Урок окружающего мира по теме "Какие растения весной цвести торопятся". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  1. Уточнить и обобщить знания первоклассников о жизни растений весной.
  2. Познакомить с раннецветущими растениями, выяснить причины их раннего цветения.
  3. Продолжать воспитание чувства ответственности за природу, стремление охранять её.
  4. Формировать навык чтения на материале урока. (Слайд 2)

Задачи урока:

  • научиться отличать некоторые раннецветущие растения от остальных растений;
  • усвоить основные правила охраны первоцветов. (Слайд 3)

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: проблемный урок.

Программное обеспечение:

  • Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1 класс: учебник. – М.: Академкнига / Учебник, 2006 г.
  • Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова. О.Н. Наш мир в вопросах и заданиях. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы.– М.: Академкнига / Учебник, 2006 г.
  • Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Давай знакомиться, мир. 1 класс: учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига / Учебник, 2006 г.

Межпредметные связи:

  • с уроком литературного чтения;
  • с уроком изобразительного искусства.

План урока:

I. Самоопределение к деятельности.

II. Актуализация знаний.

  1. Работа с учебником.
  2. Формулирование темы урока.
  3. Словарная работа.

III. Постановка проблемных вопросов.

IV. Открытие нового.

  1. Поиск решения (подводящий диалог)
    а) Составление таблицы: “Смысл раннего цветения растений”.
    б) Работа с учебником.
    в) Отгадывание загадки.
  2. Индивидуальная работа. Сообщения детей “Почему так растение называется?”

V. Первичное закрепление.
Игра “ Отгадай-ка”.

VI. Самостоятельная работа.
а) Работа с тетрадью.
б) Работа с хрестоматией.
в) Работа по таблице “Первоцветы, используемые в лечебных целях.
г) Отгадывание чайнворда.
д) Самостоятельная формулировка правил охраны первоцветов.

VII. Физминутка.

VIII. Повторение с включением новых знаний.

а) Викторина “Первоцвет”.
б) Знакомство с работой по защите первоцветов в Волгоградской области.

IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.

X. Рекомендации по работе дома.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам в прок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать!

– Какое время года сейчас? Весну вы видите и на фотографии. (Слайд 4.)

– Какие весенние месяцы вы знаете? Какой идёт месяц?

II. Актуализация знаний.

1. Работа с учебником.

– Сегодня мы отправимся в путешествие на нашем вертолёте. Открываем стр. 49 учебника.

Прилетел вертолёт
И берёт всех нас в полёт.

– Где мы летим? (Над лесом)

– Что мы видим внизу? (Варианты ответов)

– С вертолёта можно увидеть изменение окраски кроны деревьев и кустарников. Ивы и орешник издали кажутся желтоватыми, у осины нежный зеленоватый цвет.

– Какие же изменения происходят с растениями весной? (Дети перечисляют: началось сокодвижение, набухают почки, некоторые растения цветут)

– Увидите ли вы с вертолёта какие деревья цветут ранней весной? А листочки уже распустились? А Машу с Мишей вы видите? Чем заинтересовался Миша?

2. Формулирование темы урока.

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Варианты ответов детей)

– Сегодня мы поговорим о том, какие растения весной цвести торопятся. Это тема нашего урока.

– Давайте спустимся на землю к Маше и Мише, и вместе с ними внимательно рассмотрим цветущие растения.

3. Словарная работа.

Перед вами на доске ребус. Разгадайте его, и вы узнаете о каких растениях пойдёт речь. (Слайд 5.)

(Первоцветы.)

Правильно. Речь пойдёт о первоцветах.

III. Постановка проблемных вопросов.

– На стр. 49 прочитаем задание. Что обозначает знак? (Подумай!)

Наша задача найти ответы на эти вопросы:

  1. Почему эти растения так назвали?
  2. Почему они уже цветут?
  3. Разве им не холодно?
  4. Бывают ли другие первоцветы?
  5. Можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов? (Слайд 6.)

– Как вы думаете, почему растения называют первоцветами? (Потому что они цветут первыми)

(Слайд 7.)

– Первоцветами называют растения цветущие сразу после схода снегового покрова. В нашей местности эти растения цветут уже в апреле (в отдельные теплые годы – с конца марта) до середины мая.

IV. Открытие нового.

1. Поиск решения (подводящий диалог)

В чем смысл столь раннего цветения этой группы растений?

а) Составление таблицы: “Смысл раннего цветения растений”.

– Почему растения стараются цвести до распускания листьев? (Варианты ответов)

– Первая и главная причина – солнечный свет. Достаточное количество солнечного света является необходимым условием нормального развития растений. Именно ранней весной леса наиболее богаты светом. Деревья и кустарники еще не оделись листвой и ничто не мешает солнечному свету беспрепятственно проникать до самой земли. Это обстоятельство и является основной причиной того, что многие виды растений в процессе эволюции “выбрали” для своего цветения именно раннюю весну.

