Цели:
- Способствовать пониманию учащимися такого нравственного понятия как “прощение”.
- Воспитывать понимание значения “умение прощать” и “быть прощенным” в жизни человека.
- Развивать положительные эмоции, эмпатию, стремление делать добро себе и другим людям способностью прощать.
I. Орг. момент
Приветствие = психологический настрой
Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда сиянье ваших умных глаз.
Я знаю каждый в классе гений, но без труда талант не в прок,
Скрестите шпаги ваших мнений. Мы вместе сочиним урок,
Но необычно повседневно занятье наше проведём
Души увидим проявленье, мораль на помощь призовем.
Давайте поздороваемся с вами сначала по-русски рукопожатием с соседом справа, а затем с соседом слева, а теперь по-европейски, приобняв, похлопайте по плечу и наконец, по-восточному....
Я вижу у вас у всех хорошее настроение и вы готовы к общению. Хотя тему вы выбрали, достаточно не простую.
II. Интерактивная беседа
Послушайте историю, которую рассказал один бывший мой ученик.
В 7 классе Сергей был непослушным, хулиганистым мальчишкой. Ребята считали его лидером, потому что он постоянно придумывал всякие приколы и развлечения.
Однажды на уроке ему удалось стащить у одной девчонки, Тани Ивановой, сумку со сменкой и выбросить её в открытое окно.
Малыши, увидев под окнами чужие старые ботинки, забросили их глубокую лужу.
А после уроков у ребят был матч с 7-Б, и Сергей совсем забыл про эти несчастные ботинки. Он сбегал домой, пообедал, переоделся, потом полтора часа честно отстоял на воротах, не пропустив ни одного гола.
Уже на последних минутах матча он увидел, как из дверей школы вышла Иванова, как шлепала в домашних тапочках по грязи, размазывая по щекам слезы. Сергей подозвал ребят, и они ухахатывались, глядя на эту раззяву.
....А вечером у них в подъезде был скандал. Из квартиры Ивановых раздавались крики. Пьяный отец, кричал, что заставит Таньку ходить босиком или в кирзовых сапогах, так как она не умеет беречь свои вещи.
Танька что-то жалобно лепетала, в эти крики вплетался голос Танькиной матери.
Сергей надел наушники, включил музыку и принялся делать уроки. Смеяться почему-то не хотелось.
А ночью он никак не мог уснуть, что-то противно царапало в сердце, мешало, не давало покоя.
Мысленно прогнал все события дня: заплаканная Иванова, шлепающая по лужам в домашних тапочках, пьяный голос её отца, жалобный лепет матери. Как ни уговаривал себя Сергей, как ни оправдывал, но получалось, это он был виноват во всем.
Решив, что утро вечера мудренее, Сергей уснул.
А на следующее утро “скорая помощь” увезла Иванову в больницу с воспалением легких.
Вот тут Сергей понял, как может “грызть совесть”.
У него были деньги, которые он копил на велосипед. В обувном магазине Сергей купил на эти деньги женские ботинки 38 размера, как у своей мамы и пошел в больницу проведать Иванову.
Он сказал, что пришел по поручению классного руководителя, положил на кровать пакет с ботинками и убежал. Попросить прощения у Ивановой он так и не решился.
Придя домой, он по привычке включил компьютер, надел наушники, включил музыку. И вдруг, вспомнив жалкое, испуганное и удивленное лицо Ивановой, Сергей почему то заплакал. Он проплакал несколько минут и, как ни странно, почувствовал такое облегчение, как будто с души свалился огромный тяжелый камень.
Вскоре семья Ивановых переехала на новую квартиру, и после болезни Таня перешла в другую школу.
Обсуждение
? Как вы считаете, почему Сергей почувствовал облегчение, купив Тане ботинки?
А почему он все-таки плакал?
Примерные варианты ответов:
- он постарался загладить вину;
- он должен был сделать что-то, чтобы искупить свою вину;
- совесть открыла ему глаза, и он смог почувствовать боль другого человека;
- совесть подсказала ему, что он всё сделал правильно;
- он плакал от жалости к однокласснице и от досады на себя;
- это были слёзы облегчения и очищения;
- он плакал от радости, что девочка не будет теперь на него обижаться.
? А как вообще можно загладить свой бессовестный поступок?
Примерные ответы детей:
- можно сделать какие-нибудь хорошие дела;
- пообещать самому себе, что больше этого никогда не повторится;
- можно попросить прощения у того, кого обидел;
- верующие люди могут покаяться на исповеди.
? В одной русской пословице говорится “Умел грешить, умей и каяться”, а что значит – каяться?
Выслушать мнения ребят
А давайте обратимся к словарю и узнаем значение этого слова.
Каяться – исповедоваться в грехах, откровенно признаваться в чем-либо; сожалея, признавать свою ошибку, вину.
Покаяние – добровольное признание в совершенном проступке, в ошибке; просьба прощения.
? Как вы думаете, ребята, что должно произойти в душе человека, прежде чем он попросит прощения?
Примерные ответы детей:
- осознание своей вины;
- испытание стыда;
- угрызение совести.
