Цели урока: изучить правило «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных», сформировать у учащихся умение дифференцировать суффиксы прилагательных.
Задачи урока:
- знать, какие прилагательные называют отымёнными;
- знать, в каких случаях в суффиксе прилагательных пишется одна буква Н, а в каких — две;
- знать исключения из изученного правила;
- уметь применять изученную орфограмму на письме;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: Урок-исследование
Оборудование урока: Компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Постановка целей урока:
Сегодня мы начнём разговор о суффиксах прилагательных, в которых встречается одна или две буквы Н. Вы узнаете, в каких случаях нужно писать одну букву Н, а в каких — две, потренируетесь применять это правило на письме.
План урока.
Формулировка темы и цели урока.
Проведение лингвистического исследования.
Занесение результатов исследований в таблицу.
Применение изучаемой орфограммы на письме.
Подведение итогов урока.
II. Актуализация знаний.
Опрос: «Закончи фразу».
– Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: какой?, какая?, чей?, называется …..(прилагательное).
– Прилагательные согласуются …..(с существительными).
– Правописание окончаний прилагательных следует проверять…(по вопросу).
– По значению прилагательные делятся на…(качественные, относительные, притяжательные).
– Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную…(степени сравнения) и две формы…(полную и краткую).
– Словообразовательные морфемы – это … (приставки и суффиксы)
– Чаще всего имена прилагательные образуются от существительных …. (суффиксальным) способом.
III. Организация деятельности учащихся по созданию «нового знания».
ЦЕЛИ урока:
Что должны узнать?
- Какие прилагательные называют отымёнными?
- От чего зависит выбор количества Н в отымённых прилагательных?
Чему научиться?
- Выбирать количество Н в отымённых прилагательных.
Где это пригодится?
- При сдаче экзаменов ГИА-9 , ЕГЭ-11, в письменной речи
Как следует из темы урока, в суффиксах прилагательных может писаться одна и две буквы Н. В чём причина? Давайте проведём небольшое исследование и попробуем это выяснить. Результаты исследования будем заносить в таблицу.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- От какой части речи образованы данные прилагательные?
- С помощью каких суффиксов?
- Сколько Н пишется?
- Определите значение суффикса.
- Задайте вопрос к прилагательным.
- Определите разряд.
Гусиный,
кожаный,
глиняный.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Оловянный,
деревянный,
стеклянный.
- От каких слов образованы прилагательные?
- С помощью какого суффикса?
- Сколько Н пишется?
- Подчиняются ли данные прилагательные общему правилу?
- Как в русском языке называют подобные слова?
Как запомнить исключения?
Подсказка – посмотрите на окно (рама деревянная, полотно окна стеклянное, а ручки для закрывания окна оловянные), чтобы вспомнить, в каких прилагательных с суффиксом-ЯН– пишутся –НН-
– Назовите способ словообразования, при помощи которого образовались данные прилагательные от существительных (суффиксальный).
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- К какому разряду относятся?
- От каких существительных образованы?
- Сколько Н?
- Чем является Н?
Павлиний,
бараний,
тюлений,
вороний.
Это любопытно! Возьмите на заметку!
Ворон и ворона — это не самец и самка одной птицы, а два разных вида.
Подобные притяжательные прилагательные: свиной, олений, фазаний, сазаний, кабаний.
Подобные прилагательные: зелёный, синий, пряный, юный, румяный, буланый.
Словарная работа. Выяснение значений слов: пряный, буланый.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ТАБЛИЦА «Н и НН в отымённых прилагательных»
Н | ИСКЛЮЧЕНИЯ |
|
|
Опорная таблица поможет в случае затруднения.
Физкультминутка. Чтобы дальше нам хорошо работалось, проведём физкультминутку.
IV. Организация деятельности учащихся по применению «нового знания».
1. Задание. Запишите прилагательные, образованные от данных слов при помощи суффиксов -ИН– , -АН– , (-ЯН)
2. Игра «Четвертый лишний»
- Серебря…ый
- Ледя…ой
- Нефтя…ой
- Оловя…ый
3. Задание. Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо. Составьте с прилагательными словосочетания.
- Кури...ый, гуси...ый, соловьи...ый, лошади...ый, голуби...ый.
- Ржа....ой, кожа…ый, стекля...ый, серебря...ый, глиня...ый, ледя...ой, деревя...ый.
4. Задание. В предложении выделенные существительные замените прилагательными
С –Н– или –НН-.
Невдалеке раздавалось кряканье утки. Меня разбудило чириканье воробья. По степи раздавался топот лошади. В книге лежало перо петуха. Это была песня лебедя. Этот камень в народе называют «глаз сокола». Наташа нашла камешек, который называется «бог кур». В ушах переливались серьги из серебра.
5. Буквенный диктант. В одну строку записываются цифры от 1 до 10. Диктуются прилагательные, а под цифрой записывается Н или НН:
Лебединый, оловянный, шерстяной, румяный, стеклянный, юный, деревянный, песчаный, синий, журавлиный.
«Проверь себя»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
н | нн | н | н | нн | н | нн | н | н | н |
6. Проверь: две или одна? (Интерактивное задание. Ресурс: слайд презентации)
V. Рефлексия.
Заполните табличку.
|
|
VI. Итог урока.
Какое правило проиллюстрировано?