Цели:
- Образовательная: сформировать понятие изменения величины в аспекте положительных и отрицательных чисел, целостную систему полученных знаний.
- Развивающая: развитие познавательных интересов, самостоятельности, речи, логической мыслительной деятельности.
- Воспитательная: воспитание интереса к предмету, активности, настойчивости.
Задачи: формирование самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, приобретение навыков самостоятельной работы.
Оборудование: доска, проектор мультимедиа, презентация.
План урока:
1. Организационный момент: отметить отсутствующих, проверить наличие домашнего задания.
2. Актуализация знаний учащихся.
3. Изучение нового материала.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление изученного материала.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент: проверить классное помещение и готовность учащихся к уроку, объявить тему и цели урока.
2. Актуализация знаний учащихся: устный счет (задания написаны на доске, Приложение1), индивидуальная работа по карточкам (Приложение 2), решение кроссворда:
По горизонтали:
1) Число, противоположное числу -20.
2) Длина единичного отрезка.
3) Число, показывающее положение точки на прямой.
4) Древнегреческий учёный, который родился в 384 году до н.э..
5) Модулем числа называют ........... от начала координат.
6) ............на координатной прямой.
По вертикали:
1) Французский математик, физик, философ, который придумал координатную прямую.
Ответы к кроссворду:
По вертикали: 1) двадцать; 2) единица; 3) координата; 4) Аристотель; 5) расстояние; 6) точка.
По горизонтали: 1) Декарт.
3. Изучение нового материала.
1. Работа с учебником: п. 30 с. 167 прочитаем первый абзац. Где еще мы встречаемся с изменением величин? (оптимист и пессимист, прибыль и убыль, право и лево, рассвет и закат).
2. Итак, увеличение любой величины будем выражать положительным числом, а уменьшение – отрицательным числом. Давайте потренируемся (слайд 2, Презентация).
3. Как же изменение величин будет выглядеть на координатной прямой? Точка на координатной прямой может перемещаться влево или вправо по этой прямой. Перемещение точки вправо обозначают положительным числом, а перемещение влево - отрицательным числом (слайд 3, слайд 4, Презентация).
4. Физкультминутка (слайд 5, презентация).
5. Закрепление изученного материала.
Решение задач по учебнику устно (№ 1001 (а), 1002 (а)).
Устная работа на решение заданий слайда 6 (Презентация).
Подумайте, какое число следует написать вместо вопросительного знака? Запишите ответы в тетрадях. Задание написано на доске.
? | 8 |
А(-3) >D(-7); | B(-4) > C( ?); |
? | -2 |
M(2) >N(-1); | P(?) >Q(6); |
? | 3 |
E(-2) >F(8,5); | D(?) >F(-5) |
Тест с последующей взаимопроверкой.
1. Мальчик называет целые числа, изображенные на координатной прямой в таком порядке: 1, 0, -1. Какое следующее число он назовёт?
Ответы: а)0; б)-2; в)-1.
2. Какое число на 2 меньшем числа -5?
Ответы: а)-3; б)-7; в)3.
3. Изменить число 6 на -4 единицы.
Ответы: а)10, б)-2; в)2.
4. Какие числа на координатной прямой удалены от числа 4 на 5 единиц?
Ответы: а) 9 и -1; б) 1 и -9; в) 15 и3.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание: п. 30, № 1015, 1017.