Задачи урока:
- тренировать умение читать и строить столбчатые и линейные диаграммы ;
- тренировать умение учащихся к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности;
- создать условия для проявления творческой активности, самовыражения;
- формировать навыки работы в группе.
Форма работы: групповое исследование.
Ход урока
1. Организационный момент
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.
2. Постановка цели
– Как называются данные чертежи? (примеры линейных и столбчатых диаграмм).
– А что такое диаграмма?
– Какое название имеет каждая из этих диаграмм?
– Чем отличается линейная от столбчатой диаграммы?
– Что вам позволяют диаграммы? (…)
– Что вы делали с диаграммами? (Мы строили их, читали, отвечали на вопросы по диаграммам.)
– Как вы думаете, какая тема нашего урока?
– Какую цель перед собой поставим?
– А, кроме того, какую ещё задачу поставите перед собой? (Проверим свои знания.)
– Вы молодцы!
– Если столкнётесь с затруднениями, что будете делать? (Будем стараться преодолевать их вместе.)
– Надеюсь, что сегодняшняя работа будет успешной, и вы сможете справиться со всеми затруднениями, если они у вас возникнут!
– Сегодня на уроке математике повторим материал по теме «Столбчатые и линейные диаграммы. Таблицы» и поговорим о здоровье, как его сохранить, что для этого нужно делать.
– Какой алгоритм на уроке нам будет нужен? (Повторение алгоритма построения диаграмм)
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
– Сейчас вам предстоит решить задачи «Блиц – турнира». В составлении задач мне помогли «Вредные советы» Григория Остера. Решение запишите выражениями и вычислите их значения.
1) Голодный Вася съедает за 540 секунд 3 батона. Сколько минут он тратит на один батон?
(Проверка проводится после каждой задачи: согласны – свистят, дудят (упражнение для лёгких и мышц груди); не согласны – поднимают руку)
– Докажите правильность решения задачи (после каждой задачи).
– Правильно ли питается Вася?
2) Вовочка купил за 3 рубля жвачку и продал её своей соседке Наташе за 4 рубля. Наташа продала эту жвачку своей подружке Люсе за 4 рубля 50 копеек. На сколько рублей увеличилась стоимость жвачки?
– Когда рекомендуют врачи жевать жвачку и для чего?
3) Саша Чернов сел делать домашнее задание и сидел за столом 2 часа. 20 минут думал о мороженом. 10 минут искал в ящике ластик, чтобы стереть с учебника картинку, на рисование которой затратил 40 минут. Остальное время выполнял письменные работы. Сколько времени он потратил на выполнение письменных работ?
– Рационально ли использовал время Саша?
4) После того, как Саша Чернов, убирая свою комнату, вымел из неё 12 кг мусора. За веник взялась мама и вымела из этой же комнаты в 2 раза больше мусора. Сколько всего мусора было выметено из комнаты?
– Почему скопилось у Саши столько мусора и к чему это может привести?
5) Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8 метров, и пролетев 5 метров, передумал. Сколько метров придётся тебе ещё лететь? Результат переведите в дм, см и мм. (Слайд 5)
– Почему захотелось передумать?
– Какие слова получились у ребят.
– Сделаем выводы: чтобы быть здоровым…
– На оценочных листах оцените свою работу на этом этапе урока. (оценочные листы в виде диаграммы)
– Как вы дальше будете проверять свои знания? (Мы напишем самостоятельную работу и проверим её.)
Самостоятельная работа.
Учитель раздаёт детям листы с самостоятельной работой .
– В этой работе есть обязательная часть – это №№ 1 и 2, и дополнительная часть – №№ 3, 4 и 5*. Десять минут вам отводится, чтобы выполнить задания основной части. Если вы закончите работу до моего сигнала, можете приступать к дополнительному заданию и его вы сможете продолжить выполнять после самопроверки.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу.
– Закончили работу, проведите черту после обязательного задания и сейчас вы проверите по образцу только выполнение обязательной части.
– Проверьте по образцу.
Учащиеся проводят самопроверку по образцу.
– Что теперь необходимо сделать? (Сопоставить свои работы с эталоном для самопроверки.)
– С какой целью вы будете проверять свои работы по эталону для самопроверки? (Нам необходимо проверить ход выполнения, оформление, правильно ли определены эталоны, которые должны использоваться, и если есть ошибки, то по эталону мы сможем определить место и причину ошибки.)
– Как вы будете проверять? (Будем проверять каждый шаг, соотнося с эталонами.)
– Что вы должны будете сделать, если ваше решение не совпадёт с эталоном? (Подчеркнем место ошибки и посмотрим, почему возникло затруднение.)
4. Локализация индивидуальных затруднений
– Как выполняли первое задание?
– Поднимите руку, кто допустил ошибку в первом задании?
– Как выполняли второе задание?
– Поднимите руку, кто допустил ошибку в первом шаге алгоритма? На какое правило вы допустили ошибки?
