Урок-путешествие по "Вечному городу"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Класс: 5.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима.
  • Сформировать представление об образе жизни древних римлян.
  • Продолжить работу над формированием умений обучающихся работать с текстом, планом, давать описание архитектурных памятников на основе текста и иллюстративного материала,
  • Проанализировать особенности архитектурных достижений Рима.

Тип урока: Комбинированный. 

Оборудование:

  1. проектор и презентация.
  2. Приложение 1. Кроссворд для каждой группы.
  3. Раздаточный материал: карта Рима и архитектурные сооружения: Рисунок 1
  4. Приложение 2. Раздаточный материал: текст с заданием
  5. Пазлы (Большой цирк): рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4, рисунок 5.
  6. Приложение 3. Греческие и римские боги
  7. Приложение 4. Римская кухня

Комплект Приложений.

Ход урока

Слайд 1.

Учитель. Добрый день, ребята! Начнем мы наш урок с отрывка стихотворения Николая Гумилева «Основатели»

Слайд 2. Видео

Учитель. О каком городе идет речь в стихотворении?

Сегодня мы отправимся в путешествие на машине времени, в древний город Рим. Его называют Вечный город. Слайд 3.

Слайд 4.

Итак, представьте себе, что мы переносимся через тысячелетия на машине времени, а помогать нам будут наши магистры-историки. Мы попали в столицу империи, в Рим.

Рим – столица Римской империи, а мы знаем, что Римская империя была самым крупным государством древности. Рим это крупнейший город государства, здесь проживало до 1 млн. человек. Рим поражал своей величественностью и красотой всех: и приезжих, и самих горожан.

Смотрите, кто это там впереди. Слайд 5.

Слайд 6. Видео «Встреча римлянки и гречанки»

Учитель: И так, мы стали свидетелями интересной сцены. Что же послужило причиной спора? На этом уроке мы узнаем, чем же непохожа римская архитектура на архитектуру других народов, ее особенности и новое в архитектуре.

И как настоящие путешественники, мы должны наметить наш маршрут путешествия в Вечном городе.

Слайд 7. Отгадываем кроссворды и открываем Римские достопримечательности (по 2 кроссворда каждой группе). Учащиеся отгадывают кроссворды и называют ответы, которые получились (учитель нажимает на презентации номер отгаданного слова)

Во время путешествия в Древний Рим нас будут интересовать следующие архитектурные сооружения:

  1. Акведук
  2. Район инсул
  3. Большой цирк
  4. Форум
  5. Колизей
  6. Пантеон
  7. Термы
  8. Домус

Ребята, чтобы мы не заблудились, я вам раздаю план г. Рима, во время нашего путешествия вы будете прокладывать маршрут, отмечая места наших остановок. Я это буду делать на этом большом плане. (Рисунок 1)

Слайд 8. Итак, мы с вами стоим на дороге, ведущей к городу. Что там у нас впереди? (мост, стена, акведук)

Историк 1. В городе много мостов, но это не обычные мосты – это Акведуки. Аква – с лат. вода, получается мост для воды- водопровод. Акведук – это водопровод для снабжения водой населённые пункты, а так же фонтанов, водоёмов, бань. Римляне используют специальное перекрытие, которое называется арка. Арка в пер. с лат. означает дуга.

Слайд 9.

В горах разыскивали источники, укладывали трубы, по которым вода текла под небольшим уклоном. Для перевода труб через низины и реки возводились мосты со многими полукруглыми арками. Акведуками Рим гордился особо, в столице империи всегда была чистая и свежая вода, которая подавалась в дома граждан 11 акведуками, 2 из которых работают до сих пор.

Слайд 10.

Учитель: Отметим первую достопримечательность г. Рима – акведук. Запишем это слово в словарь: Акведук – это водопровод для снабжения водой населённые пункты.

Слайд 11.

Продолжим наше путешествие. Мы с вами на улицах города. Смотрите, на стене какая-то надпись.

Спасибо, ребята, что помогли расшифровать.

Слайд 12. Мы с вами оказались в районе, где располагаются многоэтажные дома. Население Рима постоянно росло и нужно было решать проблему обеспечения жильем. В Риме впервые стали строить многоэтажные и многоквартирные дома для простого люда – инсулы.

