Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает обучающимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания.
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся является одной из специальных целей преподавания русского языка в школе. Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения многих практических задач. В частности – обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Творческая разработка «Развитие
коммуникативных способностей обучающихся 8
класса» предполагает проведение урока по
развитию связной речи.
В последнее время ежегодно проводится
Всероссийский конкурс «Лучший урок письма», а
в программе «Русский язык. 5-9 классы» под ред.
М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской в 8 классе при
изучении «Простых односоставных предложений»
выделено 2 часа на тему «Рассказ на свободную
тему». Поэтому целесообразно провести урок
«Написание письма родным, близким, знакомым»,
который подготовит школьников к рассказу в форме
письма о каком-то событии из жизни или о любимом
виде спорта, к рассказу о себе, о своей семье.
Второй час можно использовать для анализа
детских работ.
В основе урока – общедидактические принципы, принципы научности, доступности, сознательной и творческой активности, прочности. В работе использовались следующие методы и приемы: слово учителя, беседа (сообщающая, эвристическая), анализ языкового материала, выразительное чтение, словарная работа, проблемная задача, конструирование.
При подготовке к уроку обучающиеся повторили тему «Стили речи» и дали объяснение словам «адресат», «адресант», «конверт», «марка», «индекс», «письмо», «письмовник», «постскриптум», «эпистолярный» (жанр), используя «Толковый словарь русского языка» под ред. С.И.Ожегова. В журнале «Литература в школе» (2004г.) школьники нашли статью «Дружеская переписка П.А.Вяземского», а в сборнике сочинений С.А.Есенина его письма к Г.Панфилову, подготовили сообщения, оформили стенды.
Практический выход урока – написание письма обучающимися.
Цели:
- формирование навыков написания письма, культуры общения;
- развитие письменной речи обучающихся;
- нравственно-эстетическое воспитание обучающихся.
Эпиграф на доске: «Письма – это самая жизнь, нетронутая и нетленная, … еще теплится в остывших чернилах». (П.А.Вяземский)
Оборудование урока:
1. Портреты П.А.Вяземского, С.А.Есенина,
Е.Леонова.
2. Отпечатанный фрагмент письма артиста Е.Леонова
сыну у каждого обучающегося.
3. Стенд «Такие разные письма» (письма
обучающихся, конверты разных времен, образец
заполнения конверта).
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке вы познакомитесь с образцами эпистолярного жанра, узнаете общие правила написания писем, а дома полученные знания закрепите в творческой работе. Откройте тетради и запишите тему урока.
2. Мотивация деятельности обучающихся
– Письма… Послания сродни людям. Они могут быть добрыми и злыми, сердечными и причиняющими боль, восторженными и отрезвляющими, любовными и деловыми… Какую роль играют они в нашей жизни?
1. Чтение учителем письма.
– Прослушайте письмо современного подростка, отдыхающего в лагере, своей бабушке:
Бабуля, здравствуй! Не грусти.
Конфеты кончились, учти.
Я сделал лук. Носки сушу.
Два дня письмо тебе пишу.
А у меня большое горе –
Пропали плавки на заборе.
Здесь скучно. Я в поход ходил.
Кончаю. Все. Твой внук Кирилл.
2. Обсуждение письма
– Ребята, понравилось вам это стихотворение? Можно писать такие письма родным и близким людям? Почему? (Письмо написано в стихах. Это хорошо. Но, прочитав письмо, бабушка огорчится, будет переживать за внука, так как ему в лагере скучно. Своими письмами мы не должны расстраивать родных и близких.)
– Обратите внимание на тон письма. О чем это говорит? (Из этого письма видно, что Кирилл не думает о чувствах бабушки, о ее состоянии. Для него важным является то, что кончились конфеты. Кирилл ведет себя неправильно, как эгоист.)
– Нужно в письмах сообщать такие детали, как сушка носков, пропажа плавок? (Нет, это не главное, вместо этого лучше бы поинтересовался, что нового происходит дома.)