– Поднимите руку, кто допустил ошибку во втором шаге алгоритма? На какое правило вы допустили ошибки?
Учитель на доске составляет диаграмму допущенных ошибок.
– У кого все задания решены правильно, что это означает? (У нас нет затруднений.)
– Посмотрите на диаграмму, которая у нас получилась. Что вы можете сказать по данным этой диаграммы? Какие выводы можем сделать?
– Зафиксируйте в оценочных листах свои результаты.
5. Физминутка
6. Коррекция выявленных затруднений
– Витя в понедельник, обнаружив на кухне запасы шоколада, съел 6 шоколадок, во вторник решил сходить в гости к другу Саше и угостился у него – 4 шоколадками. Ему понравилось ходить в гости, и в среду у Лены съел ещё 5. В четверг у тёти Кати – 10, а в пятницу ему не удалось ни к кому попасть в гости, в субботу у Иры – 5 шоколадок, а в воскресенье на дне рождении у друга Кости – 8.
– Давайте заполним таблицу.
– Что показывает данная таблица? (Данная таблица показывает количество шоколада, съеденных за неделю Витей.)
– Можем ли мы построить диаграмму по данным этой таблицы?(Да)
– Какой алгоритм нам будет нужен? (алгоритм построения столбчатых и линейных диаграмм)
– А чем отличается линейная диаграмма от столбчатой? (если данные изображать столбиками– столбчатая диаграмма, а если отрезками– линейная)
– Каждый себе определите, какую диаграмму вы будете строить.
– Какой первый шаг алгоритма построения диаграммы? (Подобрать цену деления шкалы, удобную для обозначения на ней значений данных величин)
– Какая шкала нам будет удобна? (2 ед)
– Второй шаг. (Начертить прямой угол .Изобразить шкалу на вертикальном координатном луче, и на горизонтальном луче отметить на равном расстоянии друг от друга точки по числу имеющихся величин.)
– Что будет показывать горизонтальная шкала? (дни недели)
– Вертикальная шкала? (количество шоколадок, съеденных Витей)
– Третий шаг. (От выбранных точек построить вертикальные отрезки (столбики), высота которых равна значению соответствующих величин.)
Во время проговаривания алгоритма построения диаграмма, дети строят диаграммы в тетради.
– Поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте работу по образцу на доске. В оценочных листах отметьте работу своего соседа.
– Ответьте на вопросы по вашим диаграммам.
Вопросы классу:
- В какой день Витя побывал в гостях у самых гостеприимных хозяев?
- В какой несчастливый день ему не удалось попасть в гости?
- Сколько всего шоколадок съел Витя за неделю?
- На сколько больше шоколадок съел Витя в четверг, чем в субботу?
- В какой день было съедено одинаковое количество шоколада?
- Можно ли есть столько сладкого? Почему?
7. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
– На уроке окружающего мира вы были социологами. Кто это? (люди, которые собирают данные по какому-либо вопросу)
– По какому вопросу вы собирали данные? (здоровый образ жизни класса)
– Что значит вести здоровый образ жизни? (правильное питание, активный образ жизни, соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек, личная гигиена)
– А на уроке математики вы будете аналитиками. Как вы думаете, чем занимаются эти люди? (анализируют данные)
– Вы создадите группу аналитиков и проанализируете данные по здоровому образу жизни нашего класса с помощью диаграммы.
– Все данные вы занесли в таблицы, сможем ли мы по этим таблицам составит диаграммы?(Да)
– Разделитесь на группы. У каждой группы лист с таблицей, которую вы составили. Договоритесь какой вид диаграммы будете строить.
– Постройте диаграмму по данным этой таблицы и сделайте вывод по результатам построения диаграммы.
– Но сначала вспомните правила работы в группе. (На доске)
– Обратите внимания на ошибки допущенные ребятами вашей группы и более подробно остановитесь на этом этапе алгоритма. Если испытываете затруднения, поднимайте руку.
Работа в группах по построению диаграмм (на выбор) уровня здорового образа жизни класса.
– Какие выводы вы можете сделать по результатам составленных диаграмм?
Выступления детей.
– Организатор группы в ваших оценочных листах оценит работу каждого из вас.
– А что теперь мы должны сделать, чтобы сделать вывод о здоровом образе жизни детей нашего класса? (составить общую диаграмму)
– За компьютером ……. составит диаграмму, а вы составите диаграмму качества нашего урока.
– Выведите свою среднюю оценку за урок и на листе изобразите в виде линейной диаграммы.
(Один ребенок за компьютером составляет диаграмму, остальные заносят свои данные в общий оценочный лист)
8. Рефлексия деятельности на уроке
– Какие цели мы ставили перед собой на урок?
– Посмотрите на данные наших диаграмм. Как вы думаете, цели достигнуты?
9. Домашнее задание
– Домашнее задание вы можете себе выбрать сами.
- Составить столбчатую диаграмму здорового образа жизни вашей семьи.
- В учебнике стр.43 № 1(г)