Логопедическое занятие по теме "Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Звуки [с] – [ш]". 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2


Цель: сформировать навык различения звуков на основе артикуляции и акустических особенностях, закрепление и уточнение словаря на основе слов, содержащих данные звуки.

Материал к занятию:

  • Для логопеда* – фотографии с изображением артикуляционных упражнений “Улыбочка”, “Лопата”, “Пиала”; сюжетная картинка с изображением качающихся деревьев; зашифрованные письма; небольшой мяч; предметные картинки с изображением шишки, кактуса, машины, кошки, насоса, мишки, сливы, цифры шесть, башни, басни, мишки, миски, кашки, каски; сифон для приготовления газированной воды; кусочек шифоновой ткани; на доске – изображение таблицы.
  • *Все фотографии, сюжетные и предметные картинки, текст зашифрованного письма, изображение таблицы можно с помощью презентации PowerPoint показать на экране.
  • Для каждого ученика – зеркала; предметные картинки с изображением шишки, кактуса, машины, кошки, насоса, мишки, сливы, цифры шесть; сигнальные карточки с условными обозначениями звуков [с] - [ш] (первая карточка с изображением стрелочки, вторая карточка с изображением дуги, другая карточка с изображением овала); карточки с буквами с, ш; листы** бумаги с заданиями.

См. Приложение.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Дыхательная гимнастика.

И.п. руки на коленях, спина прямая, ладонь на животе.

1. Вдох – животик как шарик надувается,
Выдох – шарик сдувается.
2. Вдох через рот, выдох через нос.
3. Вдох через нос, выдох через рот.

3. Артикуляционная гимнастика.

На доске или на экране: фотография ребенка, выполняющего упражнение “Улыбочка”. Логопед показывает упражнение, далее читает стихотворение, а дети выполняют это упражнение перед зеркалом и сравнивают свою артикуляцию с артикуляцией на фотографии.

Квака любит улыбаться,
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.

Улыбнулись как лягушки, показали зубки. А теперь губы выдвинули вперед.

На доске или на экране: фотография ребенка, выполняющего упражнение “Лопата”. Логопед показывает упражнение, далее читает стихотворение, а дети выполняют это упражнение перед зеркалом и сравнивают свою артикуляцию с артикуляцией на фотографии.

Язык лопатой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счет его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.

На доске или на экране: фотография ребенка, выполняющего упражнение “Пиала”. Логопед показывает упражнение, далее читает стихотворение, а дети выполняют это упражнение перед зеркалом и сравнивают свою артикуляцию с артикуляцией на фотографии.

Язык широкий положи.
Его края приподними -
Получилась пиала,
Очень круглая она.
В рот ее ты занеси
И края к зубам прижми.

3. Объявление темы урока.

На доске или на экране: изображение качающихся деревьев.

- Представьте, что мы отправляемся в лес. Покажите, какие там большие деревья. (Учащиеся поднимают руки вверх.)

- Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны. (Учащиеся раскачивают руки из стороны в сторону, изображая ветки деревьев.)

- Подул теплый ветерок: ш-ш-ш.

- Ветерок затих, не шевелятся больше ни ветки, ни деревья. Тишина в лесу. (Учащиеся тихонько опускают руки вниз.)

- Как шумели деревья от холодного ветра, какой звук мы произносили, изображая холодный ветер?

- Как шумели деревья от теплого ветра, какой звук мы произносили, изображая теплый ветер?

- Сегодня на занятии речь пойдет об этих двух звуках [с] и [ш]. На занятии мы будем учиться различать эти звуки, т.е. дифференцировать.

4. Дифференциация изолированных звуков [с] - [ш]. Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

На доске или на экране изображена таблица, у детей на листочках задание №1 с такой же таблицей.

  С Ш
Губы    
Язык    
Воздушная струя    
Голос    
Звук    

- Нам необходимо уточнить артикуляцию звуков [с] и [ш], заполнить таблицу и сравнить эти звуки.

- Произнесите длительно звук [с] и ощутите положение губ. (Губы растянуты в улыбке.)

Логопед заполняет таблицу на доске, учащиеся на листочках.

- А сейчас произнесите [ш], в каком положении губы? (Губы вытянуты вперед.)

Логопед заполняет таблицу на доске, учащиеся на листочках.

На доске или на экране – зашифрованное письмо, где вместо букв с и ш условное изображение губ.

а у у о ы

- Прочитайте слоги, заменяя условные обозначения звуками [с] или [ш] (ша, су, шу, шо, сы).

 губы вытянуты вперед, звук [ш]. губы растянуты в улыбке, звук [с].

- Снова произнесите звук [с] и ощутите, где у вас язычок. ( Язык у нижних резцов.)

Логопед заполняет таблицу на доске, учащиеся на листочках.

- А когда произносим звук [ш], где язычок? ( Язык поднимается к альвеолам верхних резцов, но не смыкается с ними. Положение языка похоже на “чашечку”)

Логопед заполняет таблицу на доске, учащиеся на листочках.

На доске или на экране – зашифрованное письмо, где вместо букв с и ш стрелочки, направленные вверх и вниз.

- Прочитайте слоги, заменяя условные обозначения звуками [с] или [ш] (са, со, шу, ша, сы, су).

img2.gif (116 bytes) - нижнее положение кончика языка, звук звук [с]. img3.gif (117 bytes) - верхнее положение кончика языка, звук [ш].

- С помощью тактильных ощущений тыльной стороной ладони определите воздушную струю. (При произнесении звука [c] воздушная струя узкая, холодная. При произнесении звука [ ш] воздушная струя широкая, теплая.)