3. Подведение промежуточного итога.
– Несмотря на то, что люди, которым мы пишем письма, нам близкие и родные, мы не можем позволить себе неуважительного отношения к ним. Они не должны видеть и чувствовать грубость, невежество, потребительского интереса.
3. Изучение нового материала
1. Слово учителя
– Из письма подростка видно, что он
невоспитанный человек, думающий только о себе. В
письмах мы такие, какие в жизни, что
подтверждается словами поэта П.Вяземского,
записанными эпиграфом к уроку.
В 18-19 веках при отсутствии телевидения,
телефонной связи, Интернета письмам
были даны огромные полномочия. В них авторы писем
открывали свои чувства, вели задушевные
разговоры и даже устраивали судьбы. Согласно
этикету чужие письма не принято читать. Но
любители литературы с большим интересом
обращаются к эпистолярному наследию русских
писателей: Пушкина и Гоголя, Тургенева и
Достоевского, Толстого и Чехова. В письмах
известных писателей, художников, артистов,
политиков читатель находит не вымысел, а
драгоценные минуты жизни их авторов, печали и
радости, раздумья о жизни и искусстве, какую
нравственную и общественную позицию занимали
или занимают эти люди, выразительный язык их
писем влечет к себе. Поэтому такие письма
перестают быть личной перепиской, они становятся
произведениями особого – эпистолярного жанра, а
значит, достоянием общественности.
2. Сообщение обучающегося. Словарная работа
– Греческое слово epistole переводится на русский язык как «послание», «письмо». Отсюда и название жанра – эпистолярный. В конце 18 – начале 19 веков письмам придавалось большое значение: их тщательно обдумывали, неоднократно переписывали, перерабатывали, они были рассчитаны на то, что их будут перечитывать в кругу семьи, в дружеской обстановке. Их передавали из поколения в поколение.(Запись в тетрадях словосочетания эпистолярный жанр и составление с ним предложений).
3. Сообщение обучающегося
– Интересен отрывок из письма П.А.Вяземского,
поэта пушкинской поры, к жене от 22 июня 1826 года:
«Пришли мне мои прошлогодние письма из Ревеля.
Может быть, займусь приведением их в порядок и
прибавлю к ним». Из этих строк видно, что поэт
хотел просмотреть свои письма, доработать,
включить что-то ранее выпущенное из внимания.
«Почтовая проза» Вяземского отличается яркостью
и живостью языка, наличием каламбуров, анекдотов.
Каких бы тем он не касался, обо всем он писал
увлекательно, с юмором. Поэт переписывался со
многими литераторами, военными, просто
знакомыми. Его письма играли большую роль для
А.С.Пушкина, особенно в годы ссылки. На закате
жизни П.А.Вяземский, прочитавший в «Русском
архиве» опубликованные письма его современника
К.Н.Батюшкова, написал издателю: «…Другие будут
читать эти письма, а я их слушаю. В них мне
слышится знакомый, дружественный голос».
В письмах к друзьям он видел отражение
пережитого: «Письма – это самая жизнь, которую
захватываешь по горячим следам ее. Как семейный и
домашний быт древнего мира, внезапно застывший в
лаве, отыскивается целиком, под развалинами
Помпеи: так и здесь жизнь, нетронутая и нетленная,
так сказать еще теплится в остывших чернилах».
4. Слово учителя
– Письма знаменитых людей позволяют глубже проникнуть в эпоху, в которой они жили, т.е. письма являются источником культурно-исторических сведений, зеркалом явлений и процессов того времени. Но самое главное – в них раскрывается душа человека. Поэтому писатель Ю.Бондарев сказал: «Какое в них богатство чувств и мыслей!» Ребята, сейчас мы познакомимся с двумя образцами эпистолярного жанра, подумаем, как в них отражаются эти слова, какими правилами написания писем пользуются их авторы.
