Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: урок
Цели:
- познакомить обучающихся с зимующими птицами, раскрыть важность заботы о птицах зимой;
- заинтересовать обучающихся в решении данной проблемы;
- научить изготавливать простейшую кормушку;
- развивать в детях ответственность за “братьев наших меньших”, закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.
Оборудование:
учебник “Окружающий мир” авт. Плешаков А.А., рабочие тетради, ПК, проектор, экран, Интернет - ресурсы, пакеты из – под молока, сока, ножницы, линейка, карандаши, веревка.
Ход урока
1. Организационный момент
Цель: подготовка учащихся к предстоящей работе (мотивация знаний)
Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы снова отправляемся в путь за новыми знаниями в окружающем нас мире.
Девиз урока: (слайд 2)
“Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости”
Учитель: Ваше желание познавать новое, хорошее настроение, уважение друг к другу – помогут стать вам мудрее. Желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний
(предварительно перед данным уроком дети совершили экскурсию в зимнюю природу. Они наблюдали изменения в живой и неживой природе зимой, сравнивали объекты наблюдения (в школьном саду), видели птиц, прыгающих по дорожке у школы и по крышам домов).
Диагностика знаний детей
Учитель: Каких птиц мы встретили во время экскурсии? (дети называют)
- Вспомните, кто из пернатых друзей прилетает в основном на нашу школьную кормушку?
- Каких еще птиц вы встречаете на своих кормушках дома?
- Не было ли среди птиц каких-то необычных
3. Сообщение темы, цели урока
Чтение учителем отрывка
Снегирь и синичка
Несколько дней бушевал буран. Все эти дни красногрудый Снегирь просидел в дупле старого вяза и очень проголодался.
Наконец буран утих, но усилился мороз. Снегирь вылез из дупла и сразу озяб.
- Ой, как холодно! - воскликнул он.
Из соседнего дупла выглянула желтогрудая Синичка. Она тоже была голодна, и так обессилела, что еле шевелилась.
- Есть хочется! - пропищала Синичка.
У Снегиря сжалось сердце от жалости к ней.
- Я сейчас что-нибудь найду, - пообещал он. - Ты сиди в дупле, а то замерзнешь.
Снегирь слетел вниз, огляделся, но ничего съедобного не увидел, вокруг - белым-бело. Снег толстым слоем лежал на земле, облепил деревья и кусты. Снегирю как будто все ещё слышался жалобный писк Синички. Надо было обязательно накормить ее, вернуть ей силы.
Долго искал Снегирь пищу в лесу, да безуспешно. Но вот он вылетел к дороге, по которой люди везли в санях солому.
Из соломы на снег выпал пшеничный колосок. Снегирь внимательно осмотрел его. Зерна из колоска были вымолочены осенью, но одно зернышко осталось. При виде зернышка Снегирю захотелось есть ещё сильней. Он два или три раза порывался проглотить находку, но удержал себя. “Нельзя! - подумал он. - Я же обещал Синичке найти что-нибудь для нее.
Она, наверно, уже заждалась меня”.
Снегирь вернулся в лес с найденным на дороге зернышком пшеницы и отдал его Синичке.
- Подкрепись, - сказал он. - А для себя я ещё что-нибудь поищу. И снова улетел.
Беседа
Учитель: Что вы узнали из отрывка?
- Что можете сказать о снегире?
- Предположите, о чем будет урок?
- Урок будет о жизни птиц зимой и о том, как им можно помочь. Прочитайте тему урока на слайде (слайд 3)
- Давайте вместе подумаем, какие учебные задачи мы поставим на уроке?
4. Изучение нового материала
Рассказ учителя, демонстрация презентации
У. Какую пользу приносят птицы?
- Что необходимо для жизни птиц?
- В какое время года птицам особенно тяжело? Почему?
(Трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом)
- С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. 9 синиц погибают.
Птицы могут сохранять активность в холодное время года, но при этом нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому некоторые птицы оставляют заснеженные родные места, отправляясь на зимовку в теплые страны. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, - отсутствие пищи и холод.
Работа с учебником.
У. Ребята, вспомните, каких птиц вы видели зимой? (Ответы детей). Рассмотрите птиц в учебнике на рисунке с.74, прочитайте их названия. Подумайте, по каким признакам их можно узнать. (Ответы детей).