Слайд 13. Изобретение бетона позволило строить быстро многоэтажные дома, что отчасти решило жилищную проблему в Риме. Они сдавались в аренду. Чем больше этажей, тем больше в доме жилья и тем больше денег получал домовладелец от квартиросъемщиков. Они появились в Италии после 300 года до нашей эры.

Ребята, возьмите конверт в нем находится одинаковый текст для всех, но задания в нем для каждого ряда будут разные. Приложение 2.

Обсуждение ответов детей по заданию

Слайд 14.

Учитель: Запишем слово в словарь: Инсулы – многоэтажные и многоквартирные дома для простого народа.

Слайд 15. Продолжаем наше путешествие. Мы находимся возле Большого Цирка.

  • Ребята, а что за ассоциации возникают у вас при слове цирк? (Клоуны, факиры, праздник веселье)

А вот у римлян возникают совсем другие. Соберите пазлы (разрезанные картинки: рисунок1, рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4). Что получилось? Какие же ассоциации возникали у римлян на слово Цирк. (лошади, колесницы, всадники).

  • Почему? Правильно там проходили соревнования по конному спорту - скачки на колесницах.

Слайд 16.

Историк 2. Цирк в переводе с лат. круг. Большой Цирк являлся самым большим ипподромом Римской империи. Он был рассчитан на одновременное участие в гонке сразу двенадцати колесниц. Удобное расположение между холмами определило то, что в этом месте издревле проводились конные состязания. В дни состязаний весь город сидел в цирке, не отрывая от арены глаз. Клички цирковых коней и имена лихих возниц были на устах у всех. Однако жизнь возниц висела на волоске: колесницы часто сталкивались и опрокидывались.

Учитель: Обозначим цирк на наших схемах. Запишем слово в словарь:

Слайд17.

Большой цирк – ипподром в Риме.

А мы продолжаем наше путешествие. Мы с вами на рыночной площади.

Слайд 18.

Историк 3. В Риме на площади, которая называлась Форум, был рынок, но во время империи все торговые ряды были убраны и Форум превратился в одну из красивейших площадей Италии. Форум служил центром общественной жизни, здесь римляне узнавали новости. Здесь можно увидеть арку Септимия Севера. (Слайд 19)

  • Почему устанавливались триумфальные арки? (Установлены в честь побед над врагами).

Под арками победивший полководец входил в Рим вместе с войском, добычей, пленными.

Слайд 20. Для прославления императоров на многих Форумах строились также колонны. На самой колонне помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи императоров.

Слайд 21. Ребята, как называется эта колонна? (Колонна императора Траяна)

Эта колонна сохранилась до сих пор. Тридцатиметровая колонна полая, внутри находится лестница, ведущая к фонарю на вершине. Вся она украшена мраморными барельефами о победах и деятельности императора Траяна.

Рядом с представленным на рисунке римским Форумом, существовавшим со времен республики, императоры начали сооружать новые площади, которые получили их имена: форум Юлия Цезаря (Слайд22), форум Августа (Слайд 23), форум Нервы (Слайд 24). Самый красивый из императорских форумов был форум Траяна.

Отметим Форум на наших схемах и продолжаем наше путешествие

Римлянка 1: Уважаемые гости нашего города, вижу, Вас заинтересовал Рим. Предлагаю вам посетить одно из самых интересных сооружений.

Слайд 25. Символ нашего города - Колизей. От латинского colosseum, что значит громадный, огромный. Оно вмещало около 50 тысяч зрителей. Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов (Слайд 26), звериные травли, морские сражения (Слайд 27).

Гречанка: Но ведь за это необходимо было платить. А у вас в Риме много бедняков, могли ли они посещать эти представления.

Римлянка 2: Дело в том, что мы, свободные граждане Рима, не работали, ни бедные, ни, тем более, богатые. Нас обеспечивает наше государство. Бедняки получают бесплатный хлеб, для них устраивались бесплатные развлечения.

Слайд 28.

Гречанка: Да, сооружение очень грандиозное. И опять здесь использованы арки. Сколько же лет понадобилось для его строительства?

Римлянка 1: Строительство Колизея велось на протяжении 8 лет, в 72 — 80 годах как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Здесь гладиаторы бились или один на один или группами.

Слайд 29.

Гречанка: Здесь я чувствую себя как на родине. Повсюду видны храмы, построенные как у нас в Греции.

Римлянка 2: Я предлагаю продолжить наше путешествие. Сейчас я вам покажу храм, которым мы действительно гордимся. Он не похож на ваши храмы. Это Пантеон.

