Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала.
В Концепции проекта “НАША НОВАЯ ШКОЛА” идеал сформулирован как высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
При разработке программы воспитания и социализации учащихся начальной школы мы брали за основу национальный воспитательный идеал.
В программе педагогической деятельности по воспитанию и социализации учащихся начальных классов мы выделяем следующие уровни социализации:
1 уровень: имею свои индивидуальные нормы;
2 уровень: знаю нормы, но не выполняю, следую нормам тогда, когда удобно;
3 уровень: вижу норму, но не умею найти ресурс;
4 уровень: сам ввожу норму, влияю на ситуацию.
Глобальная (стратегическая) цель данной программы – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Локальная (тактическая) цель – разработка и реализация системы воспитательных мероприятий, содержащих в себе возможность культурных социальных проб.
Задачи.
- Установить взаимодействие с родительской общественностью класса посредством вовлечения их в культурообразующую воспитательную деятельность и предъявления единых требований в процессе социализации и воспитания детей.
- Разработать искусственные (проблемные) ситуации и встраивать их в жизненные ситуации детей.
- Применять в организации воспитательных мероприятий разнообразные организационные формы и формы организации деятельности.
Ожидаемый результат: учащиеся соблюдают нормы поведения в лицее, других средах; разрешают конфликтные ситуации ненасильственным путем, активно принимают участие в общественной жизни класса, лицея.
В первом классе школьники приобрели социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Во втором и третьем классе лицеисты приобретут опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, лицея, т.е. в защищенном, дружественном просоциальном пространстве. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
В четвертом классе лицеисты выходят в пространство общественного действия, т.е. самостоятельно выполняют общественные поручения, становятся социальными деятелями. Такой выход для лицеистов должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду.
Программа имеет модульно-блочную структуру, за основу модулей взята тематика воспитательной системы лицея: 1 модуль – изучение семей и определение уровней социализации, первичная диагностика детей; 2 модуль – месяц ЗОЖ; 3 модуль – месяц культуры семейных отношений; 4 модуль – месяц культурного досуга; 5 модуль – гражданско-патриотическое воспитание; 6 модуль – месяц толерантности; 7 модуль – весенний месяц добра; 8 модуль – вахта памяти – героико-патриотическое воспитание. Внутри каждого модуля выделены блоки по субъектам воспитания: работа с родителями и работа с детьми.
Приведем пример структуры тематического планирования и части содержательного аспекта программы (см. табл.1).
Таблица 1. Тематическое планирование. Приложение
Ценность данной программы.
1. Систематизация деятельности учителя и учащихся.
2. Внедрение новых форм работы с детьми и родителями.
3. Дает возможность отслеживать результат работы по становлению социальных норм у учащихся.
Основной принцип системно-деятельностного подхода – это демонстрационность и наглядность в обучении и воспитании. Во-первых, данная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся (форма деятельности); во-вторых, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного подхода обеспечивается системный тренинг всего перечня деятельностных способностей.
Список использованной литературы
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.: Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / М.: Просвещение, 2011.
- Программа духовно-нравственного воспитания учащихся на ступени начального общего образования. Составлена на основе примерной основной образовательной программы ОУ. Начальная школа / (сост. Е.С. Савинов). - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).