Урок русского языка по теме "Разряды числительных". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока: Повторение изученного материала.

Цели урока:

  • Обучающая: повторение изученного по теме “Имя числительное”: понятие о части речи, разрядах, правописании, изменении и синтаксических особенностях числительных.
  • Развивающая:  развивать учебно-интеллектуальные умения учащихся (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы; правильно употреблять в своей речи имена числительные);
  • Воспитательная:  воспитывать    любознательность, чувство любви к спорту; интерес к изучению видов спорта, желание и умение учиться; аккуратность при работе  с учебным материалом, тетрадью, умение общаться, работать в парах.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Хорубко Елена Александровна. Сегодня мы проведём урок русского языка в 6 классе по теме “Разряды числительных”.

2.В ведение в тему урока, обозначение целей .

Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. На нашем уроке присутствуют гости. Вы знаете, что наша страна готовится принимать множество спортсменов из разных стран на зимней Олимпиаде в Сочи. Давайте поддержим наших спортсменов кричалкой.

Россия - сильная страна,
Первой стать она должна!
Любим все мы зимний спорт!
Сочи нас всех в гости ждет!
Игры будем мы смотреть,
За страну нашу болеть![1]

Мы сейчас побывали в роли болельщиков, а теперь побываем в роли спортсменов, преодолевая все трудности восхождения на вершину горы под названием “Имя числительное”. Все победившие будут награждены медалями – хорошими оценками.

Цель сегодняшнего урока – повторить полученные знания об имени числительном: понятие о части речи, разряды, особенности правописания, синтаксические особенности числительного.

3. “Спуск по горнолыжной трассе” – первое испытание. Успешно спуститься с горы – значит, ответить без ошибок на вопросы учителя.

- Что такое имя числительное?

- Какие разряды числительных по значению вы знаете?

- Какие разряды числительных по составу вы знаете?

- Назовите морфологические признаки числительных.

- Какова синтаксическая роль числительных?

4. Письменная работа в тетради. Откройте тетради, запишите число, Классная работа, тему урока.

“Словарный биатлон” - наше следующее испытание. Вам известно, что биатлон – это вид спорта, совмещающий стрельбу и лыжные гонки. Сегодня мы будем попадать в цель, верно вставляя пропущенные буквы в слова, написание которых нужно запомнить. У доски работают два ученика, распределяя слова на две колонки: летние и зимние виды спорта. Слова с пропущенными буквами на доске: Б...бслей, фу...бол, в...лейбол, ск...летон, фр...стайл, хо...кей, б...атлон, баск...тбол, те...нис, в...лоспорт.

Проверка, выявление ошибок.

5. “Бобслей числительных”. Вы знаете, что бобслей предполагает спуск с горы в специальных санях вдвоём. Поэтому и следующее задание вы будете выполнять в парах. Образуйте от количественных числительных четыре, пять, шесть числительные других разрядов. Вы работаете в парах, поэтому посоветуйтесь и примите общее решение.

Например, три(количественное)– третий(порядковое) – трое(собирательное).

6. Олимпийские игры в древности.

Ученикам предлагается на доске текст, который нужно списать в тетрадь, вставив необходимые числительные. Расскажите о правописании числительных.

Первые Олимпийские игры прошли в Древней Греции в ... году до н.э. Они продолжались ... дней. Олимпийские игры были запрещены римским императором в ...году н.э., а возрождены в ... году по предложению общественного деятеля Пьера де Кубертена. Сейчас в нашей стране проводятся ... зимние Олимпийские игры.

После самостоятельной работы детей учителю необходимо провести проверку написания имен числительных.

После проверки один ученик у доски, а остальные в тетради выполняют синтаксический разбор первого предложения. Делается вывод о том, что в данном предложении числительное является определением.

7. Работа с сигнальными карточками.

Учитель называет числительные, а ученики поднимают нужную карточку: количественное или порядковое числительное.

Два спортсмена, пятый в заплыве. пять олимпийских колец, первый на финише, три фигуристки, двадцать вторые олимпийские игры, десять медалей, седьмое февраля.

8. Устное упражнение “Кёрлинг”. Этот вид спорта связан с поражением мишени гранитным снарядом. Задача учеников – отгадать все загадки, “сбивая” цель.

Загадки:

Коль крепко дружишь ты со мной,
Настойчив в тренировках.
То будешь в холод, дождь и зной
Выносливым и ловким. (Спорт)

Зелёный луг,
Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети. (Стадион)

Чтобы здоровье было в порядке,
Не забывайте вы о ... (зарядке)

Из десятков разных стран
Собрались спортсмены к нам.
Вам названье вспомнить надо:
Этот “слёт” - ... (олимпиада)

Нелегко её добыть,
Надо в схватке храбрым быть.
Только тем она даётся,
До последнего кто бьётся. (Победа)

Этот бег –не марафон,
На отрезки разделён.
Состязанье, знаю, это
Называют... (эстафета). [2]

После выполнения этого задания учитель называет самых “метких” стрелков, которые верно ответили на вопросы.

9. Подведение итогов урока.

Подведём итоги. Достигли мы цели нашего урока? Какие знания об имени числительном мы сегодня повторили?

- Какое упражнение понравилось больше всего?

- Понравился ли вам урок?

10. Выставление оценок.

Спасибо за урок.

Использованная литература.

  1. http://wiki.saripkro.ru/index.php Кричалки, девизы, слоганы в поддержку российских спортсменов на олимпиаде в Сочи.
  2. http://www.zanimatika.narod.ru/Nachalka6.htm Спортивные загадки.