– В весеннем лесу без листвы легче происходит опыление. В первую очередь это касается ветроопыляемых раннецветущих растений. К ним относятся береза, осина, ольха, лещина, или орешник. Ранней весной ничто не мешает ветру переносить пыльцу. Когда на деревьях и кустарниках распустится листва, она уже помешает ветру свободно гулять в кронах деревьев.

– Еще одна причина раннего цветения растений – это наличие влаги. Земля после схода снега насыщена влагой, которая также необходима для нормального развития растений.

Молодцы, ребята!

Давайте прочитаем, какая таблица у нас получилась.

Смысл раннего цветения растений

– Достаточное количество света.

– Легче происходит опыление.

– Наличие влаги. (Слайд 8.)

б) Работа с учебником.

– А теперь рассмотрим раннецветущие деревья и кустарники. (Слайд 9.)

– Обратите внимание, что деревья и кустарники цветут, а листьев на них ещё нет.

Посмотрите стр.48 учебника.

На разных растениях серёжки разные: на одних желтоватые, на других– зеленоватые. На веточках ивы видны “пуховки”-пушистые серёжки. Распустились первые цветки и на орешнике. Гибкие серые хвостики свешиваются с них. И на тех же веточках есть и другие цветки. Из верхушки каждой почки высунулось по паре ярко-розовых ниточек-язычков. Эти язычки ловят пыльцу, которая летит с других кустов орешника. На веточках осины в начале серёжки короткие, плотные, как комки. Затем они удлиняются, повисают и становятся похожими на толстых волосатых гусениц.

в) Отгадывание загадки.

Разгадайте загадку: “Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает”. (Подснежник.)

Ученик читает стихотворение: (Слайд 10)

Вот и подснежников белые глазки
Смотрят в проталинах снега в лесу,
В шепоте нежном, тихом и ласковом
Жизни начало и трепет несут. (Слайд 11.)

2. Индивидуальная работа. Сообщения детей “ Почему так растение называется?”

Ученики рассказывают по очереди о первоцветах, открывая изображения растений с названиями.

– Название рода Примула происходит от греческого primus – ранний, первый, за очень раннее цветение. Первоцвет весенний. Примулу еще называют "баранчиком" за морщинистые листья, волнистые по краю и покрытые бархатистым пушком, напоминающим шкуру молодого барашка. У многих народов это растение известно под названием "ключики" – соцветие желтых цветков, склонившихся в одну сторону, напоминают связку ключей. (Слайд 12.)

(Добавляет сообщение учитель) Первоцвет – чемпион среди наших травянистых растений по содержанию аскорбиновой кислоты. Одного-двух листочков достаточно, чтобы удовлетворить суточную потребность человека в витамине С. Издавна используют первоцвет в народной медицине.

– Мать-и-мачеха. Это растение зацветает самым первым, как только сойдет снег. На голой бурой земле появляются маленькие золотисто-желтые цветочки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает еще под снегом, но раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит, сложив лепестки в бутон и опустив головку. Свое название растение получило за листья: верхняя сторона их гладкая, холодная – “мачеха”, а нижняя – мягкая, теплая – “мать”. (Слайд 13.)

– Медуница неясная (“легочница”) Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые и синие. Это цветки разного возраста: молодые, зрелые и старые. Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара.

(Слайд 14.)

– Калужница болотная. Название этого растения происходит от старо русского слова “калужина”, что значит – “лужа”. Растет калужница в болотах, по берегам водоемов и в сырых местах. Растет калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные. (Слайд 15)

– Ветреница дубравная. Это небольшое растение с белым, как звездочка, цветком на верхушке стебля. Цветки ветреницы очень быстро увядают, и на их месте появляются семена. Вскоре и стебли растения с листьями засыхают, но в земле сохраняются толстенькие корневища. Свое название ветреница получила за то, что ее тонкий нежный стебелек качается от малейшего ветерка. Растение это ядовито и опасно для скота. (Слайд 16.)

– Перелеска. Растут перелески на лесных опушках и в небольших светлых лесках-перелесках, где весной снег тает быстрее всего. Поэтому у перелески такое название. (Слайд 17.)

V. Первичное закрепление.

Давайте поиграем в игру “ Отгадай-ка”.

Я буду называть различные растения. Если называю первоцвет, то вы руки поднимаете.Значит, растёт первоцвет. Если другое растение, то сидите смирно. (Мать-и-мачеха, роза, первоцвет, гладиолус, сентябрины, ветреница, прострел, астра, ромашка, перелеска)

– А других первоцветов не бывает? (Бывают) Давайте посмотрим на их фотографии.

(Слайды 18 – 21.)

– Многие из этих первоцветов растут в нашей местности.

VI. Самостоятельная работа.

а) Работа с тетрадью.

Теперь вы сможете самостоятельно узнать раннецветущие растения. В тетради для самостоятельных работ выполняем задание 33: “ Выбери рисунки растений, которые можно увидеть цветущими ранней весной”.

– Раскрась понравившийся рисунок, если знаешь, как выглядит цветок растения.

б) Работа с хрестоматией.

Первоцветы цветут так рано. Разве им не холодно?

Чтобы ответить на этот вопрос откроем хрестоматию на стр.49 и прочитаем текст “Неужели первым весенним цветам не холодно?”

