Цель урока: сформировать понятие о химической связи и научить учащихся определять ее тип в различных соединениях по химической формуле вещества.

Первая часть урока предполагает введение термина «химическая связь» и некоторых характеристик связи (энергия, длина связи), а также знакомство с типами химических связей на основании ранее изученной классификации неорганических веществ.
Вторая часть урока направлена на применение полученных знаний на практике. Ученикам в игровой форме предлагается выполнить ряд упражнений на закрепление материала.

Задачи:

  • Образовательные:
  • сформировать представление учащихся о единой природе химической связи;
  • познакомить учащихся с различными типами химических связей;
  • научить школьников определять типы химических связей в различных соединениях.
  • Развивающие:
  • формировать умение определять тип химической связи в соединении;
  • развивать устную речь учащихся, умение применять знания в новой ситуации;
  • развитие творческого химического мышления.
  • Воспитательные:
  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • способствовать росту инициативы и самостоятельности;
  • формирование культуры общения, чувства уважения друг к другу.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, листы для учащихся.

Ожидаемый результат:

  • учащиеся должны усвоить понятие химическая связь;
  • знать о том, какие типы химической связи существуют;
  • уметь определять тип химической связи в различных соединениях.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Целеполагание.
4. Изложение нового материала.
5. Закрепление.
6. Итоги урока
7. Задание на дом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (слайды №1-2)

Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

2. Актуализация знаний

Прежде чем приступить к изучению новой темы учитель вспоминает с ребятами ранее изученный материал по теме «Классификация неорганических веществ» (слайд №3) и предлагает учащимся выполнить задание «Знакомые все лица…» (тексты задания находятся на столах): «Определите класс неорганических веществ, химические формулы которых представлены в таблице. Обведите буквы, соответствующие правильным ответам и составьте из них фамилию шведского химика, предложившего современные знаки химических элементов, классификацию элементов, соединений и минералов».

Формулы веществ Классы неорганических соединений
металлы переходные элементы неметаллы бинарные соединения кислоты амфолиты основания соли
PCl3 М Э М Ц И З Т Ф
HClO2 А Ъ С И Е Б О Е
Be(OH)2 П Х Ч Т А Л Г Д
Zn Р Е Я Ь Д И Н Б
Ba(OH)2 О Щ Ф Б С М И С
Ca Б Г Й Ю П П К Р
S8 Л Н Р Ж О У д Т
Ca3(PO4)2 Д Ш Ц П Ы Я Б У
Ga(OH)3 Ж К У О В С А Я

Ответ: Берцелиус

Ученики работают самостоятельно, а затем вместе с учителем выполняют проверку (слайд №4).

3. Целеполагание.

В этой части урока учитель говорит о том, что разные вещества имеют различное строение: одни существуют в виде свободных атомов, другие состоят из связанных атомных частиц. Учитель наводит ребят на мысль о том, что между атомными частицами существуют силы, которые обуславливают взаимодействие атомных частиц и называются «химической связью».

4. Изложение нового материала

На данном этапе урока учитель совместно с учениками дает определение химической связи (слайд №5). Учитель сообщает, что образование связи всегда энергетически выгодно и связано с выделением энергии. При этом полная энергия системы понижается. И далее говорит о том, что основными характеристиками связи являются энергия связи и ее длина.
Ученики вместе с учителем читают определение энергии и длины связи (слайд №6), а затем сравнивают значения энергии связи и ее длины в ряду галогеноводородов (слайд №7):

Вещество Энергия связи (Есв), Кдж/моль Длина связи (lсв), нм
HF 566 0,092
HCl 432 0,128
HBr 366 0,142
HI 298 0,162

И после этого учащиеся делают вывод о том, как связаны межу собой энергия связи и ее длина.

Далее учитель сообщает о том, что в соединениях различают 4 типа химических связей (слайд №8):

Проводя аналогию со схемой «Классификация неорганических веществ», учитель рассказывает о том, что представляет собой каждый тип связи и для каких химических соединений он характерен, обсуждает определения каждого из видов химической связи, проводит работу с химическим словариком.