Слайд 30.

Историк 4. Рим завоевал огромное количество народов. У каждого из них были свои боги, чтобы примерить всех и жить в согласии, римляне построили Пантеон – храм всех богов. Этот храм был построен при императоре Адриане в 118-128 гг. Впервые римляне пошли на архитектурный эксперимент они увенчали крышу здания Куполом - лат. cupula — бочечка. Сюда могли прийти любые граждане Рима и поклониться своим богам.

Слайд 31.Посмотрите на внутреннее строение пантеона.

Слайд 32.В центре купола отверстие, которое служит источником света для всего здания. Его называют "око Пантеона". Купол до сих пор самый большой во всём мире - 43 метра.

Слайд 33.В храме были установлены статуи богов.

Учитель: Посмотрите внимательно на этих богов.

Боги, каких народов здесь находятся? (Греков и римлян)

Возьмите следующее задание. Распределите богов на греческих и римских. (Приложение 3. Греческие и римские боги)

Проверка задания.

Слайд 34.

Почему греческие и римские боги так похожи друг на друга? (Есть общие моменты в развитии культуры, общности природных условий и занятий)

Отметим Пантеон на нашей карте.

Слайд 35.

Запишем слово в словарь:

Пантеон – храм всех богов.

Римлянка 1: День нашего путешествия по Риму подходит к концу. По римской традиции, жители ежедневно посещали термы - так назывались бани.

Слайд 36.

Гречанка: Да, об этом я уже слышала. Рассказывают, что в Риме существовало более 1000 частных и 11 общественных бань, входная плата в них была мала. Самые большие и роскошно отделанные термы строились по повелению императоров. А что же находилось внутри?

Римлянка 1: В раздевальнях посетители отдавали свою одежду на хранение рабу-сторожу. (слайд 37). Здесь было несколько отдельных помещений с разной температурой: с горячей (слайд 38), теплой (слайд 39) и холодной водой в бассейнах (слайд 40). У каждого посетителя были свои банные принадлежности: горшочек с маслом для натирания кожи, скребницы, чтобы счищать грязь и пот, мелкий ковш для обрызгивания водой. Здесь можно было встретиться с друзьями, обсудить последние новости, посетить библиотеку или залы для занятий, поесть, сделать модную прическу у цирюльника.

Учитель: Обозначим на карте термы.

Слайд 41.

Запишем это слово в словарь: Термы – римские бани.

Римлянка 2: А теперь я приглашаю вас к себе в гости. Мы богачи живем в собственных домах, вблизи импера­торских дворцов на Палатине. Я покажу наш дом - домус (слайд 42).

Обычно для нас строят 2-3-этажные дома. Это главное парадное помещение, называется атрий (слайд 43). Окон в наших домах нет, воздух и свет проходят через проем в крыше. Если начинался дождь, то вода попадала в бассейн. На его дне цветными камешками выложена мозаика. Стены украшены росписями.

Слайд 44. В глубине атрия дворик-сад, сюда мы приглашаем только близких друзей и родных. Он украшен фонтан, мраморной статуей.

Конечно, в нашем доме есть спальни (слайд 45), столовые (слайд 46), кабинет (слайд 47), и, конечно, кухня (слайд 48).

Историк 5. Центральное отопление впервые появилось в древнем Риме. Ребята, как вы думаете, в каких домах сначала: в домусах или инсулах? Конечно, сначала в домусах (слайд 49). Вот как оно действовало. Во время строительства на нижнем этаже устанавливались специальные камины. Теплый воздух нагревал пол и трубы, специально сделанные в стенах здания. Нагретый камень очень долго сохранял тепло, тем более что таких морозов, как у нас, в Риме не бывало.

Слайд 50.

Историк 6. Долгие часы богачи любили проводить за столами. Во время пиршеств столы в богатом доме ломились от яств, привезенных со всех концов империи. Гостей удивляли необыч­ными кушаньями. Верхом поварского искусства считалось подать блюдо на стол в таком виде, чтобы никто не понял, что он ест. Много рецептов римской кухни мы используем до сих пор. Например, щи, борщ, голубцы. Слайд 51.

