Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

- обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных в слове;

- научить распознавать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их буквами.

Задачи урока.

Предметные

Обучать учащихся находить способы проверки слов с изучаемыми орфограммами, формировать умения применять полученные знания по теме.

Метапредметные

Познавательные

  • Развивать познавательную активность, речь, словесно-логическое мышление, память, внимание учащихся, эмоции.
  • Совершенствовать мыслительные операции: сравнения, сопоставления.
  • Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, действовать по ранее составленному плану (алгоритму).

Регулятивные

  • Учить детей ставить перед собой цели, способствующие поиску решений поставленной проблемы.
  • Определять степень успешности своей деятельности, контролировать свою деятельность, рассуждать, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные

  • Формировать умение учитывать разные мнения и интересы.
  • Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • Учить строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Личностные

  • Воспитывать любовь к русскому языку.
  • Воспитывать активную личность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения.
  • Формировать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, учить доверять партнёру, уважать его мнение.

Оборудование: компьютер, карточки для индивидуальной работы, учебник русского языка, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, таблица.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.
Всех зовёт он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все сядем тихо,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

II. Проверка домашнего задания:

(10 слов с безударным гласным)

- Прочитайте слова, которые вы записали.

- Написание каких гласных нужно проверять?

- Назовите проверочные слова.

III. Актуализация знаний.

Индивидуальная (трое на карточках, один у доски)

Вставить пропущенные буквы, зачеркнуть лишнее слово.

а) К…рмушка, л…дяной, з…мой, к…ток, моро.. .

б) Сугро…, л…дяной, з…мой, к…ток, к…рмушка.

в) Л…дяной, к…рмушка, сне.., з…мой, к…ток.

г) Варе…ка, к…ток, к…рмушка, л…дяной, з…мой.

(На доске слова: МОРОЗ, СУГРОБ, СНЕГ, ВАРЕЖКА.)

IV. Самоопределение к деятельности

- Почему вы решили, что эти слова будут лишними?

(Все слова с пропущенной безударной гласной в корне, а это на другое правило.)

В нашем русском языке
Ходят пары “налегке”.
Часто “хитрые подружки”
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую -
Эту букву иль другую.
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам.

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

(Правописание парных согласных в корне)

- Назовите парные согласные звуки.

Минутка

б - п, в - ф, г - к, д - т, ж – ш, з - с.

V. Работа по теме урока.

Грамматическая сказка

Кто важнее?

В королевстве Грамматики жили две королевы. Одну звали Б (В, Г, Д, Ж, З), другую звали П (Ф, К, Т, Ш, С). Они всегда спорили между собой о том, кто из них важнее. Королева Б говорила: “Меня всегда пишут в конце слова”. Королева П говорила: “А меня всегда произносят в конце слова”. И Никак они не могли помириться между собой. И, наверное, долго бы они спорили, если б не гласные. Они сказали: “Если бы не мы, то никто не знал бы, что писать в конце слова. Обе вы важны: П важна для нашей покровительницы Орфоэпии (произношения), а королева Б – для Орфографии (письма).

Вот так гласные и помирили королев, и до сих пор они живут в дружбе, согласии и взаимопонимании, часто заменяют и подменяют друг друга. Но если решается вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным.

Работа по учебнику.

Упр. 208, с. 111.

- Прочитайте слова с орфограммами, Назовите эти орфограммы.

- Как проверить слова с безударными гласными?

- Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.

- Как проверить слова с парными согласными звуками?

- Выполните письменное задание к упражнению.

Проверка. (Читают по цепочке слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание)

Словарная работа.

Какое новое слово встретилось в тексте? (Пороша)

(Свежий слой только что выпавшего снега)

Объясните лексическое значение слова. Давайте найдем его объяснение в словаре. (Ожегова, интернет)

(2 ученика работают на карточках)

Пушистая пороша покрыла землю4.
Пороша2, порошить, запорошила.

Работа по учебнику: упр.209, с. 111.

- Прочитайте, выполните по образцу.

- Прочитайте слова и назовите звук, которая обозначает выделенная буква.

- В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.

VI. Физкультминутка

Я, ты, он, она
Вместе – дружная семья.
Мы друг другу улыбнёмся,
Ведь у нас отличный класс.
Пожмём руки, развернёмся,
И вокруг мы повернёмся.
И, закрыв глаза, желанье
Загадаем мы сейчас.
Глаза дружно открываем,
Заниматься продолжаем.

Продолжение работы по учебнику: упр. 210, с. 112.

- Прочитайте.

- Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах?

- Назовите два способа подбора проверочных слов. (Изменить форму слова, или подобрать однокоренное слово)

- Спишите слова в строчку через запятую, вставив нужную букву. (Взаимопроверка тетрадей)

Прочитайте ниже сведения о языке.

- Как найти проверочное слово для слова с парным по глухости – звонкости согласным звуком?

- Приведите примеры.

VII. Рефлексия.

- Попробуем подвести итог нашему уроку. Продолжите высказывания:

Я научился…

Было интересно…

Было трудно …

Подведение итогов урока.

- С какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

- Что показалось трудным?

Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды -
Будешь грамотным и ты.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!

Домашнее задание.

Записать 10 слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.

Презентация

Приложение