Пояснительная записка
Урок русского языка во 2 классе обобщает тему «Части речи». Урок составлен по программе Школа России. В рамках ФГОС на данном уроке планируется достичь следующих результатов:
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную рефлексию.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:
- выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.
Используемое оборудование:
- рабочая тетрадь,
- учебник: Русский язык. 2 класс, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, Издательство: Москва “Просвещение”, 2010 г)
- компьютер учителя;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- презентация Smart «Части речи»;
- раздаточные материал, тесты.
При подготовке материала к уроку были использованы следующие возможности ПО SmartNotebook10:
- работа с объектом: выделение, закрепление, группировка, порядок, прозрачность.
- организация навигации.
- Создание темы.
- использование утилиты множественного клонирования.
- анимация объекта.
- слои и фоны.
Данный урок состоит из восьми основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.
1 этап – организационный (мотивация к учебной деятельности. 2мин) задает общее настроение последующих 40 минут, определяя ключевые действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать.
С этого момента ребенок увлекательно по-детски и, рассуждая «по взрослому», включается в дальнейший не простой процесс.
2 этап – постановка цели урока (3 мин) Поставленные вопросы наталкивают на проблему, решение которых предлагается рассмотреть на уроке. Таким образом, учащиеся приходят к выводу о недостатке знаний по теме «Части речи», предлагают обобщить и самостоятельно формулируют цель урока.
3 этап -актуализация знаний , УУД. (7 мин). На данном этапе используются игровые приемы повторения системы опорных понятий, необходимых для систематизации ранее полученных знаний. При работе используется парная и фронтальная работа. Использование презентации Smart позволяет качественно, красиво провести эту работу, возможности анимации позволяют ярко и акцентировано выделить ошибки и показать их характер.
4 этап – обобщение усвоенного и включение его в систему ранее изученных ЗУНов и УУД а (12 мин) учащимся предлагается самостоятельно в группе выполнить задания ( у каждой группы своя карточка) по данному алгоритму с дальнейшей проверкой работ учеников. Важно учесть, что на данном этапе идет обсуждение в группе и проговаривание каждого ученика.
5 этап – динамическая пауза. (2мин). На данном этапе в игровой форме идёт проверка усвоения темы и оздоровительный процесс.
6 этап – самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков (6 мин) выполнятся в группе с дальнейшей проверкой и фронтальным обсуждением.
7 этап – (5мин) контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников (7 мин). На данном этапе проводится самостоятельная работа, которая позволить проверить знаний и умений учащихся
8 этап – рефлексия (3 мин) Подведение итогов совместной и самостоятельной работы, оценивается личный вклад ученика в совместную учебную деятельность.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Дидактическая задача урока:
контроль за степенью усвоения учебного материала и сформированностью предметных и метапредметных умений.
Цели урока:
обучающие:
- обобщить знания по теме (умение распознавать части речи, ставить вопросы и использовать их в тексте);
развивающие:
- формировать умения анализировать звучащую речь;
- развивать воображение, мышление, речь учащихся;
воспитательные:
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;
- воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
Педагогические технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая, репродуктивная.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мотивация к учебной деятельности
|
Ребята, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относится друг к другу и окружающим вас людям. |
Дежурный ученик
|
Постановка цели урока |
– Задачи уроков русского языка? – Над какой темой мы работали на предыдущих уроках русского языка? – Сегодня мы обобщим свои знания по теме «Части речи» – Какие задачи перед собой поставите вы? – Желаю удачи. Угадайте загадку.
– Что это? – Урок посвятим теме «Весна» |
– Развитие устной и письменной речи. – Мы работали над темой «Части речи». – Получить хорошую оценку, закрепить знания.
|
Актуализация знаний, УУД
|
Орф.минутка
– Обсудите с партнёром по плечу правописание данных слов. – Придумайте новое задание.
– Какие задания вы придумали? – Какое слово у вас осталось и почему? |
– Идет обсуждение, проверка работы по слайду. Каждый ребёнок «по цепочке» выходит к доске, проговаривает орфограмму. – Распределить слова на группы: сущ. прил. глагол – Работа в группе (4 человека). Проверка по слайду. – Слово ОНИ. Это местоимение. |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее изученных ЗУНов и УУД |
– Расскажи о каждой части речи по алгоритму.
Приведи примеры. Смотри приложение №1. |
– Работа в группе. Каждая группа выполняет свои задания и обобщает их вслух. |
Динамическая пауза |
– Слова на экране, учитель указывает на слово, если это…. Смотри приложение №2. |
глагол – вы маршируете на месте, прил. – хлопаете в ладоши, если сущ. –приседаете, местоимение – молчите. Кто допускает ошибку, садится и дальше в игре не участвует. |
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков |
– Назовите тему урока. Звучит мелодия – Какое время года изобразил в своем произведении Петр Ильич Чайковский? – Как мы можем изобразить весну? – У каждой группы своя картинка и даны предложения. Нужно выбрать подходящие предложения к данной иллюстрации. – Давайте озвучим что получилось. – Озаглавьте полученный текст.Смотри приложение №3. |
– Обобщение по теме «Части речи»
– Весну. – Используя слова, описать её. – Работа в группе. – Каждая группа читает по очереди свои предложения. – Пришла Весна |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников |
– Какую задачу вы ставили перед собой в начале урока? – Давайте постараемся хорошо выполнить тестовую работу. Смотри приложение №4. |
– Получить хорошую оценку. – Индивидуальная работа по карточкам. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
Закончи предложения
– Домашнее задание. Карточка. Смотри приложение №5.
|
– Несколько учеников высказывают свои мнения.
Каждая группа просматривает и обсуждает задания. |