– Холодно ли первоцветам? (Да)

– Как они защищаются от холода? (Растения покрыты волосками, закрывают и опускают свои головки) (Слайд 22.)

в) Работа по таблице “Первоцветы, используемые в лечебных целях”.

Первоцветы радуют нас своей красотой, некоторые из них используют в пищу, а так же как лекарственные средства. (Слайд 23.)

Например, мать-и-мачеху используют как средство от простудных болезней, от кашля. Листья ее заваривают и пьют как чай или полощут горло.

Медуницу неясную не зря называют еще “легочницей”. Для лечения болезней легких заваривают надземную часть растения (без корней) и пьют как чай.

Ветреницу дубравную используют для лечения суставов. Собирают надземную часть растения (без корней), готовят настой на спирту и натирают им больные места. Растение ядовито, поэтому с ним надо обращаться осторожно.

Собирая первоцветы как лекарственные травы, люди часто вырывают их с корнем, вытаптывают места их произрастания... Этого ни в коем случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время!

– Как вы думаете, можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов? (Варианты ответов детей)

Я подснежник рвать не стану:
Он один на всю на поляну.
Пусть растет, красуется,
Ясным днем любуется.

г) Отгадывание чайнворда.

– А теперь посмотрите на доску и отгадайте чайнворд. (Слайд 24.)

В нём зашифровано одно из самых главных правил по охране первоцветов (открывает чайнворд на доске)

Дети должны прочесть фразу: “Не рви букеты”.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

д) Самостоятельная формулировка правил охраны первоцветов.

Какие меры вы предложили бы для охраны первоцветов, чтобы количество их на земле не уменьшалось?

(Учитель выслушивает ребят и задает наводящие вопросы, стремясь, чтобы они сами сформулировали основные правила.)

Затем учитель продолжает беседу и открывает на доске правила охраны первоцветов. Каждое правило обсуждается – учитель поясняет, как именно его следует выполнять)

Правила охраны первоцветов.

  1. Не рви букеты!
  2. Не губи места произрастания первоцветов!
  3. Не вырывай цветы с корнем!
  4. Посади в саду первоцветы и ухаживай за ними! (Семена их продаются в цветочных магазинах)
  5. Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов. (Слайд 25.)

Одно из правил охраны первоцветов гласит: “Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов”. Как можно это сделать? (Варианты ответов)

– Можно оформить плакаты, а потом развесить их на подъездах домов, в школе, чтобы люди запомнили эти растения.

– Каждый из вас может нарисовать запрещающий знак или рисунок первоцветов, чтобы мы могли оформить коллективный плакат об их охране и повесить в нашей школе.

VII. Физминутка.

VIII. Повторение.

– Ещё раз проверим, как вы запомнили первоцветы.

Проведём викторину. Я буду читать описание растения, а вы отгадывать его название.

(На доске карточки с названиями первоцветов, ребята отвечают на вопросы, выбирая растения из списка.)

  1. Растение, которое имеет цветки разной окраски. (Медуница.)
  2. Это растение ядовито, его используют для лечения больных суставов. Оно на тоненьких стебельках покачивается даже от слабого ветерка.(Ветреница.)
  3. Листья этого растения используют для лечения простудных заболеваний. Верхняя часть листа гладкая и на ощупь холодная, а нижняя покрыта волосками, мягкая и тёплая. Цветы жёлтого цвета. (Мать-и-мачеха.)
  4. Этот первоцвет растет по сырым влажным местам. (Калужница.)
  5. У этого растения волоски покрывают и стебель, и листья, и наружную сторону цветка. (Прострел.)
  6. У многих народов это растение известно под названием ключики т.к. соцветия жёлтых цветков, склонившихся в одну сторону, напоминают связку ключей. (Первоцвет.) (Слайд 26.)

В нашей области произрастает по разным оценкам от 180 до 220 раннецветущих растений, из которых большая часть занесена в Красные книги РФ и Волгоградской области.

В Волгоградской области проводится природоохранная акция по защите раннецветущих растений “Вестники весны”. В ходе акции проводятся разъяснительные беседы с населением, с целью пресечения незаконного сбора, торговли и скупки охраняемых растений, в первую очередь — со школьниками. Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей совместно с милицией общественной безопасности проводятся специализированные рейды, задачей которых является выявление фактов незаконного сбора и уничтожения цветов, а также их незаконной продажи. Согласно Административному кодексу, такие деяния наказываются штрафом.

IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Наш урок подходит к концу. Над какой темой мы сегодня работали?

– Что нового узнали?

– Для чего мы изучали эту тему?

– Оцените свою работу на уроке с помощью изображения на карточке человечка. (Слайд 27.)

– Покажите карточки. Почему человечек улыбается? У кого он грустный? Почему?

Я вижу, что вы довольны своей работой. Молодцы, ребята! Вы отлично поработали. Но особенно меня порадовали…

X. Рекомендации по работе дома.

Кто желает, нарисуйте рисунок, изображающий первоцветы. Кому интересно, тот может обратиться к хрестоматии и узнать историю названия первоцветов.

Презентация