Учитель: Я предлагаю каждой группе определить по рецепту, что приготовлено на ужин в римском доме (Приложение 4)

  1. Берут четыре яйца, четверть кварты молока, одну унцию оливкового масла и тщательно перемешивают. Затем в сковороду с тонким дном наливают немного оливкового масла и, когда оно закипит, укладывают туда перемешанную массу (омлет)
  2. Положи полфунта чистой пшеницы в ступку, хорошенько вымой, хорошенько оттолки кожицу и хорошенько смой. Потом положи в горшок, добавь чистой воды и вари. Когда сварится, добавляй понемножку молока до тех пор, пока не образуется густая масса. (пшеничная каша)
  3. 500 г рубленого мяса, белый хлеб, пропитанный белым вином, 1/2 ч.л. свежемолотого черного перца, 1/2 ч.л. соли, немного зерен пинии (можно заменить кедровыми орешками), зеленого перца и кароенума (котлеты).
  4. Из 0,5 фунта муки и 2,5 фунтов творогу сделай тесто как для пирога. Подбавь 0,25 фунта меду и одно яйцо. Вымажи маслом глиняную чашку. Хорошенько все перемешав, выложи в чашку, чашку закрой крышкой. Смотри, чтобы хорошо пропекалось в середине, где теста всего больше. Когда испечется, вынь из чашки, смажь медом, посыпь маком, поставь ненадолго под крышку; затем вынимай. Подавай в чашечках с ложечками (сладкая творожная запеканка)

Итоги урока

Слайд 52.

Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие. Мы знаем, что каждый путешественник, возвращаясь домой, привозит с собой сувениры, впечатления, и, конечно, фотографии. Вот, какие красивые фотографии мы привезли домой! (фото достопримечательностей Рима и Санкт-Петербурга: Исаакиевский собор, Казанский собор, Пантеон, Александровская колонна, колонна Траяна, арка Тита, Нарвские триумфальные ворота)

  • Все ли эти фотографии из Древнего Рима?
  • А почему они оказались вместе? (архитектурные памятники похожи)
  • Какие постройки или изобретения свойственны римской архитектуре? (акведук, бетон, купол, многоэтажные и многоквартирные дома для простого люда – инсулы)
  • Назовите особенности древнеримской архитектуры? (прочность, польза, красота)

Домашнее задание:

§ 58, придумать 3 вопроса к викторине «Вечный город Рим»

Список литературы:

  1. Андреевская. История древнего мира. 5 класс. Учебник - Вентана-Граф, 2012.
  2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. – Просвещение, 1998.
  3. Древний Рим. Книга для чтения. Под редакцией С. Л. Утченко. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, Москва, 1950.
  4. Древний Рим. Книга для чтения. Под редакцией Д. П. Каллистова и С. Л. Утченко. М., «Просвещение», 1969.
  5. Машкин Н. М. История Древнего Рима. ОГИЗ Государственное Издательство политической литературы 1948 г.
  6. Немировский А. И. Книга для чтения по истории древнего мира: Пособие для учащихся 5 кл. сред. шк. – Просвещение, 1986.
  7. Повседневная жизнь императорского Рима/ ARCHEOLIBRI, 2012.
  8. Смородина Е. В. История Древнего мира. Закрепление и проверка знаний учащихся. Учебно-методическое пособие для учителей. – СПб: «Детство – пресс», 1999.
  9. Срабова О. Ю. Древний Рим: Первобытное общество. Месопотамия. Древний Египет. Эгейский мир. Древняя Греция. Древний Рим. – СПб: Учитель и ученик: Корона принт., 2007.
  10. Уроки по истории Древнего мира в V- VI классах. Под редакцией проф. С. И. Ковалева и Н. В. Андреевской . Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР. Ленинградское отделение. Ленинград, 1955.
  11. Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998.
  12. Коржова Н. Н. «Вечный город» и его жители. nsportal.ru/shkola/istoriya/library/vechnyi-gorod-rim-urok-i-prezentatsiya-5-klass-istoriya-drevnego-mira

Оформление:

  1. Фон для презентанции / Prezentacii.com
  2. Фон для слайда №3 / "Архитектура Древнего Рима ". 8-й класс Павелко Е. И. - ppt4web.ru/istorija/rim-stolica-mira.html

Видео, музыка и иллюстрации с сайтов:

  • Сайт «Википедия»
  • www.altair4.com/
  • www.ancientvine.com/
  • www.archeolibri.com/
  • renatar.livejournal.com/48576.html
  • www.romereborn.virginia.edu. Проект Rome Reborn.
  • www.frischerconsulting.com/frischer/