Логопед заполняет таблицу на доске, учащиеся на листочках.

- Звуки [с] и [ш] произносятся без участия голоса (ладонь на горле, при произнесении горло не дрожит) - звуки глухие. При произнесении звуков воздушная струя встречает преграды - звуки согласные.

Параллельно ученики заполняют таблицу у себя на карточках.

По окончанию проведенной работы у логопеда получается следующая таблица:

  С Ш
Губы В улыбке Вытянуты вперед, как рупор
Кончик языка У нижних резцов Вверху
Воздушная струя Узкая, холодная Широкая, теплая
Голос Отсутствует Отсутствует
Звук Согласный, глухой Согласный, глухой

У учащихся на листочках следующая таблица:

  С Ш
Губы

Язык
Воздушная струя Узкая, холодная Широкая, теплая
Голос

Звук Согласный, глухой Согласный, глухой

- Определите звук по беззвучной артикуляции. (Логопед показывает артикуляцию звуков, дети должны догадаться и назвать, какой произносится звук.)

- Определите артикуляцию произнесенного звука. (Артикуляция логопеда закрыта. Дети показывают карточки с условными обозначениями артикуляции данных звуков (стрелочка, дуга, овал))

5. Дифференциация звуков в слогах.

1. - Прослушайте ряд слогов, повторите за мной и назовите слог, который повторяется дважды: са-ша-са, ша-са-ша, со-со-шо, шо-шо-со, шла-сла-шла, слу-шлу-слу, ста-ста-шта, шти-сти-шти.

2. Чтение чистоговорок.

На доске или на экране – чистоговорки, дети “по цепочке” читают написанное.

са-ша-са

со-со-шо

шу-шу-су

В лесу бегает лиса.

Это очень хорошо.

Мы увидели лису.

ша-са-ша

шо-шо-со

Мама моет малыша.

Вова катит колесо. шу-су-шу Я письмо пишу.

3. - Прослушайте слоги и звукосочетания. Выделите в них звуки [с] и [ш]. Поднимите карточку с соответствующей буквой. Логопед читает слоги и звукосочетания: шо, со, ша, шу, ши, сы, су, шам, сум, шла, сло, шма, сме, сле, шки, сти.

6. Дифференциация звуков в словах.

1. На доске или на экране – предметные картинки. У каждого ученика на парте набор таких же предметных картинок.

- Разложите картинки на две группы. Вправо картинки, в названии которых есть звук [с], картинки со звуком [ш] - влево. А в какую группу отнесете картинку с изображением цифры шесть?

Проверка: дети называют картинки правого столбика, затем левого.

2. Работа со звуковыми линейками. Учащиеся работают со звуковыми линейками на листочках, задание №2.

Логопед снова произносит названия предметных картинок. Дети последовательно называют звуки в словах и вписывают в нужные клеточки только буквы с, ш.

- Каким по счету в слове кактус звук [с]?

- Какой первый звук в слове слива?

7. Физкультминутка.

1. Логопед кидает мяч одному из учеников и называет глагол в неопределенной форме. Ученик кидает мяч обратно и называют глагол 1 лица единственного числа.

Просить – прошу, носить – ношу, плясать – пляшу, взвесить – взвешу, откусить откуш у.

2. Далее логопед кидает мяч одному из учеников и называет глаголы 1 лица единственного числа, а ученики называют глаголы 2 лица единственного числа.

Рисую - рисуешь, сыплю - сыплешь, сею - сеешь, брею - бреешь, пою - поешь.

8. Дифференциация звуков в словах и предложениях. Работа со словами – паронимами.

1. На доске или на экране – изображение крыши и крысы.

- Что изображено на первой картинке? Что на второй? Сравните слова по звучанию. В чем различие слов?

2. На доске или на экране – слова с пропущенными буквами (ба_ня, ми_ка, ка_ка, _ифон).

Задание №3 на листочках.

- Запишите слова, вставив сначала букву с, затем букву ш. Слова запишите парами. Сравните пары слов по звучанию и по смыслу. Какими звуками они отличаются?

Проверка: дети читают записанные слова, сравнивают слова по звучанию, объясняют значение, а логопед показывает предметную картинку.

- Что такое сифон? (Сифон – сосуд для приготовления и хранения газированной воды).

- Что такое шифон? (Шифон – тонкая прозрачная шелковая ткань).

Логопед показывает сифон и кусочек шифоновой ткани.

- Так ли важно правильно произносить звуки в словах?

Вывод: меняется звук в слове – меняется значение слова. Очень важно следить за произношением.

Задание №4 на листочках.

- Прочитайте инструкцию к следующему заданию. Вам необходимо карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.

Проверка: дети зачитывают порядок выполнения задания. (Прочитайте1 и запишите4 предложения, вставляя2 подходящее по смыслу слово. Подчеркните5 буквы с и ш. Устно объясните3 свой выбор.)

Далее согласно инструкции выполняют задание с предложениями.

Проверка: дети еще раз зачитывают получившиеся предложения и объясняют свой выбор.

- Так ли важно правильно записать нужную букву?

Вывод: меняется буква в слове – меняется значение слова. Очень важно следить за написанием.

9. Подведение итогов занятия.

- Над чем работали? О какие это звуки, дайте характеристику каждому звуку. Чем отличаются звуки [с] - [ш]? Что запомнили? Какие задания показались вам интересными? Трудными?

- А сейчас сделайте отметки на линейке достижений. (Ученик ставит отметку – черточку на каждой линейке)

Спасибо вам за занятие.