5. Закрепление

На этом этапе урока ученики тренируются в определении типа химической связи. Предлагается выполнить несколько заданий:

Задание «Крестики-нолики» (слайд №9): «Соедините прямой линией по горизонтали, вертикали или диагонали три клетки, которые содержат формулы веществ с типом химической связи»:

а) ковалентная неполярная

CF4 KI O3
C60 I2 Mg3N2
Cl2 NaCl NaNO2

Ответ: Cl2 – I2– O3.

б) ионная

KNO3 Se H2S
MgF2 Cs2O NaF
SO2 HCl N2O

Ответ: MgF2 – Cs2O – NaF.

в) металлическая

K C2H5OH NO2
O2 C60 F2
Zn Au Rb

Ответ: Zn – Au – Rb.

г) ковалентная полярная

Cl2O H3PO4 Na2O2
Li3N N2O3 LiOH
H2Se P4 CS2

Ответ: Cl2O – N2O3 – CS2.

д) смешанный тип связи

PH4OH Na3N Sr(OH)2
H2SO3 KClO HNO2
Ca(ClO)Cl Cl2O7 As

Ответ: Ca(ClO)Cl – KClO – Sr(OH)2.

Это задание ребята могут выполнить самостоятельно, а затем вместе с учителем выполнить проверку.

Задание «Кто точнее» (слайд №12): «Определите по формуле вещества тип химической связи, используя обозначения, приведенные ниже».

1 вариант H2SiO3 SO2 Br2 Pt K2SO4
O3 CaO N2H4 Hg BaBr2
2 вариант Cr N2O PH3 H2Se CS2
RbOH I2 CO NH4OH LiI

Задание выполняется по вариантам. Время на выполнение работы 3 минуты. Затем ребята меняются с соседями работами и осуществляют проверку (слайд №13). За правильно определенный тип химической связи для 9-10 веществ – «отлично», 7-8 веществ – «хорошо», 5-6 веществ – «удовлетворительно», менее 5 веществ – «неудовлетворительно».

Задание 3 «Кроссворд» (слайд №14): «Решите кроссворд: 1 – образование химической связи обусловлено взаимодействием атомных частиц и сопровождается … электронных оболочек (орбиталей) внешнего энергетического уровня; 2 – вид химической связи, образующийся в сложных веществах между атомными частицами неметаллов; 3 – количество теплоты, поглощаемое при разрыве связи или выделяемое при ее образовании; 4 – вид химической связи, образующийся в простых металлических веществах; 5 – вид химической связи, образующийся в простых веществах между частицами неметаллов; 6 – в виде свободных (изолированных) атомов существуют только благородные газы (гелий, неон, аргон, криптон, ксенон и радон), что обусловлено высокой … их электронных структур; 7 – вид химической связи, образующийся в сложных веществах между атомными частицами металлов и неметаллов; 8 – расстояние между ядрами связываемых атомных частиц».

Ученики выполняют задание все вместе под руководством учителя, тут же осуществляется проверка.

Ответы:

6. Итоги урока

Учитель и учащиеся подводят итоги урока, оценивают работу друг друга, говорят о том, что нового они узнали на уроке (ввели понятие химическая связь, выяснили какие типы связей существуют и научились определять тип связи в различных соединениях).

7. Домашнее задание: §9, тесты №№9-10 [3].

Литература:

1. Исаев Д.С. Программа по химии для VIII-IX классов базового уровня образования с использованием видеодемонстраций, домашнего эксперимента и практикумов исследовательского характера. – Тверь: Славянский мир, 2007. – 104 с.
2. Исаев Д.С. Химический тренажёр (упражнения, задачи, решения): Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – Тверь: Седьмая буква, 2008. – 68 с.
3. Исаев Д.С. Химия – наука о превращениях: Учебно-справочное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. Тверь: Седьмая буква, 2008. – 200 с.