Цели урока:
- Уточнить и обобщить знания первоклассников о жизни растений весной.
- Познакомить с раннецветущими растениями, выяснить причины их раннего цветения.
- Продолжать воспитание чувства ответственности за природу, стремление охранять её.
- Формировать навык чтения на материале урока. (Слайд 2)
Задачи урока:
- научиться отличать некоторые раннецветущие растения от остальных растений;
- усвоить основные правила охраны первоцветов. (Слайд 3)
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: проблемный урок.
Программное обеспечение:
- Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1 класс: учебник. – М.: Академкнига / Учебник, 2006 г.
- Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова. О.Н. Наш мир в вопросах и заданиях. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы.– М.: Академкнига / Учебник, 2006 г.
- Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Давай знакомиться, мир. 1 класс: учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига / Учебник, 2006 г.
Межпредметные связи:
- с уроком литературного чтения;
- с уроком изобразительного искусства.
План урока:
I. Самоопределение к деятельности.
II. Актуализация знаний.
- Работа с учебником.
- Формулирование темы урока.
- Словарная работа.
III. Постановка проблемных вопросов.
IV. Открытие нового.
- Поиск решения (подводящий диалог)
а) Составление таблицы: “Смысл раннего цветения растений”.
б) Работа с учебником.
в) Отгадывание загадки. - Индивидуальная работа. Сообщения детей “Почему так растение называется?”
V. Первичное закрепление.
Игра “ Отгадай-ка”.
VI. Самостоятельная работа.
а) Работа с тетрадью.
б) Работа с хрестоматией.
в) Работа по таблице “Первоцветы, используемые в
лечебных целях.
г) Отгадывание чайнворда.
д) Самостоятельная формулировка правил охраны
первоцветов.
VII. Физминутка.
VIII. Повторение с включением новых знаний.
а) Викторина “Первоцвет”.
б) Знакомство с работой по защите первоцветов в
Волгоградской области.
IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.
X. Рекомендации по работе дома.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.Начинается урок.
Он пойдёт ребятам в прок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать!
– Какое время года сейчас? Весну вы видите и на фотографии. (Слайд 4.)
– Какие весенние месяцы вы знаете? Какой идёт месяц?
II. Актуализация знаний.1. Работа с учебником.
– Сегодня мы отправимся в путешествие на нашем вертолёте. Открываем стр. 49 учебника.
Прилетел вертолёт
И берёт всех нас в полёт.
– Где мы летим? (Над лесом)
– Что мы видим внизу? (Варианты ответов)
– С вертолёта можно увидеть изменение окраски кроны деревьев и кустарников. Ивы и орешник издали кажутся желтоватыми, у осины нежный зеленоватый цвет.
– Какие же изменения происходят с растениями весной? (Дети перечисляют: началось сокодвижение, набухают почки, некоторые растения цветут)
– Увидите ли вы с вертолёта какие деревья цветут ранней весной? А листочки уже распустились? А Машу с Мишей вы видите? Чем заинтересовался Миша?
2. Формулирование темы урока.
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Варианты ответов детей)
– Сегодня мы поговорим о том, какие растения весной цвести торопятся. Это тема нашего урока.
– Давайте спустимся на землю к Маше и Мише, и вместе с ними внимательно рассмотрим цветущие растения.
3. Словарная работа.
Перед вами на доске ребус. Разгадайте его, и вы узнаете о каких растениях пойдёт речь. (Слайд 5.)
(Первоцветы.)
Правильно. Речь пойдёт о первоцветах.
III. Постановка проблемных вопросов.– На стр. 49 прочитаем задание. Что обозначает знак? (Подумай!)
Наша задача найти ответы на эти вопросы:
- Почему эти растения так назвали?
- Почему они уже цветут?
- Разве им не холодно?
- Бывают ли другие первоцветы?
- Можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов? (Слайд 6.)
– Как вы думаете, почему растения называют первоцветами? (Потому что они цветут первыми)
(Слайд 7.)
– Первоцветами называют растения цветущие сразу после схода снегового покрова. В нашей местности эти растения цветут уже в апреле (в отдельные теплые годы – с конца марта) до середины мая.
IV. Открытие нового.1. Поиск решения (подводящий диалог)
В чем смысл столь раннего цветения этой группы растений?
а) Составление таблицы: “Смысл раннего цветения растений”.
– Почему растения стараются цвести до распускания листьев? (Варианты ответов)
– Первая и главная причина – солнечный свет. Достаточное количество солнечного света является необходимым условием нормального развития растений. Именно ранней весной леса наиболее богаты светом. Деревья и кустарники еще не оделись листвой и ничто не мешает солнечному свету беспрепятственно проникать до самой земли. Это обстоятельство и является основной причиной того, что многие виды растений в процессе эволюции “выбрали” для своего цветения именно раннюю весну.
– В весеннем лесу без листвы легче происходит опыление. В первую очередь это касается ветроопыляемых раннецветущих растений. К ним относятся береза, осина, ольха, лещина, или орешник. Ранней весной ничто не мешает ветру переносить пыльцу. Когда на деревьях и кустарниках распустится листва, она уже помешает ветру свободно гулять в кронах деревьев.
