Гражданская культура - уровень, характер и содержание нравственных, правовых, политических, эстетических и иных знаний, и навыков человека, помогающий ему осознать свои гражданские права и обязанности и определить свое место и роль в решении задач, стоящих перед обществом. Любой гражданин, стремящийся жить в демократическом обществе, и который выбирает статус хозяина своей жизни, всегда проявляет свою гражданскую позицию. Такая позиция требует прежде всего ответственного отношения к выполнению гражданского долга. Гражданская позиция направлена на стремление обсуждать и решать общие проблемы. Непосредственное обучение в школе играет не последнюю роль в выработке гражданской культуры. Как не в школе начинается привитие гражданского стрежня, без которого не возможно сформировать свою гражданскую позицию.
Формирование и дальнейшее развитие гражданской культуры - сложный процесс, который включает в себя обучение во многих социальных институтах - в семье, группе сверстников, школе, на рабочем месте и в политической системе. Опыт, получаемый индивидуумами в этих институтах, различен. Они приобретают политические ориентации путем направленного обучения - например, на специальных уроках основ гражданственности, парламентских уроках либо изучая политический блок на уроках обществознания. Но они также обучаются, сталкиваясь с политическим опытом, который вовсе не рассчитан на то, чтобы на нем учились, - например, ребенок слышит, как его родители обсуждают политические вопросы или наблюдает за деятельностью субъектов политической системы. Воспитание политических ориентации может быть и не направленным, и не политическим по своему характеру, как это бывает, когда индивид узнает о власти из своего участия во властных структурах семьи или школы, или когда он узнает о том, заслуживают ли люди доверия, из своих ранних контактов со взрослыми.
Формирование и развитие гражданской позиции происходит неразрывным процессом с таким понятием как правовая культура. Гражданская и правовая культура тесно связаны между собой. Невозможно представить развитие одного без другого компонента. Развитие правовой культуры тесно связано с уровнем нравственного сознания. Знания, взгляды, нормы, представления о праве не только передаются из поколения в поколения, но и воспитываются в процессе обучения в школе, в семье. Правовая культура – прежде всего уважительное отношение к его нормам. Особенность правовой культуры в том, что она образует особую форму жизнедеятельности государства, государственных служащих, а также всех субъектов права.
Наша Республика Татарстан, как любое государство имеет свою правовую культуры. С начала 90-х годов у нас в Татарстане строилось и продолжает строится татарское национальное государство. Татарская национальная революция началась в России на взлёте перестроечных процессов в СССР, с начала 1990-х годов. Сейчас она успешно развивается. Этническое или национальное самосознание татарского народа за прошедшие два десятилетия выросло в разы. Развивается культурное обособление татар от русских. В руках татар находятся все реальные рычаги управления политикой, экономикой, финансами, культурой, образованием, прокуратура, суд, полиция. Гражданская культура многофакторна. И важно определить социальные институты, наиболее влияющие на ее формирование.
Накопление своей гражданско-правовой активности Татарстан начал в не простых исторических событиях. Появлялись новые формирования людей по своим убеждениям, которые целью своей деятельности считали устремление к реальным переменам в самых различных областях жизни общества. Уже к 1990 годам общее число неформальных объединений превысило 4 тысячи. Для небольшой республики это значительный показатель в формировании своей гражданской позиции.
Эти формирования имели различную специфику деятельности – от политической оппозиций до радикальных образований. Например, татарская партия национальной независимости “Иттифак” и союз татарской молодежи “Азатлык” (“Свобода”) принимают активное участие в компаниях по выборам народных депутатов не только в стенах родного ТАССР, но и в союзной России. На организованных ими митингах, пикетах, шествиях татарский народ проявил себя достаточно активно, поддерживая демократически настроенных кандидатов. В результате народными депутатами СССР от республики были избраны 22 человека, в том числе 8 татар. Многие депутаты имели оперативную обратную связь со своими избирателями. Вовлеченность граждан в политическую жизнь была очень высокой и, вероятно, для нашей страны непревзойдённой. А выступления ректора КГУ А.В. Коновалова, главного редактора газеты “Вечерняя Казань” А.А. Гаврилова, драматурга Т.А. Минуллина на I съезде народных депутатов СССР говорит о смелой, отличительной и национальной гражданской позиции. Политическая социализация во многом сводится к прямому воздействию на человека гражданской культуры и самого демократического государственного устройства. Воспринимая политические ориентации и поведение предыдущих поколений, каждое новое поколение вбирает в себя гражданскую культуру.
