Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме “Уравнения”.
Задачи урока:
Дидактические:
- актуализировать знания о правилах решения уравнений;
- повторить алгоритм решения задач с помощью уравнений;
- совершенствовать навыки вычислительной деятельности;
- создать условия для отработки навыков и умений в решении задач с помощью уравнений.
Развивающие:
- создать условия для развития коммуникативных навыков учащихся;
- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;
- содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные:
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах;
- способствовать формированию навыков самооценки и взаимной оценки;
- способствовать формированию навыков сотрудничества в группе;
- личностное и интеллектуальное развитие учащихся.
Тип урока: комбинированный (урок обобщающего повторения и контроля знаний)
Оборудование: Раздаточный материал (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), рабочая тетрадь, письменные принадлежности.
Форма организации учебной деятельности: работа в группах
Ход урока
1. Организационный момент
На данном этапе урока учитель предлагает учащимся разбиться на группы по 5 человек (количество и состав групп может быть изменен в зависимости от наполняемости класса). После формирования групп учитель озвучивает цель урока и организует работу учеников.
2. Актуализация знаний
Учитель проводит фронтальный опрос:
- Что такое уравнение?
- Что значит решить уравнение?
- Что такое корень уравнения?
- Какие правила решения уравнений вы знаете?
- Вспомните алгоритм решения задач с помощью уравнений. Что нужно сделать сначала? Что определить? Какие взаимосвязи установить? И т.д.
Вид деятельности учащихся: формулируют определения уравнения и корня уравнения, формулируют правила решения уравнений и алгоритм решения задач с помощью уравнений.
Планируемый результат: демонстрируют теоретические знания по теме “Уравнения”.
3. Отработка и закрепление навыков решения уравнений и задач с помощью уравнений
А) Решение уравнений
Каждой группе учащихся предлагается набор уравнений (см. Приложение 1), все уравнения различной степени сложности. Участники группы совместно распределяют уравнения между собой так, чтобы каждому досталось по 2 уравнения для самостоятельного решения. После того, как уравнения будут решены (в случае затруднения одного из учащихся возможна взаимопомощь членов группы), участники группы совместно расшифровывают кодовое слово. Совместно с учителем обсуждают и анализируют допущенные ошибки.
Вид деятельности учащихся: решают уравнения, расшифровывают кодовое слово.
Планируемый результат: могут решать уравнения, приводя при этом подобные слагаемые, раскрывая скобки; умеют формулировать полученные результаты; могут аргументировать решение и найденные ошибки, обобщать; могут выбирать задания, соответствующие своим знаниям.
Б) Решение задач
Каждой группе учащихся предлагается набор задач (см. Приложение 2), которые нужно решить с помощью уравнений. Каждый участник группы решает самостоятельно 1 задачу и может оказать помощь товарищам по команде, если это будет необходимо. После того, как все группы справятся с решением задач, переходим к обсуждению и анализу решенных задач ( каждая группа представляет свое решение одной из пяти задач).
Вид деятельности учащихся: составляют выражение по условию задачи, решают уравнение, грамотно оформляют решение задачи.
Планируемый результат: знают, как составить математическую модель реальной ситуации; имеют представление об этапах решения задачи; могут найти и устранить причины возникших трудностей; проводят информационно-смысловой анализ прочитанного текста; участвуют в диалоге; понимают точку зрения собеседника; могут решить уравнение, аргументировать решение;
4. Рефлексия
На данном этапе учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке и работу товарищей по команде, оценить вклад каждого в общее дело. Учащимся предлагается заполнить таблицу (см. Приложение №3), где нужно оценить свою работу (1-4) и работу товарищей по группе:
Оценить решение уравнения №1 (самооценка)
2 - Оценить решение уравнения №2 (самооценка)
3 - Оценить решение задачи (самооценка)
4 - Оценить свое участие в ответах на вопросы учителя (самооценка)
Остальную часть таблицы заполняют товарищи по команде, где каждый из них может оценить вклад другого в работу группы (взаимная оценка).
Данные таблицы учитель может использовать при выставлении отметки за урок.
Планируемый результат: Умеют проводить самооценку собственных действий; умеют аргументировать свое решение; владеют навыками взаимного анализа.
5. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания
Примечание для учителя: данный урок является подготовкой к контрольной работе, материалы для контрольной работы прилагаются (см. Приложение 4 и Приложение 5).