? Ребята, а что такое совесть? Выслушать мнения ребят
А вот как объясняется значение этого слова в словарях Ожегова и Даля:
Совесть – внутреннее сознание добра и зла, “тайник души”, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.
!! Попробуйте составить выражения или подобрать однокоренные слова со словом совесть, например, говорят “грызет совесть”
Примерные варианты ответов:
- Мучает совесть, совесть спать не даёт, муки совести, угрызения совести, совесть заговорила, совесть моя чиста, совесть спит, добросовестный человек, совестливый человек, бессовестный человек.
? Как вы считаете, ребята, что нужно сделать каждому из нас, чтобы жить со спокойной совестью, чтобы она нас “не грызла, не мучила”?
......да действительно, нужно попросить прощение, у того перед кем вы считаете себя виноватым или как говорят снять грех с души.
? Ребята, а в каких случаях, ситуациях вы считаете нельзя прощать?
Выслушать мнения ребят
? Есть ли среди вас те, кто ждет момента, когда у вас попросят прощения? ........
? А есть ли среди вас кто-нибудь, кто сам собирается попросить прощения?..........
? Скажите а что легче сделать попросить прощения самому или простить того кто у вас просит прощения?.......
? Ребята, когда у вас просят прощения, вы всегда прощаете? Почему нет? ......
? Чем может быть вызвано нежелание простить? .......
? С какой интонацией должны быть произнесены слова “Прости меня”?.......
? Как ещё можно сформулировать просьбу о прощении?
Примерные варианты ответов:
- Не держи на меня зла!
- Поверь, я искренне раскаиваюсь!
- Я был не прав!
- Я должен извиниться перед тобой!
- Отпусти мне мои грехи, прости меня!
А вы чаще просите прощение у своих друзей или у своих родителей? А какой бывает реакция ваших родителей, когда вы просите прощения и они видят, что вы искренне переживаете? ......
В русской пословице говорится : “Повинную голову меч не сечёт” - как вы понимаете эту пословицу?.....
Послушайте стихотворение А. Малышева и ответьте на вопросы:
Трудный путь
Я решил, и я отправляюсь...
Я иду в этот трудный путь.
Я иду в соседнюю комнату,
Где молча сидит моя мама.
И придётся открыть дверь, и сделать шаг...
И ещё...и ещё...
Может десять... десять шагов...
И тихо к ней подойти,
И тихо сказать: Прости!
В чем заключается смысл названия стихотворения? Почему каждый шаг давался мальчику с трудом? Что преодолевает мальчик? Почему он решил попросить прощения? Как реагирует мама на поступок сына, простит ли она его? Как вы думаете, она искренне простит его, или только сделает вид, что простила?
Один из ваших сверстников написал следующие строки:
Я придумал закон возвращения –
Если просишь у мамы прощения,
То она непременно прощает,
Имя доброе мне возвращает.
Если вы прощаете или вас прощают искренне, то это внутренне прощение, которое делает вашу чистой как умытая трава после дождя, а если вы только сделали вид что простили, а в душе осталась обида, то такое прощение называют внешним. И оно далеко небезопасно для вашего здоровья.
Ребята, я прочитала в одном медицинском журнале, что в одной клинике есть отделение для обиженных. Как вы думаете, от каких болезней там лечат пациентов? ......
Обида накапливается и запускает механизм разрушения организма, а это может дать толчок к развитию раковых клеток.
Я думаю убедила вас, что умение прощать необходимое умение, хотя бы для сохранения своего здоровья. Любое умение можно развивать путем тренировки, можно тренировать ум, мышцы заставляя их постоянно тренироваться, вы развиваете свои умения читать, писать, считать. Как вы думаете, а умение прощать, приобретаемое, и его тоже можно ли развить или оно врожденное и кому-то достаётся в большем объеме, а кому-то в меньшем?.......
IV. Подведение итогов
Каждый человек совершает поступки, которые могут быть ошибкой. Нель прожить жизнь не совершая ошибок, но очень важно научиться быть справедливым в оценке себя и своих поступков. Совершая ошибку необходимо признавать ее, неоходимо помнить и о том, что другой человек совершающий ошибку и признавший её должен быть прощён. Прощение дает возможность каждому человеку стать лучше, добрее, порядочнее. Умение прощать и быть прощённым спасает человека от одиночества, уничтожает ненависть, разъедает злобу и агрессию, помогает поселиться в душе добрым чувствам. На Руси существует праздник, который ранее называли – целовальник, а сейчас именуется Прощеное воскресенье. В стародавние времена люди шли в церковь, исповедовались и просили прощения у Бога. А при встрече со своими знакомыми было принято целоваться и говорить: “Прости меня , пожалуйста”, в ответ говорили “Бог тебя простит”. Именно этим праздником завершится текущая неделя. У вас есть замечательный шанс попросить прощения за плохие поступки и ошибки.
А я хочу завершить нашу встречу словами Булата Окуджавы:
На новый лад судьбу не перешить,
Самодовольство горькое блаженство.
Искусство всё простить и жажда жить
Недосягаемое совершенство.
Умение прощать - это свойство сильных, слабые никогда не прощают.
Если чьё-то мнение сегодня осталось не услышанным, простите меня, пожалуйста.