Одним из важных этапов в формировании гражданской активности связан с событиями, произошедшими весной-летом 1990 года, когда остро стоял вопрос о повышении государственного статуса Татарстана. Политизация масс достигла небывалой остроты и размаха. Это проявлялось в организованных многочисленных мероприятиях, где выжигались лозунги “Татарии – статус союзной республики!”. А гражданское неравнодушие татарского народа отразилось в собранных ими 100 тысяч подписей под этим требованием. Но все эти трудности были лишь первым шагом на пути достижения не только политического статуса республики, но и нового статуса жителей Татарстана - гражданской.
В последующем, гражданская активность Татарстана приобретала новую окраску. В укреплении суверенитета необходимо было учредить институт президентства в республике, но оставалась необходимость выборов президента России в республике. Это вызвало большой общественный резонанс. В городах при большом стечении народа практически ежедневно проходили манифестации, митинги. Дошло даже дело до стычек с милицией, в результате политической нестабильности после августовских событий 1991 года.
В этих условиях правовая культура взаимодействует с правовым сознанием, а оно в свою очередь представляет оценку и представления, существующие в обществе и выражающие критику действующего права. Тогда у граждан формируются определенные надежны и пожелания к правовой сфере. Проверкой гражданственного стержня населения Татарстана был референдум, 21 марта 1992 года, по вопросу о ее государственном статусе. На данном этапе правовая культура населения Татарстана обрела определённые характерные черты и особенности, которые отражали специфику национального правосознания, а также развивалась особенная правовая культура социальных групп, например, граждан разного возраста, жителей городов, сельской местности и т.д.
Здесь на гражданское самосознание народа оказывали влияние мощная агитация, которую проводили как противники суверенитета, так и ее сторонники. С подобными обращениями к народу выступали писатели республики, Союз женщин, педагогические коллективы, ученые, тем самым выражаю свою гражданскую позицию. Результатом тех событий послужило то, что 21 марта на референдум пришло подавляющее большинство граждан - 81,7% татарстанцев, из них 61,4% на поставленный вопрос ответили “да”. Такой результат свидетельствовал, что большинства татарстанцев через поддержку курса на углубление процесса суверенитета выражали свободно свою гражданскую культуру. Возможно, высшее руководство и сомневалось во время референдума, но простой народ верил в победу. Почти 450 лет татарский народ жил под давлением. Референдум стал важнейшим событием для выброса накопившейся энергии, граждане смогли сказать свое слово. Людям, проживающим в Татарстане, было важно, чтобы Татарстан выиграл, чтобы он был сильным. Развитое массовое правосознание, зрелая правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства.
Избирательный голос становится веским аргументом в противоборстве между федеральными и региональными элитами. Преобразование национально-территориальных образований в суверенные республики происходило с законодательным закреплением собственных избирательных систем в нормативных актах субъектов федерации. Основной проблемой избирательного процесса является противоречие между необходимостью проведения периодических выборов как базового элемента демократии и существующей практикой реализации этого процесса.
На электоральное поведение жителей Татарстана, их предпочтения в отношении кандидатов повлиял ряд факторов. Анализ их частично основан на итоговых данных Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, а частично на данных республиканского социологического исследования, проведенного аналитической службой Государственного Совета Республики Татарстан 25 февраля - 1 марта 2001 года, а также на данных опроса, проведенного той же службой 10-12 марта, практически накануне выборов Президента РТ. Всего в ходе названного первым исследования было опрошено 2800 респондентов, пропорционально представляющих основные социальные группы избирателей Татарстана.
Последние выборы также продемонстрировали активное участие молодежи и людей среднего возраста, особенно среди предпринимательских кругов. То обстоятельство, что предприниматели (пока еще робко) устремились в органы политической власти свидетельствует, с одной стороны, о легитимации существующей политической системы, а с другой - указывает на то, что сложившаяся политическая традиция не удовлетворяет экономически активное население, которое, в отличие от простых крестьян, адекватно осознает свои политические интересы. Этот процесс представляет, пожалуй, наибольшую угрозу, сложившейся в Республике Татарстан схеме управления: устав от бдений в приемных, предприниматели стремятся самостоятельно представлять свои интересы в коридорах власти.
Таким образом, происходили глубокие перемены в общественном сознании, которые не позволяли татарскому народу оставаться в стороне от происходящих событий, меняющие их общественный уклад жизни. Участие в выборах – это показатель нашей гражданской зрелости и самостоятельной политической позиции. Формирование подлинно гражданско-правового правосознания связано с преодолением узковедомственных, национальных и религиозных интересов. В центре этих проблем стоят татарский народ, но уже как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Крепнет гражданско-правовая культура через развитие политической демократии, сопровождающееся расширением возможностей участия обычного жителя Республики Татарстан в политическом процессе принятия решений. Новый путь принятия политических решений формируется через участие ее граждан.