У. Зимой не весь птичий мир покидает родину, некоторые мирятся со снегами и морозами. Таких птиц называют зимующими. (слайды 4,5)
Это в основном те, кто питается плодами и семенами. Птицы, которые круглый год находят на родине подходящие условия для существования, и не совершают перелетов, называются оседлыми. Они обитают вблизи человека, зависят от него: сизый голубь, домовый воробей, серая ворона, галка.
Голуби обитают в населенных пунктах, рядом с человеческим жильем. Воробей – оседлая птица, зимой мало чирикает, больше молчит, собирается стайками. Питается личинками насекомых, семенами и ягодами, почками и пищевыми отходами. Если воробей громко чирикает зимой – жди снега. (народная примета) (слайд 6)
Вороны зимой добывают мясную еду
. Перед снегом они летают над лесом - запоминают, где что лежит, чтобы вернуться и утолить голод, находят падаль, криком созывают сородичей. У жилья человека вороны кормятся на помойках пищевыми остатками. (слайд 7). Галка обитает в лесах, в поселениях человека. Питается мышевидными грызунами, падалью, растительной пищей, разоряет гнёзда. Галки часто держатся с грачами и воронами. Зимуют в населенных пунктах. (слайд 8)Полуоседлые птицы перемещаются на незначительные расстояния от своих гнездовий. Это глухари, рябчики, тетерева, сороки, овсянки. Сороки предпочитают низкорослые леса, долины рек, осваивают городские территории. Они ведут оседлый образ жизни, в зимнее время совершают небольшие местные кочевки. Сорока — всеядная птица. (слайд 9). В зимнем лесу можно услышать, как щебечут синички, пищухи, поползни, сойки, стучит дятел. Дятел - одна из полезных птиц нашего леса, не улетает на зиму, круглый год уничтожает вредителей. Крошки со стола дятла, упавшие в снег, достаются мелким птичкам. (слайд 10). Не покидает зимний лес глухарь, его основная еда — сосновая хвоя. Тетерева и рябчики клюют ольховые сережки, ягоды можжевельника, почки.
Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место. Это кочующие птицы: свиристели, снегири, синицы-московки, ореховки, чечетки, сойки, клесты, щуры, чижи, поползни. А сойки, поползни и кедровки запасают еду впрок и находят её в голодное время зимой.
- Загадка: (слайд 11)
Засвистели: “Сври-свир!”
На рябину налетели
Дружной стаей...
(Свиристели)
Свиристель - красивая певчая птица с хохолком на голове. Песня свиристеля — журчащая трель “сви-ри-ри-ри-ри” напоминает звучание свирели. Зимой свиристели кочуют, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины, поедают ягоды в огромном количестве. Часто полностью снимают в лесу урожай с рябины, калины, боярышника, крушины, барбариса, бузины, шиповника, можжевельника.
- Отгадайте загадку: (слайды 12,13)
Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды—
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
Снегирь-самец— красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой. Самки буровато-серого цвета. Летом снегирь обитает в густых лесах и в редколесьях. После первого снегопада снегири покидают родные леса и начинают кочевать. Зимой снегирь питается семенами и ягодами. (слайд 14) Поползень. Верх головы серый, брюхо белое с рыжими боками, бока хвоста черно-белые. Спина голубовато-серая, через глаз проходит черная полоска. Клюв острый, хвост короткий. Живет в лесах, парках, садах со старыми деревьями. Питается насекомыми, семенами, желудями и орехами. Кормится на стволах деревьев, двигаясь вниз головой, достает мелких насекомых из трещин коры. Запасает на зиму семена в трещинах коры. Посещает кормушки, в парках может брать корм с ладони. (слайд 15) Клесты живут в хвойных и смешанных лесах. Зимой вьют гнезда, высиживают птенцов. Кормятся клесты семенами ели, которые достают из шишек с помощью клюва.
- Предлагаю отгадать загадку про следующую птичку: (слайды 16,17)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
- Почему птичку зовут синицей? (поёт си-си-си)
Синица – очень полезная, истребляет много вредителей, питается семенами растений, находит в складках древесной коры убитых морозом насекомых.
- Ждем вас, милые синицы, прилетайте на обед.
Мы насыплем вам пшеницы и чего-нибудь еще.
Прилетайте к нас, синицы, с вами очень хорошо!
Песенка синицы — признак приближения весны. Услышать её можно в первый солнечный день февраля.
