Цель урока: сформировать понятие о химической связи и научить учащихся определять ее тип в различных соединениях по химической формуле вещества.
Первая часть урока предполагает введение
термина «химическая связь» и некоторых
характеристик связи (энергия, длина связи), а
также знакомство с типами химических связей на
основании ранее изученной классификации
неорганических веществ.
Вторая часть урока направлена на применение
полученных знаний на практике. Ученикам в
игровой форме предлагается выполнить ряд
упражнений на закрепление материала.
Задачи:
- Образовательные:
- сформировать представление учащихся о единой природе химической связи;
- познакомить учащихся с различными типами химических связей;
- научить школьников определять типы химических связей в различных соединениях.
- Развивающие:
- формировать умение определять тип химической связи в соединении;
- развивать устную речь учащихся, умение применять знания в новой ситуации;
- развитие творческого химического мышления.
- Воспитательные:
- развивать познавательный интерес учащихся;
- способствовать росту инициативы и самостоятельности;
- формирование культуры общения, чувства уважения друг к другу.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, листы для учащихся.
Ожидаемый результат:
- учащиеся должны усвоить понятие химическая связь;
- знать о том, какие типы химической связи существуют;
- уметь определять тип химической связи в различных соединениях.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Целеполагание.
4. Изложение нового материала.
5. Закрепление.
6. Итоги урока
7. Задание на дом.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (слайды №1-2)
Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
2. Актуализация знаний
Прежде чем приступить к изучению новой темы учитель вспоминает с ребятами ранее изученный материал по теме «Классификация неорганических веществ» (слайд №3) и предлагает учащимся выполнить задание «Знакомые все лица…» (тексты задания находятся на столах): «Определите класс неорганических веществ, химические формулы которых представлены в таблице. Обведите буквы, соответствующие правильным ответам и составьте из них фамилию шведского химика, предложившего современные знаки химических элементов, классификацию элементов, соединений и минералов».
Формулы веществ | Классы неорганических соединений | |||||||
металлы | переходные элементы | неметаллы | бинарные соединения | кислоты | амфолиты | основания | соли | |
PCl3 | М | Э | М | Ц | И | З | Т | Ф |
HClO2 | А | Ъ | С | И | Е | Б | О | Е |
Be(OH)2 | П | Х | Ч | Т | А | Л | Г | Д |
Zn | Р | Е | Я | Ь | Д | И | Н | Б |
Ba(OH)2 | О | Щ | Ф | Б | С | М | И | С |
Ca | Б | Г | Й | Ю | П | П | К | Р |
S8 | Л | Н | Р | Ж | О | У | д | Т |
Ca3(PO4)2 | Д | Ш | Ц | П | Ы | Я | Б | У |
Ga(OH)3 | Ж | К | У | О | В | С | А | Я |
Ответ: Берцелиус
Ученики работают самостоятельно, а затем вместе с учителем выполняют проверку (слайд №4).
3. Целеполагание.
В этой части урока учитель говорит о том, что разные вещества имеют различное строение: одни существуют в виде свободных атомов, другие состоят из связанных атомных частиц. Учитель наводит ребят на мысль о том, что между атомными частицами существуют силы, которые обуславливают взаимодействие атомных частиц и называются «химической связью».
4. Изложение нового материала
На данном этапе урока учитель совместно с
учениками дает определение химической связи
(слайд №5). Учитель сообщает, что образование
связи всегда энергетически выгодно и связано с
выделением энергии. При этом полная энергия
системы понижается. И далее говорит о том, что
основными характеристиками связи являются
энергия связи и ее длина.
Ученики вместе с учителем читают определение
энергии и длины связи (слайд №6), а затем
сравнивают значения энергии связи и ее длины в
ряду галогеноводородов (слайд №7):
Вещество | Энергия связи (Есв), Кдж/моль | Длина связи (lсв), нм |
HF | 566 | 0,092 |
HCl | 432 | 0,128 |
HBr | 366 | 0,142 |
HI | 298 | 0,162 |
И после этого учащиеся делают вывод о том, как связаны межу собой энергия связи и ее длина.
Далее учитель сообщает о том, что в соединениях различают 4 типа химических связей (слайд №8):
Проводя аналогию со схемой «Классификация неорганических веществ», учитель рассказывает о том, что представляет собой каждый тип связи и для каких химических соединений он характерен, обсуждает определения каждого из видов химической связи, проводит работу с химическим словариком.