– Еще одна причина раннего цветения растений – это наличие влаги. Земля после схода снега насыщена влагой, которая также необходима для нормального развития растений.
Молодцы, ребята!
Давайте прочитаем, какая таблица у нас получилась.
Смысл раннего цветения растений
– Достаточное количество света.
– Легче происходит опыление.
– Наличие влаги. (Слайд 8.)
б) Работа с учебником.
– А теперь рассмотрим раннецветущие деревья и кустарники. (Слайд 9.)
– Обратите внимание, что деревья и кустарники цветут, а листьев на них ещё нет.
Посмотрите стр.48 учебника.
На разных растениях серёжки разные: на одних желтоватые, на других– зеленоватые. На веточках ивы видны “пуховки”-пушистые серёжки. Распустились первые цветки и на орешнике. Гибкие серые хвостики свешиваются с них. И на тех же веточках есть и другие цветки. Из верхушки каждой почки высунулось по паре ярко-розовых ниточек-язычков. Эти язычки ловят пыльцу, которая летит с других кустов орешника. На веточках осины в начале серёжки короткие, плотные, как комки. Затем они удлиняются, повисают и становятся похожими на толстых волосатых гусениц.
в) Отгадывание загадки.
Разгадайте загадку: “Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает”. (Подснежник.)
Ученик читает стихотворение: (Слайд 10)
Вот и подснежников белые глазки
Смотрят в проталинах снега в лесу,
В шепоте нежном, тихом и ласковом
Жизни начало и трепет несут. (Слайд 11.)
2. Индивидуальная работа. Сообщения детей “ Почему так растение называется?”
Ученики рассказывают по очереди о первоцветах, открывая изображения растений с названиями.
– Название рода Примула происходит от греческого primus – ранний, первый, за очень раннее цветение. Первоцвет весенний. Примулу еще называют "баранчиком" за морщинистые листья, волнистые по краю и покрытые бархатистым пушком, напоминающим шкуру молодого барашка. У многих народов это растение известно под названием "ключики" – соцветие желтых цветков, склонившихся в одну сторону, напоминают связку ключей. (Слайд 12.)
(Добавляет сообщение учитель) Первоцвет – чемпион среди наших травянистых растений по содержанию аскорбиновой кислоты. Одного-двух листочков достаточно, чтобы удовлетворить суточную потребность человека в витамине С. Издавна используют первоцвет в народной медицине.
– Мать-и-мачеха. Это растение зацветает самым первым, как только сойдет снег. На голой бурой земле появляются маленькие золотисто-желтые цветочки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает еще под снегом, но раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит, сложив лепестки в бутон и опустив головку. Свое название растение получило за листья: верхняя сторона их гладкая, холодная – “мачеха”, а нижняя – мягкая, теплая – “мать”. (Слайд 13.)
– Медуница неясная (“легочница”) Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые и синие. Это цветки разного возраста: молодые, зрелые и старые. Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара.
(Слайд 14.)
– Калужница болотная. Название этого растения происходит от старо русского слова “калужина”, что значит – “лужа”. Растет калужница в болотах, по берегам водоемов и в сырых местах. Растет калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные. (Слайд 15)
– Ветреница дубравная. Это небольшое растение с белым, как звездочка, цветком на верхушке стебля. Цветки ветреницы очень быстро увядают, и на их месте появляются семена. Вскоре и стебли растения с листьями засыхают, но в земле сохраняются толстенькие корневища. Свое название ветреница получила за то, что ее тонкий нежный стебелек качается от малейшего ветерка. Растение это ядовито и опасно для скота. (Слайд 16.)
– Перелеска. Растут перелески на лесных опушках и в небольших светлых лесках-перелесках, где весной снег тает быстрее всего. Поэтому у перелески такое название. (Слайд 17.)
V. Первичное закрепление.
Давайте поиграем в игру “ Отгадай-ка”.
Я буду называть различные растения. Если называю первоцвет, то вы руки поднимаете.Значит, растёт первоцвет. Если другое растение, то сидите смирно. (Мать-и-мачеха, роза, первоцвет, гладиолус, сентябрины, ветреница, прострел, астра, ромашка, перелеска)
– А других первоцветов не бывает? (Бывают) Давайте посмотрим на их фотографии.
(Слайды 18 – 21.)
– Многие из этих первоцветов растут в нашей местности.
VI. Самостоятельная работа.
а) Работа с тетрадью.
– Теперь вы сможете самостоятельно узнать раннецветущие растения. В тетради для самостоятельных работ выполняем задание 33: “ Выбери рисунки растений, которые можно увидеть цветущими ранней весной”.
– Раскрась понравившийся рисунок, если знаешь, как выглядит цветок растения.
б) Работа с хрестоматией.
Первоцветы цветут так рано. Разве им не холодно?
Чтобы ответить на этот вопрос откроем хрестоматию на стр.49 и прочитаем текст “Неужели первым весенним цветам не холодно?”
