Учебник: Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений / (Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.) – 16 изд. – М.: Просвещение, 2011.
Цели урока:
- дать представление о новом классе задач на построение;
- рассмотреть наиболее простые задачи на построение;
- научить учащихся решать такие задачи.
Задачи:
Образовательный аспект:
- дать представление о новом классе задач – построение геометрических с помощью циркуля и линейки без масштабных делений;
- формировать практические умения работы;
- расширить знания об истории геометрии.
Развивающий аспект:
- развитие навыков самоконтроля;
- формирование ИКТ – компетентности;
- формирование логического мышления.
Воспитательный аспект:
- воспитание ответственного отношения к учебному труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов при изучении темы;
- воспитание интереса к истории математики, как науки.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.
Этапы урока:
- подготовка к активной учебной деятельности;
- применение знаний;
- подведение итогов и рефлексия;
- информация о домашнем задании.
Оборудование:
- Учебное пособие, тетрадь, карандаш, авторучка, линейка, циркуль, раздаточный материал (КИМ);
- Компьютер, с минимальными техническими требованиями: Windows 95/98/ME/NT/2000/XP, 7.
- Муьтимедийный проектор, экран.
Ресурсы урока:
- тестовые задания (КИМ) приложение 1;
- презентация;
- оценка степени усвоения материала приложение 3.
План урока:
№ | Этап урока | Цель урока | Время |
1. | Организационный момент(слайды 1-2) | Сообщение темы урока;Постановка цели урока;Сообщение этапов урока. | 2 мин. |
2. | Повторение. Проверка домашнего задания.(слайд 3) | Проверка теоретических знаний учащихся по теме окружность при выполнении теста. | 5 мин. |
3. | Подготовка учащихся к восприятию нового материала.(слайды 4-8) | Актуализация опорных знаний | 10 мин. |
4. | Изучение нового материала(слайды 9-19) | Отработка навыков решения простейших задач на построение циркулем и линейкой, рассмотренных в учебнике. | 25 мин. |
5. | Итог урока. | Подведение итогов урока. | 2 мин. |
6. | Домашнее задание.(слайд 20) | Инструктаж по домашнему заданию. | 1 мин. |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
Тема сегодняшнего урока - «Примеры задач на построение» (слайд 1).
Цель урока – рассмотреть наиболее простые задачи на построение, которые решаются только с помощью циркуля и линейки без делений; научиться решать их (слайд 2).
2. Повторение. Проверка домашнего задания:
Мы с вами изучили тему « Окружность» и сегодня проверим с помощью теста ваши знания. Выполнить задание теста (каждому раздаются КИМы с тестовым заданием). Для каждого вопроса выберите правильный вариант ответа. Самостоятельно оцените свои знания, подсчитав количество верных ответов. Если верных ответов 6 - оценка «5», если верных ответов 5 – оценка «4», если верных ответов 4 – оценка «3», меньшее количество верных ответов – оценка « 2».
(Верные ответы на слайде 3 презентации).
3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала:
Вводная беседа учителя:
Мы уже имели дело с геометрическими построениями: проводили прямые, откладывали отрезки, равные данным, чертили углы, треугольники и другие фигуры с помощью различных инструментов. При построении отрезка заданной длины использовалась линейка с миллиметровыми делениями, а при построении угла заданной градусной меры – транспортир.
В домашней работе у вас была такая задача:
Начертите треугольник АВС такой, что АВ = 3,6 см, АС = 2,7 см, А = 48°. Какие инструменты вы использовали для решения этой задачи?
Итак, мы использовали линейку с миллиметровыми делениями и транспортир. Но есть такие задачи, в которых бывает оговорено, с помощью каких инструментов нужно построить предлагаемую геометрическую фигуру (слайд 4-5).
Задача 1. С помощью циркуля и линейки без делений на данном луче от его начала отложить отрезок, равный данному. Чертёж на экране.
(Учащиеся предлагают варианты решений).