5. Анализ фрагмента письма Е.Леонова своему сыну
– Многим из вас известен актер советского кино Евгений Леонов по фильмам «Шебалково семя», «Обыкновенное чудо», «За спичками», но всенародно любимым актер стал после фильма «Джентльмены удачи», где он сыграл воспитателя детского сада, по воле случая оказавшегося в тюрьме. Проанализируем фрагмент письма артиста своему сыну, и вы увидите этого человека с другой стороны, закрытой от зрителя.
(Выразительное чтение учителем, текст распечатан для обучающихся).
Тишина – это какое-то особое состояние мира и
человеческой души. Мне кажется, мы себя чувствуем
частичкой природы, каплей океана в тишине, и
только. Вне тишины нельзя понять красоту.
Когда выйдешь в поле и ветер треплет колосья
пшеницы, кажется, мир погрузился в тишину, все
иные звуки пропали, а эта песнь ветра специально
ласкает ухо, чтобы ты оглянулся и понял, какая
вокруг тишина. Или в лесу перелетит птичка с
дерева на дерево, хрустнет лист под ногой, и ты
слышишь, как тихо, как торжественно спокоен лес. И
морская волна бьется мерно так, с музыкальным
счетом, о берег, чтобы слышал человек тишину…
Много удивительного придумала природа, чтобы
помочь нам услышать и полюбить тишину. А когда
одинокий лыжник пересекает снежное поле, какая
кругом стоит тишина. Одетая земля наша так
красива, только руками разведешь.
Тишина – это жизнь, все великое совершается в
тишине. Тишина – это уважение людей друг к другу,
это нежность и любовь. Как я люблю дома, где
говорят тихо, даже дети не кричат без причины.
Сохранить тишину, покой в своем доме – значит
установить в нем климат уважения. А сохранить
тишину на всей Земле, на всей планете – значит
установить климат уважения, обязательный для
всех народов и стран.
(Е.Леонов.)
– Определите главную мысль текста. (Установить климат уважения в своем доме, на всей Земле – значит сохранить в человеке состояние гармонии, которое позволяет ощущать себя в единстве со всем миром, с природой, в полной мере переживать чувство любви к людям, ко всему окружающему.)
– Сколько в тексте абзацев? Выделите
микротемы. (В тексте 4 микротемы:
1. Что такое тишина для автора;
2. Как услышать и полюбить ее;
3. Что значит тишина в жизни человека;
4. Что значит сохранить тишину в доме и на всей
Земле.
Вывод: текст разделен на 4 абзаца.)
– Определите стиль речи данного текста.
Каким типом речи воспользовался автор? Докажите. (Ведущий
тип речи – рассуждение с элементами описания
состояния человека и природы. Есть тезис: «Тишина
– это какое-то особое состояние мира и
человеческой души», приведены доказательства
(это предложения, в которых говорится о состоянии
человека в поле, в лесу, на морском берегу, зимой;
какое значение имеет тишина в жизни человека),
сделан вывод («Сохранить тишину, покой в своем
доме – значит установить в нем климат уважения. А
сохранить тишину на всей Земле, на всей планете –
значит установить климат уважения, обязательный
для всех народов и стран»).
Рассуждая о тишине, автор создает ее образ как
символ гармонии в жизни отдельного человека и
всех людей на Земле. Е.Леонов использует
разнообразные средства художественной
выразительности: эпитеты (одинокий лыжник),
метафоры (климат уважения), олицетворения (песнь
ласкает ухо) и синтаксический параллелизм.
Значит, этот текст принадлежит художественному
стилю речи.)
– Что можно сказать об авторе письма, которому принадлежат такие раздумья о тишине? (Автор выбрал жанр письма, позволяющий не только размышлять на тему (о тишине), но и рассказать о себе, о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Перед читателем возникает личность автора – умного, тонкого, эмоционального, литературно одаренного человека. Если бы не подпись, трудно было бы догадаться, что такой комедийный актер, как Е.Леонов, может быть философом, литературно одаренным человеком. )
6. Слово учителя
– Давайте познакомимся с еще одним образцом эпистолярного жанра. Несмотря на возраст (автор очень молод), читателей поражает искренность его высказываний. Его биография и творческий путь широко известны. А перед нами он предстает в молодые годы, когда покинул родной дом и уехал покорять Москву. Я говорю о С.А.Есенине. В стихотворении «Я обманывать себя не стану» поэт называет себя «московским озорным гулякой по всему Тверскому околотку».
