Цели урока:
- обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных в слове;
- научить распознавать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их буквами.
Задачи урока.
Предметные
Обучать учащихся находить способы проверки слов с изучаемыми орфограммами, формировать умения применять полученные знания по теме.
Метапредметные
Познавательные
- Развивать познавательную активность, речь, словесно-логическое мышление, память, внимание учащихся, эмоции.
- Совершенствовать мыслительные операции: сравнения, сопоставления.
- Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, действовать по ранее составленному плану (алгоритму).
Регулятивные
- Учить детей ставить перед собой цели, способствующие поиску решений поставленной проблемы.
- Определять степень успешности своей деятельности, контролировать свою деятельность, рассуждать, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные
- Формировать умение учитывать разные мнения и интересы.
- Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- Учить строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.
Личностные
- Воспитывать любовь к русскому языку.
- Воспитывать активную личность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения.
- Формировать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, учить доверять партнёру, уважать его мнение.
Оборудование: компьютер, карточки для индивидуальной работы, учебник русского языка, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, таблица.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Всех зовёт он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все сядем тихо,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
II. Проверка домашнего задания:
(10 слов с безударным гласным)
- Прочитайте слова, которые вы записали.
- Написание каких гласных нужно проверять?
- Назовите проверочные слова.
III. Актуализация знаний.
Индивидуальная (трое на карточках, один у доски)
Вставить пропущенные буквы, зачеркнуть лишнее слово.
а) К…рмушка, л…дяной, з…мой, к…ток, моро.. .
б) Сугро…, л…дяной, з…мой, к…ток, к…рмушка.
в) Л…дяной, к…рмушка, сне.., з…мой, к…ток.
г) Варе…ка, к…ток, к…рмушка, л…дяной, з…мой.
(На доске слова: МОРОЗ, СУГРОБ, СНЕГ, ВАРЕЖКА.)
IV. Самоопределение к деятельности
- Почему вы решили, что эти слова будут лишними?
(Все слова с пропущенной безударной гласной в корне, а это на другое правило.)
В нашем русском языке
Ходят пары “налегке”.
Часто “хитрые подружки”
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую -
Эту букву иль другую.
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам.
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
(Правописание парных согласных в корне)
- Назовите парные согласные звуки.
Минутка
б - п, в - ф, г - к, д - т, ж – ш, з - с.
V. Работа по теме урока.
Грамматическая сказка
Кто важнее?
В королевстве Грамматики жили две королевы. Одну звали Б (В, Г, Д, Ж, З), другую звали П (Ф, К, Т, Ш, С). Они всегда спорили между собой о том, кто из них важнее. Королева Б говорила: “Меня всегда пишут в конце слова”. Королева П говорила: “А меня всегда произносят в конце слова”. И Никак они не могли помириться между собой. И, наверное, долго бы они спорили, если б не гласные. Они сказали: “Если бы не мы, то никто не знал бы, что писать в конце слова. Обе вы важны: П важна для нашей покровительницы Орфоэпии (произношения), а королева Б – для Орфографии (письма).
Вот так гласные и помирили королев, и до сих пор они живут в дружбе, согласии и взаимопонимании, часто заменяют и подменяют друг друга. Но если решается вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным.
Работа по учебнику.
Упр. 208, с. 111.
- Прочитайте слова с орфограммами, Назовите эти орфограммы.
- Как проверить слова с безударными гласными?
- Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.
- Как проверить слова с парными согласными звуками?
- Выполните письменное задание к упражнению.
Проверка. (Читают по цепочке слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание)
Словарная работа.
Какое новое слово встретилось в тексте? (Пороша)
(Свежий слой только что выпавшего снега)
Объясните лексическое значение слова. Давайте найдем его объяснение в словаре. (Ожегова, интернет)
(2 ученика работают на карточках)
Пушистая пороша покрыла землю4.
Пороша2, порошить, запорошила.
Работа по учебнику: упр.209, с. 111.
- Прочитайте, выполните по образцу.
- Прочитайте слова и назовите звук, которая обозначает выделенная буква.
- В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.
VI. Физкультминутка
Я, ты, он, она
Вместе – дружная семья.
Мы друг другу улыбнёмся,
Ведь у нас отличный класс.
Пожмём руки, развернёмся,
И вокруг мы повернёмся.
И, закрыв глаза, желанье
Загадаем мы сейчас.
Глаза дружно открываем,
Заниматься продолжаем.
Продолжение работы по учебнику: упр. 210, с. 112.
- Прочитайте.
- Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах?
- Назовите два способа подбора проверочных слов. (Изменить форму слова, или подобрать однокоренное слово)
- Спишите слова в строчку через запятую, вставив нужную букву. (Взаимопроверка тетрадей)
Прочитайте ниже сведения о языке.
- Как найти проверочное слово для слова с парным по глухости – звонкости согласным звуком?
- Приведите примеры.
VII. Рефлексия.
- Попробуем подвести итог нашему уроку. Продолжите высказывания:
Я научился…
Было интересно…
Было трудно …
Подведение итогов урока.
- С какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
- Что показалось трудным?
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды -
Будешь грамотным и ты.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Домашнее задание.
Записать 10 слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.