Щегол - оседлая птица, зимой кочующая стайками. Населяет лиственные рощи, сады, парки. Основной корм зимой — семена сорных и огородных растений. Излюбленные места щеглов — пустыри с зарослями чертополоха. Чиж питается семенами трав, хвойных и лиственных деревьев, чаще березы, ольхи и ели. Когда ляжет снег, крикливые стаи чечёток появляются в средней полосе, кочуют по рощам и залетают в городские сады.
(слайды 18,19)
- А сейчас познакомимся с новой птицей. Кто это? (Дрозд).
Рассказ об этой птице.
- У птиц зимой есть природные столовые. Это рябина и калина. Я прошу не ломать их ветки, чтобы не разрушать птичью столовую.
5. Физкультминутка.
Учитель называет птицу, если птица перелётная - ученики хлопают в ладоши, если птица зимующая - ученики приседают.
6. Закрепление изученного
Работа тетрадях
Дети выполняют задания в рабочей тетради с.52.
№1 (соединить линиями рисунки птиц с их названиями)
№2 (раскрасить птиц, закрасить кружки возле тех птиц, которых доводилось видеть в природе).
Практическая работа
У. Что же мы можем сделать, чтобы помочь птицам пережить холода?
(Сделать кормушки и подкармливать птиц).
- Нам не унять метели, не растопить снега,
но чтобы птицы пели – это в наших руках.
У. Какие кормушки вы видели? Какие птицы туда прилетали? Из чего можно сделать кормушку? Рассмотрите кормушки на рисунке в учебнике с.74 и на слайдах презентации (слайды 20,21). Объясните, какие из них самые удобные для птиц? (Ответы детей).
- Сейчас мы научимся мастерить кормушки и подкармливать птиц”.
Ученики изготавливают кормушки под руководством учителя по схеме-инструкции в рабочей тетради № 3 с.53.
-Мы кормушку смастерили
И столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед
Будет вам зимой обед.
(демонстрация кормушек)
7. Физкультминуткa
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
Беседа, работа по учебнику.
У. Как вы считаете, что ещё необходимо сделать, помимо кормушки, чтобы помочь птицам перезимовать? (Приготовить корм и не забывать класть его в кормушку).
У. Любой ли корм можно давать птицам? Прочитайте текст в учебнике с.75. Какой корм подходит для птиц? (Ответы детей).
Продолжение демонстрации презентации (cлайды 22 - 26).
У. Рассмотрите рисунок на с.75. Какие птицы на нём изображены? На каком дереве сидят дрозды-рябинники? Как вы думаете, почему эти птицы получили такое название? Чем является рябина для птиц? (Природной столовой). Какие ещё природные столовые вам известны? (Боярышник, барбарис, бузина). Дрозд-рябинник - крупный дрозд. Питается червями, улитками, насекомыми, ягодами рябины, можжевельника. Дроздов–рябинников можно встретить по окраинам лесопарков. В тёплые, богатые рябиной годы, они зимуют в городах, держатся крупными стаями.
Чтение вывода с.75 учебника.
Работа с тестами с.28 (№№ 73 – 75):
c. 73. Найди на рисунке дрозда.
c. 74. На каком из этих рисунков изображены снегирь, свиристель и поползень?
c. 75. На каком рисунке показана природная птичья столовая?
8. Итог урока.
У. Какие учебные задачи мы ставили в начале урока? Вспомните, что вы узнали и чему научились на уроке?
- Какой корм будем подсыпать в кормушки?
- А что нельзя класть в кормушку ?
- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в -нашей местности.
9. Рефлексия.
- Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать: (слайд 27)
- Теперь я знаю, что ....
- Я понял, что .........
- Я буду .....
- Продолжите любое из этих предложений.
- Кормушки, которые вы изготовили на уроке, надо вместе с взрослыми повесить на деревья и всю зиму добавлять в них корм.
- Урок окончен. Пусть наша кормушка напоминает нам обо всех птицах, нуждающихся в нашей помощи.
(слайд 28)
Список использованной литературы.
- Плешаков А.А.Окружающий мир :Учеб.для 1кл. четырехлет. нач. шк. –М.: Просвещение,2013
- Анашкина Е.А.. 300 вопросов и ответов о животных.- Ярославль: Академия развития, 1998.
- Бианки В. Лесная газета. – Ленинград: Детская литература, 1990.
- Б.Б. Запартович “С любовью к природе ”