Чтение отрывка из стихотворения С.А.Есенина «Я обманывать себя не стану…».
7. Сообщение обучающегося
– В юности у С.Есенина был замечательный друг – Григорий Панфилов. Хотя он был старше поэта, они учились вместе в Спас-Клепиках. С.Есенин часто бывал в доме Панфиловых, а когда на каникулах уезжал домой, они переписывались. Поэт уехал в Москву, но не забыл о друге. Их эпистолярное общение продолжалось три года, до самой смерти Григория Панфилова, заболевшего скоротечной чахоткой. Зная это, поэт исповедовался перед другом, раскрывал все самое лучшее, доброе. Поэтому его письма – их пятнадцать во втором томе собрания сочинений в двух томах – это исповедь человека, пишущего для своей совести.
8. Чтение письма подготовленным учеником
«Дорогой Гриша! Письмо твое я получил. Мне переслали его из дома. Я вижу, тебе живется не лучше моего. Ты тоже страдаешь духом, не к кому приютиться и не с кем разделить наплывшие чувства души; глядишь на жизнь и думаешь: живешь или нет? Уж очень она протекает однообразно, и что новый день, то положение становится невыносимее, потому что все старое становится противным, жаждешь нового, лучшего, чистого, а это старое-то слишком пошло. Ну ты подумай, как я живу, я сам себя даже не чувствую. «Живу ли я, или жил ли я?» – такие задаю себе вопросы, после недолгого пробуждения. Я сам не могу придумать, почему это сложилась такая жизнь, именно такая, чтобы жить и не чувствовать себя, то есть своей души и силы, как животное. Я употребляю все меры, чтобы проснуться. Так жить – спать и после сна на мгновение сознаваться, слишком скверно. Я тоже не читаю, не пишу пока, но думаю».
– Каким вы увидели молодого Есенина? Похож ли он на хулигана, на «московского озорного гуляку по всему Тверскому околотку»? Таков ли С.Есенин в своих письмах к другу? Что беспокоило начинающего поэта, только что приехавшего в столицу? Каков его внутренний мир? Чему он радуется? Почему печалится? Ведь перед отъездом у Есенина с отцом была ссора. (В этом письме семнадцатилетний Есенин предстает очень необычным, задумывающимся о самых сложных тайнах бытия, совести, человеческого призвания, религиозного поиска.)
4. Закрепление материала
1. Подведение промежуточного итога
– Давайте подведем итог: что объединяет прослушанные письма? как в них отражаются слова Ю.Бондарева: «Какое в них богатство чувств и мыслей!» (Прозвучавшие письма характеризуют людей, их написавших; учат бережному, внимательному отношению к близким; также они являются своеобразными документами той или иной исторической эпохи. Такие письма становятся произведениями искусства, образцами для подражания.)
– Письма – это связь между людьми, между прошлым и будущим. Для истории писались эти письма? Конечно, нет. Главное, как вы заметили, поделиться с близкими самым сокровенным. А какими правилами написания писем пользуются их авторы?
2. Словарная работа
– Ребята, посмотрите внимательно на слова, записанные на доске: «адресат» и «адресант». В чем их отличие? Только ли в написании? (Составляются словосочетания и предложения, записываются в тетрадях). Вспомните значения слов «марка», «индекс», «конверт». (Объясняются значения этих слов).
3. Работа над правилами написания письма
– В прежние времена издавались ПИСЬМОВНИКИ,
учившие составлению писем.