А теперь проверим ваше решение (см. слайд 6)
Таким образом, многие построения в геометрии могут быть выполнены с помощью только циркуля и линейки без делений (слайд 7).
В дальнейшем, говоря о задачах на построение, мы будем иметь в виду именно такие построения.
Задачи на построение циркулем и линейкой являются традиционным материалом, изучаемым в курсе планиметрии. Обычно эти задачи решаются по схеме, состоящей из четырех частей (посмотреть с. 95–96 учебника). Сначала рисуют (чертят) искомую фигуру и устанавливают связи между данными задачи и искомыми элементами. Эта часть решения называется анализом. Она дает возможность составить план решения задачи.
Затем по намеченному плану выполняется построение циркулем и линейкой.
После этого нужно доказать, что построенная фигура удовлетворяет условиям задачи.
И наконец, необходимо исследовать, при любых ли данных задача имеет решение, и если имеет, то сколько решений.
В тех случаях, когда задача достаточно простая, отдельные части, например анализ или исследование, можно опустить (слайд 8).
В VII классе мы решим простейшие задачи на построение циркулем и линейкой, в других классах будем решать более сложные задачи.
4. Изучение нового материала:
И так, наша задача – выполнить задачи на построение только с помощью двух инструментов: циркуля и линейки без масштабных делений.
Что можно делать с их помощью? Ясно, что линейка позволяет провести произвольную прямую, а также построить прямую, проходящую через две данные точки. С помощью циркуля можно провести окружность произвольного радиуса, а также окружность с центром в данной точке и радиусом, равным данному отрезку (слайд 9).
Выполняя эти несложные операции, мы сможем решить много интересных задач на построение (слайд 10):
- На данном луче от его начала отложить отрезок, равный данному.
- Отложить от данного луча угол, равный данному.
- Построить биссектрису данного неразвернутого угла.
- Построить прямую, проходящую через данную точку и перпендикулярную к прямой, на которой лежит данная точка.
- Построить середину данного отрезка.
Мы уже решили задачу № 1.
Теперь с помощью компьютера рассмотрим решение задачи № 2. Выполняйте соответствующие построения в тетради (слайды 11-12).
А теперь рассмотрим задачи № 3 – 5 (слайд 13-18).
(выполняются соответствующие построения и описания задач в тетради)
После выполнения работы, учитель обращает внимание учащихся на то, что такие задачи рассматривались в древности (слайд 19).
А теперь обратимся к истории геометрии. Древнегреческие математики достигли чрезвычайно большого искусства в геометрических построениях с помощью циркуля и линейки. Они доказали, что угол можно разделить и на четыре равных угла. Для этого нужно разделить его пополам, а затем построить биссектрису каждой половинки. А можно ли с помощью циркуля и линейки разделить угол на три равные части? Эта задача, получившая название задачи о трисекции угла, в течение многих веков привлекала внимание математиков. Однако она не поддавались их усилиям. Лишь в прошлом веке было доказано, что для произвольного угла такое построение невозможно.
Есть и другие задачи на построение, про которые известно, что они неразрешимы с помощью циркуля и линейки. Я предлагаю вам самостоятельно найти материал, содержащий информацию для ознакомления с этими задачами.
5. Подведение итогов урока:
Мы изучили много нового, узнали какие задачи можно решить только с помощью циркуля и линейки. У вас у каждого лежит лист с вопросами. Оцените свою работу на сегодняшнем уроке, выбрав один из предложенных вариантов ответа.
- Оцените степень сложности урока. Вам было на уроке:
- легко;
- обычно;
- трудно
- Оцените степень вашего усвоения материала:
- усвоил полностью, могу применить;
- усвоил полностью, но затрудняюсь в применении;
- усвоил частично;
- не усвоил.
Собрать листочки для оценки степени усвоения материала сегодняшнего урока, чтобы на следующем уроке правильно организовать работу. Сообщаются оценки за урок, включая оценки за тест по теме « Окружность».
6. Домашнее задание:
- ответить на вопросы 17–21 на стр. 50;
- решить задачи №№ 153, 154 (слайд 20).