5. Закрепление
На этом этапе урока ученики тренируются в определении типа химической связи. Предлагается выполнить несколько заданий:
Задание «Крестики-нолики» (слайд №9): «Соедините прямой линией по горизонтали, вертикали или диагонали три клетки, которые содержат формулы веществ с типом химической связи»:
а) ковалентная неполярная
CF4 | KI | O3 |
C60 | I2 | Mg3N2 |
Cl2 | NaCl | NaNO2 |
Ответ: Cl2 – I2– O3.
б) ионная
KNO3 | Se | H2S |
MgF2 | Cs2O | NaF |
SO2 | HCl | N2O |
Ответ: MgF2 – Cs2O – NaF.
в) металлическая
K | C2H5OH | NO2 |
O2 | C60 | F2 |
Zn | Au | Rb |
Ответ: Zn – Au – Rb.
г) ковалентная полярная
Cl2O | H3PO4 | Na2O2 |
Li3N | N2O3 | LiOH |
H2Se | P4 | CS2 |
Ответ: Cl2O – N2O3 – CS2.
д) смешанный тип связи
PH4OH | Na3N | Sr(OH)2 |
H2SO3 | KClO | HNO2 |
Ca(ClO)Cl | Cl2O7 | As |
Ответ: Ca(ClO)Cl – KClO – Sr(OH)2.
Это задание ребята могут выполнить самостоятельно, а затем вместе с учителем выполнить проверку.
Задание «Кто точнее» (слайд №12): «Определите по формуле вещества тип химической связи, используя обозначения, приведенные ниже».
1 вариант | H2SiO3 | SO2 | Br2 | Pt | K2SO4 |
O3 | CaO | N2H4 | Hg | BaBr2 | |
2 вариант | Cr | N2O | PH3 | H2Se | CS2 |
RbOH | I2 | CO | NH4OH | LiI |
Задание выполняется по вариантам. Время на выполнение работы 3 минуты. Затем ребята меняются с соседями работами и осуществляют проверку (слайд №13). За правильно определенный тип химической связи для 9-10 веществ – «отлично», 7-8 веществ – «хорошо», 5-6 веществ – «удовлетворительно», менее 5 веществ – «неудовлетворительно».
Задание 3 «Кроссворд» (слайд №14): «Решите кроссворд: 1 – образование химической связи обусловлено взаимодействием атомных частиц и сопровождается … электронных оболочек (орбиталей) внешнего энергетического уровня; 2 – вид химической связи, образующийся в сложных веществах между атомными частицами неметаллов; 3 – количество теплоты, поглощаемое при разрыве связи или выделяемое при ее образовании; 4 – вид химической связи, образующийся в простых металлических веществах; 5 – вид химической связи, образующийся в простых веществах между частицами неметаллов; 6 – в виде свободных (изолированных) атомов существуют только благородные газы (гелий, неон, аргон, криптон, ксенон и радон), что обусловлено высокой … их электронных структур; 7 – вид химической связи, образующийся в сложных веществах между атомными частицами металлов и неметаллов; 8 – расстояние между ядрами связываемых атомных частиц».
Ученики выполняют задание все вместе под руководством учителя, тут же осуществляется проверка.
Ответы:
6. Итоги урока
Учитель и учащиеся подводят итоги урока, оценивают работу друг друга, говорят о том, что нового они узнали на уроке (ввели понятие химическая связь, выяснили какие типы связей существуют и научились определять тип связи в различных соединениях).
7. Домашнее задание: §9, тесты №№9-10 [3].
Литература:
1. Исаев Д.С. Программа по химии
для VIII-IX классов базового уровня образования с
использованием видеодемонстраций, домашнего
эксперимента и практикумов исследовательского
характера. – Тверь: Славянский мир, 2007. – 104 с.
2. Исаев Д.С. Химический тренажёр
(упражнения, задачи, решения): Учебное пособие для
учащихся 8 класса общеобразовательных
учреждений. – Тверь: Седьмая буква, 2008. – 68 с.
3. Исаев Д.С. Химия – наука о
превращениях: Учебно-справочное пособие для
учащихся 8 класса общеобразовательных
учреждений. Тверь: Седьмая буква, 2008. – 200 с.