В романе Вениамина Каверина «ДВА КАПИТАНА» герой
наряду с «Рассказами о действиях охотников в
прежние времена», с «Юрием Милославским» очень
часто читает «Письмовник, в котором он находит
различные образцы написания писем: ответ с
отказом, письмо к нему и к ней. (Можно зачитать
эти примеры).
– А в каком стиле мы могли бы написать письма родным, знакомым? (Если письмо – рассказ, значит, стиль будет разговорный. Но можно написать письмо и в художественном стиле, если адресант использует различные средства выразительности: метафоры, эпитеты, риторические вопросы и восклицания и другие. Но всегда нужно помнить, что письма требуют особых слов, чтобы не заставлять родных переживать, как это сделал Кирилл, написавший такое письмо своей бабушке.)
– Правильно, надо всегда думать о том, какое настроение создаст ваше письмо у адресата. В наши дни в книжных магазинах нельзя купить никаких рекомендаций, брошюр с правилами письменного общения, но одно несомненно: сначала пишут о главном, потом – о второстепенном.
– Из каких частей состоит письмо? (Составляется опорная таблица, план записывается обучающимися в тетрадях):
1. Обращение, приветствие.
2. Основное содержание письма, сообщение о
новостях.
3. Вопросы адресату.
4. Прощание, подпись, дата написания.
– Помните, ребята, что в своих письмах вы не должны стыдиться нежных чувств, но и пренебрежение не должно звучать (Привет, предки! Бабуля, здравствуй!), ведь письмо – это отражение вашей культуры, вашей воспитанности. Давайте запишем сейчас обращения, используемые в письмах а вы возьмите те, что понравятся, сделайте записи в тетрадях для будущих своих писем.
Запись обучающимися в тетрадях волшебных слов-обращений, записанных на доске: родная, дорогие, глубокоуважаемый, радость моя, солнышко, мой друг, мамочка любимая, бесценная моя бабушка, братик, ангел мой сестричка, труженица моя...
– Зачем нужно указывать дату? Что обозначает P.S.? (Указание даты принято считать знаком уважения к адресату. Если уже поставлена дата и подпись, но вспомнилось что-то еще, можно поставить особое обозначение – P.S. (постскриптум – с лат. «после написанного» – приписка к оконченному и подписанному письму) и дописать недосказанное.)
– А сейчас я вас попрошу отредактировать письмо Кирилла бабушке. (Варианты исправленного письма записываются в тетрадях.)
5. Домашнее задание
– Скоро вам придется расстаться с родным домом, вы уедете учиться. Может быть, не будет возможности связаться по телефону или скайпу, поэтому первым проявлением вашего внимания к родителям, братьям, сестрам станут письма. Конверты вы уже умеете заполнять. Используйте полученные на уроке знания при выполнении домашнего задания (записано на доске):
Напишите письмо:
– родителям о себе, если вы оказались далеко от
родного дома;
– другу, рассказывая о каком-то событии из вашей
жизни или о любимом виде спорта;
– в газету «Красная Шория» с рассказом о своей
семье (обратите внимание, здесь разговорный и
художественный стиль неуместен, воспользуйтесь
публицистическим стилем).
6. Рефлексия.
- Мне понравилось на уроке, что я …
- Я ощущал себя на уроке …
- После урока я задумаюсь о …
Литература:
1. Примерные билеты и ответы по русскому языку
для подготовки к устной итоговой аттестации
выпускников 9 классов общеобразовательных
учреждений в 2002/2003 учебном году. Авт.-сост. Ю.Н.
Гостева, И.П. Цыбулько. – М.: Дрофа, 2003г. – 22-23 с.
2. Собрание сочинений: В 2.т. Т.2. Стихотворения.
Проза. Статьи. Письма. /Сост. и коммент. Ю.Л.
Прокушева. – М.: Сов. Россия: Современник, 1990. – 295
с.
3. И.А.Лешутина. Дружеская переписка
К.Н.Батюшкова и П.А.Вяземского. Журнал
«Литература в школе», 8/2006 г.