– Холодно ли первоцветам? (Да)
– Как они защищаются от холода? (Растения покрыты волосками, закрывают и опускают свои головки) (Слайд 22.)
в) Работа по таблице “Первоцветы, используемые в лечебных целях”.
Первоцветы радуют нас своей красотой, некоторые из них используют в пищу, а так же как лекарственные средства. (Слайд 23.)
Например, мать-и-мачеху используют как средство от простудных болезней, от кашля. Листья ее заваривают и пьют как чай или полощут горло.
Медуницу неясную не зря называют еще “легочницей”. Для лечения болезней легких заваривают надземную часть растения (без корней) и пьют как чай.
Ветреницу дубравную используют для лечения суставов. Собирают надземную часть растения (без корней), готовят настой на спирту и натирают им больные места. Растение ядовито, поэтому с ним надо обращаться осторожно.
Собирая первоцветы как лекарственные травы, люди часто вырывают их с корнем, вытаптывают места их произрастания... Этого ни в коем случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время!
– Как вы думаете, можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов? (Варианты ответов детей)
Я подснежник рвать не стану:
Он один на всю на поляну.
Пусть растет, красуется,
Ясным днем любуется.
г) Отгадывание чайнворда.
– А теперь посмотрите на доску и отгадайте чайнворд. (Слайд 24.)
В нём зашифровано одно из самых главных правил по охране первоцветов (открывает чайнворд на доске)
Дети должны прочесть фразу: “Не рви букеты”.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
д) Самостоятельная формулировка правил охраны первоцветов.
Какие меры вы предложили бы для охраны первоцветов, чтобы количество их на земле не уменьшалось?
(Учитель выслушивает ребят и задает наводящие вопросы, стремясь, чтобы они сами сформулировали основные правила.)
Затем учитель продолжает беседу и открывает на доске правила охраны первоцветов. Каждое правило обсуждается – учитель поясняет, как именно его следует выполнять)
Правила охраны первоцветов.
- Не рви букеты!
- Не губи места произрастания первоцветов!
- Не вырывай цветы с корнем!
- Посади в саду первоцветы и ухаживай за ними! (Семена их продаются в цветочных магазинах)
- Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов. (Слайд 25.)
Одно из правил охраны первоцветов гласит: “Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов”. Как можно это сделать? (Варианты ответов)
– Можно оформить плакаты, а потом развесить их на подъездах домов, в школе, чтобы люди запомнили эти растения.
– Каждый из вас может нарисовать запрещающий знак или рисунок первоцветов, чтобы мы могли оформить коллективный плакат об их охране и повесить в нашей школе.
VII. Физминутка.
VIII. Повторение.
– Ещё раз проверим, как вы запомнили первоцветы.
Проведём викторину. Я буду читать описание растения, а вы отгадывать его название.
(На доске карточки с названиями первоцветов, ребята отвечают на вопросы, выбирая растения из списка.)
- Растение, которое имеет цветки разной окраски. (Медуница.)
- Это растение ядовито, его используют для лечения больных суставов. Оно на тоненьких стебельках покачивается даже от слабого ветерка.(Ветреница.)
- Листья этого растения используют для лечения простудных заболеваний. Верхняя часть листа гладкая и на ощупь холодная, а нижняя покрыта волосками, мягкая и тёплая. Цветы жёлтого цвета. (Мать-и-мачеха.)
- Этот первоцвет растет по сырым влажным местам. (Калужница.)
- У этого растения волоски покрывают и стебель, и листья, и наружную сторону цветка. (Прострел.)
- У многих народов это растение известно под названием ключики т.к. соцветия жёлтых цветков, склонившихся в одну сторону, напоминают связку ключей. (Первоцвет.) (Слайд 26.)
В нашей области произрастает по разным оценкам от 180 до 220 раннецветущих растений, из которых большая часть занесена в Красные книги РФ и Волгоградской области.
В Волгоградской области проводится природоохранная акция по защите раннецветущих растений “Вестники весны”. В ходе акции проводятся разъяснительные беседы с населением, с целью пресечения незаконного сбора, торговли и скупки охраняемых растений, в первую очередь — со школьниками. Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей совместно с милицией общественной безопасности проводятся специализированные рейды, задачей которых является выявление фактов незаконного сбора и уничтожения цветов, а также их незаконной продажи. Согласно Административному кодексу, такие деяния наказываются штрафом.
IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Наш урок подходит к концу. Над какой темой мы сегодня работали?
– Что нового узнали?
– Для чего мы изучали эту тему?
– Оцените свою работу на уроке с помощью изображения на карточке человечка. (Слайд 27.)
– Покажите карточки. Почему человечек улыбается? У кого он грустный? Почему?
Я вижу, что вы довольны своей работой. Молодцы, ребята! Вы отлично поработали. Но особенно меня порадовали…
X. Рекомендации по работе дома.
Кто желает, нарисуйте рисунок, изображающий первоцветы. Кому интересно, тот может обратиться к хрестоматии и узнать историю названия первоцветов.